тексты

Oct 25, 2018 13:10


Для The Kolo https://www.instagram.com/thekoloua/ (интервью разбито на 3 поста)



Привет, я Саша Очман, и я работаю на телевидении.

Сейчас я менеджер одного из направлений Суспільного мовлення (Общественного вещания). Участвовала в создании телеканала UA:Крим, работала на 3 сезоне «Життя без обману» с Алексеем Душкой, помогала на «ЧереЩур» с Майклом Щуром и организовывала съемки «Вечірнього шоу з Юрієм Марченком», так же занимаюсь спецпроектами к важным датам типа Дня незалежности или Дня захисника України.

Работа на телевидении - совсем не такая, какой её представляют себе мои знакомые, и сегодня я пролью свет на некоторые факты. Например, вы говорите мне:

1. «Тыжнателеке»
Людям не интересно, редактор ты, продюсер, осветитель, реквизитор или журналист программы про жизнь насекомых - ты на телеке! Именно к тебе обратятся, чтобы собрать деньги на лечение маленького Алёшеньки, именно тебе позвонят незнакомцы из села на Волыни с требованием показать по телевизору рожи соседей, которые заставили снести какие-то очень важные ворота. Именно у тебя спросят сколько стоит реклама, телефон Кати Осадчей, и можно ли прийти хоть в какую-то передачу. Если ты не можешь помочь - люди разочаровываются. Ну что ты вообще тогда можешь? Ты точно на телеке? Полы там, наверное, моешь.

2. «Тыжведущий» vs «Ааааа, ты не ведууущий»
Если ты не ведущий или хотя бы не журналист ТСН, к тебе быстро теряют интерес. Потому что ты никто. Особенно, если не стремишься быть ведущим. На телеке работают журналисты и ведущие - это всем известно! Люди извне не представляют себе сколько профессионалов круглосуточно трудятся над тем, чтобы они услышали из уст ведущего что-то адекватное, и вообще увидели этого ведущего в эфире. Люди не представляют как сильно ведущий зависим. Да, быть ведущим - это сложно, максимально ответственно, по-хорошему - ведущий таки реально умный, находчивый, и красивый. Но любой хороший проект, любую программу делает команда. В которой каждый винтик на вес золота, каждый очень сильно влияет на то, что вы увидите по телевизору.

____

3. «Ты продюсер? Но продюсер же богатый, вкладывает свои деньги и раскручивает звёзд!»
Раскручивает, на карусели. И вкладывает - да, вкладывает пол скромной зарплаты, потому что реквизит нужен сейчас, а компания по безналу будет платить 3 дня. Продюсер на телевидении - это тот, кто решает проблемы и выгребает. Я не знаю как конкретнее объяснить то, чем я занимаюсь. Продюсер - это одновременно начальник творцов, который руководит, организовывает, считает деньги, и слуга творцов, который обязан дать возможность реализовать идею любой сложности, если она хороша. Produce - это буквально «производить». Продюсеры ответственны за производство контента в целом, тогда как сценаристы - только за сценарий, оператор - за то, что снято его камерой, а ведущий - за то, что он сделал в кадре.

4. «Ты умрешь в нищете, телевизор никто не смотрит, это прошлое, у меня его даже нет»
Да конечно, не смотрите вы. Шо, и сериалов никогда не видели? И в ютубе вас заблокировали? И про «Міняю жінку» не слышали? И Ольга Фреймут вам не знакома? В ХХІ веке уже не обязательно иметь в гостиной ящик с антенной, накрытый вязаной салфеточкой, чтобы потреблять контент, который мы производим. Скорее всего, вы тоже смотрите классические телепродукты, просто не задумываетесь об этом.

____

5. «А в экстрасенсах - это ж неправда все? Это ж кто-то сочиняет?»
Ну что вы, конечно, правда. Обычное дело, когда из 8-летней девочки где-то под Житомиром выходит душа, утопленной в колодце хозяйки кольца, которое бабушка девочки сняла с трупа в морге в 1984 году. Но такая фигня не только с экстрасенсами. У каждой программы есть журналист, сценарист, редактор, гостевой редактор, режиссёр и так далее. Даже в реалити, где все герои живут жизнь под прицелом камер и не знают сценария - есть сценарий и выстроена драматургия. Иначе бы вы это не смотрели. Даже в простом интервью с политиком в прямом эфире вопросы ведущего продуманы заранее, как и их порядок. Даже у новостей есть «сценарий» - вёрстка, и совершенно не все равно в каком порядке вам расскажут, что происходит в стране. Поэтому нельзя противопоставлять «правду» и «сценарий». У каждого своя правда, а сценарий - инструмент, чтобы её показать. Я даже не знаю, может экстрасенсы на СТБ реально верят в то, что они экстрасенсы, и это их правда.

6. «А Алексей Душка на самом деле - душка? А Майкл Щур правда из Канады? А Юрий Марченко - это кто?» - хорошо ещё, когда вы спрашиваете про тех, с кем я имею честь работать. Но как дела у Влада Ямы я не знаю, и вы снова во мне разочарованы. Но раз уж вы это читаете, Душка - просто офигенный, Майкл Щур - это сценический образ моего нынешнего начальника Романа Винтонива. Роман не из Канады, и работает не только Щуром - он член правления Суспільного. А Юра Марченко больше известный фейсбуку как Кошмарченко - главный на Platforma, человек с потрясающим чувством юмора, и самый терпеливый ведущий, которого мне приходилось видеть. Ни разу не выкинул какой-нибудь крендель - ну кроме того, что незаметно пил во время съемки.

