КОЛЫМСКИЙ ТРАКТ: из Якутска в Магадан (описание маршрута, часть 2)

Jul 24, 2013 13:57

Хандыга - Усть-Нера (550 км)

После двух ночевок в Хандыге я отправился дальше - в Усть-Неру. Местные товарищи нашли телефон, по которому меня вписали в микроавтобус, шедший из Якутска. В этот раз он был забит арбузами, луком и прочим продовольствием, а я стал единственным пассажиром. Мой водитель - Руслан, осетин, всю жизнь проживший в этих краях (в основном в Магадане), но в последние годы - в Усть-Нере.
Первая остановка - Теплый Ключ. Это крохотный поселок дорожников и авиаторов. С Отечественной войны тут есть аэродром, которым пользуются имеющие деньги командированные: авиабилет из Якутска 14 тыс. руб. плюс пара тысяч за такси до Хандыги. На развилке есть кафе, где можно поесть и прикупить напитки. Дорога до этого места - гравийка, которая в сухую погоду весьма пыльная. Но ехать со средней скоростью по ней можно.



Пробитое колесо - типичная история на федеральной трассе "Колыма".



Ручей за Теплым ключем, где все останавливаются запастись чистой водой. Кроме того, это не просто ручей. Сюда бросают монетки и оставляют разные мелкие штучки на счастье.

За Теплым Ключем начинается горный маршрут. Тут в нашей машине замигал предупреждающий сигнал. Однако его смысл не был понятен ни мне, ни водителю. Поскольку Руслан купил подержанную машину, то инструкции в ней не было, а если бы и была, то какой в ней толк: машина-то из Японии! Остановили машину наших спутников. Те тоже пожали плечами, но заверили, что ничего страшного быть не должно. В такой ситуации остается только верить.
В Якутске мне с говорили об опасных "прижимах", превращающих езду здесь в настоящий экстрим. Один якутский парень из соседнего района описывал в красках, как машины разъезжаются над пропастью, как легко столкнуться, как много там погибло людей. Правда, он периодически честно уточнял: "Так говорят. Сам я там никогда не был".
На деле оказалась обычная по сложности горная дорога, каких я видел уже не мало. Правда, сейчас ее активно расширяют, поэтому, не исключаю, что раньше она была страшнее. В некоторых местах дорога расширена до впечатляющих размеров нормальной горной магистрали. Правда, таких мест, намекающих на ждущее водителей светлое будущее пока не много. Однако места реконструкции встречаются часто, и все они насыщены мощной японской дорожной техникой.





Здесь то на одном, то на другом участке шли взрывные работы, поэтому была вероятность попасть в пробку, но все обошлось. Путь проходит по очень живописным местам, которые белой ночью приобретают особый шарм. Никогда не видел гор в белую ночь! Все мои прежние горы были южными.







В ряде мест мы преодолевали горные ручьи и речки. Ничего экстремального, правда, на одном из них наши спутники налетели на камень и повисли на нем. Если бы не попутный джип, они бы сидели так долго. Мы же пробили заднее колесо. Пришлось в густых утренних сумерках его менять. На мягкой почве домкрат поплыл в сторону и сломался. К счастью, рядом остановилась машина руслановского партнера, выбравшегося из плена. С помощью второго домкрата колесо сменили.



Переправа.







У Кюбеме развилка. Когда-то здесь был поселок связистов, но в связи с техническим прогрессом он стал не нужен, поэтому сейчас это археологические руины. Правда, тут среди сломанных машин и развалюх стоит сарай с гордым названием "Кафе". Ранним утром, когда мы сюда прибыли, все было закрыто, и бедный Руслан бегал, не зная кому отдать привезенные сахар и хлеб. В конце концов решил передать через пацанов, которые гуляли в половин шестого утра (!) по этому экзотическому месту. Здесь же есть и заправка архаичного до степени экзотики вида.



Заправка в Кюбеме.

Если не сворачивать на Север, а ехать на Томтор (полюс холода), то попадешь в Куйдусун. Там есть гостиница. Это старый тракт. Он на пару сотен км короче, но тут нет почти ни одного целого моста.
У меня был план поехать этим путем. Нашелся даже мужик, готовый довести до "полюса холода", находящегося именно на этом участке трассы. Однако после консультаций с мотоциклистами из Москвы и Новой Зеландии, проехавшими этим маршрутом, я понял, что это сугубо спортивный путь, который может сильно затянуть мое путешествие. Можно было съездить только в Томтор и Оймякон, но оттуда пришлось бы снова возвращаться в Усть-Неру, делая крюк в полтысячи километров в один конец.
Новый вариант Колымской трассы идет через Усть-Неру - центр Оймяконского улуса. Туда я и отправился. Дорога на этом отрезке вполне терпимая.
Руслан явно засыпал. И это не удивительно, т.к. он ехал от самого Якутска, а от него до Усть-Неры 1 тыс. км, что на такой дороге означает сутки за рулем. И это типичный режим для этой дороги! Таким образом, главные опасности этой дороги - это не прижимы и пропасти, а засыпающие за рулем изнуренные водители и ломающиеся машины (особенно лопающиеся покрышки).
Я уговорил его расслабиться и передать руль мне. Благо, что у нас дома почти такая же машина. Он долго сопротивлялся, но все же сдался. Я сел за руль и вел машину до подступов к Усть-Нере. Правда, со сном у него получалось плохо. Периодически он открывал глаз и говорил: "Вова, умоляю не гони! У меня машина чужих арбузов!" Правда, слово "не гони" звучало странно на дороге, усыпанной камнями.



Руслан пытается держать глаза открытыми, но это удается ему с трудом.

Перед поселком Усть-Нера перевал Ольчанский. Здесь дорога пересекает р. Индигирку. За окном мелькает лесотундра.



Тайга после пожара.



Лесотундра близ Усть-Неры.




На подступах к Усть-Нере пробила колесо вторая машина нашего каравана. На такой дороге, как говорят, водители, новой резины хватает на 10-15 тыс. км.
Часов в 10 утра мы въехали в Усть-Неру, со всех сторон окруженную живописными сопками. Она находится примерно на полпути между Якутском и Магаданом: туда тысяча и в другую сторону столько же. Меня сразу отвезли в гостиницу, где за 1 тыс. руб. я снял койку в задрипанном трехместном номере без горячей воды. Тут же меня вписали в рейс на Ягодное через две ночи. Но об Усть-Нере отдельно.
Участок Хандыга - Усть-Нера оказался самым живописным на трассе "Колыма". То, что мы прошли его ночью, для июля не было минусом, хотя днем эти пейзажи должны смотреться совершенно иначе.

дороги, Колымский тракт, Якутия

Previous post Next post
Up