____

***

Почему мы выбираем кавказские танцы?

1. ОСАНКА. Безусловно, все виды танцев тренируют мышцы спины и постепенно формируют правильную осанку, но именно при исполнении кавказских танцев НЕВОЗМОЖНО ссутулиться - у вас просто не получится выполнять движения и держать руки!

2. КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ. Ох уж эти кавказские танцы! Ногами резко, руками плавно, или наоборот, в разном темпе; следи за положением пальцев, оборотом кисти, линией руки, поворотом головы, выражением лица, наклоном корпуса и скоростью ног - и все это ОДНОВРЕМЕННО!

3. ТЕМПЕРАМЕНТ. Обретение настоящего кавказского темперамента - профессиональная деформация всех танцоров нашего направления, какой бы они ни были национальности. Мы умеем быстро вспыхивать счастьем или гневом, молниеносно принимать решения, и так же мгновенно гордо успокаиваться.

4. БЕШЕНЫЙ РАСХОД КАЛОРИЙ. Когда занимаешься кавказскими танцами, можно позволять себе есть блюда замечательной кавказской кухни как маленький бегемот. В процессе танца прорабатываются все мышцы, дается достаточная кардионагрузка - в среднем расходуется на 30 ккал за полчаса больше, чем при других видах танцев.

5. НАСТРОЕНИЕ. Неплохо, когда у тебя выходит станцевать сальсу, отлично, если получается хип-хоп, но когда ты смог выучить на занятии все движения лезгинки или казбегури - чувствуешь себя королем мира! Потому что вообще никому непонятно, как ты смог это повторить. ;)

***

Дві маленькі історії про освіту для ромів.

Зустрічаємось з мамою Аранкою:

- Ваша Аманда дуже гарно пише.
- Дякую! У мене дівчата малі чемні, хороші. В школу ходять самі вже, будити не треба. Тільки одна Ліза у мене старша, вже 13 років має, така не чемна. В школу зовсім не ходить!
- мама, я ходу! - Ліза сміється присоромлено, бо знає, що всі знають, що вона лукавить.
- Не ходиш! Каже мені недавно: «купиш туфлі, буду ходить в школу». Дала йому 200 гривен, вона купила туфлі, і всьо! В понеділок вже не хоче йти! Обманула!
- То у мене просто нога болить!
- То не ногом пишеш, а руком! Вчитись треба!

Але примушувати і через то сваритися тут не будуть.

***
Цього разу в таборі я подружилася з Софією. Я не обирала серед дітей, просто вона взяла мене за руку і весь день не відпускала. Зайняла мені місце в автобусі, ходила зі мною. Софія дуже слухняна, охайна, у неї доглянуте волосся, чистий одяг. Я намагалася її розговорити, ставити різні питання.

- Любиш тварин?
- Так
- А у тебе є якась домашня тварина?
- Так. Собака. Велииика... Мертва.
🤷‍♀️

Згодом Софія почала перша до мене говорити - «там росте шипшина, я люблю шипшину», «дивись! Весілля! Дуже красиво», «яка сукня!який великий дім!». А потім почала і мене розпитувати:

А у тебе теж є мама? А тато? А як їх звати? А де вони живуть?
А у тебе є діти? А чоловік до нас відпускає?
А у вас в таборі теж є церква?

Пояснюючи, що живу не в таборі, а в Києві, у такому «великому домі» як ми бачили, почувалася грьобаною мажоркою.

Софія на відміну від багатьох дітей вміє писати своє ім‘я. Софія хоч і соромиться, базово говорить українською, говорить чемно, іноді навіть перекладає мені інших дітей з угорської. Гарно співає. Софія може сісти за парту, слухати і спокійно виконувати завдання. Софія хоче бути лікарем - одна з 20 дітей, з ким ми мали змогу обговорювати такі складні для них речі.

У Софії немає документів. Вона не може відвідувати школу. У її мами ще троє дітей, по міркам ромів може і небагато, але забезпечувати їм такий догляд як вона - важка праця. За описаних умов Софія ніколи не стане лікарем, і не змінить своє життя. І мені від цього дуже боляче.

А так да - у всіх рівні можливості, школа оно стоїть, а в кого не виходить піднятися - самі винні.

***

Лезгинка - это ловкость и драйв. Шалахо - это идеальная гордая осанка и координация движений. Джута - это дерзость и скорость. Ачарули - это изящность и характер. Узун дере - это пластика и выражение самых нежных чувств. Рачули - это артистизм и легкость. Все танцы заслуживают внимания, и вместе образуют неделимый культурный пласт - удивительный мир кавказских танцев!
Поэтому мы не школа лезгинки, не школа грузинских, азербайджанских или армянских танцев. Кавказ - это единство разных-разных народов, и мы рады помочь Вам изучить их культуру.

***

29 апреля - хороший повод вынести елку, считает муж. Он так говорил и на 14 февраля, конечно - я отказалась категорически. И перед 8 марта говорил. Но тогда мы вместо запланированной весенней уборки улетели в Израиль.

Следующая запланированная уборка у меня сорвалась, потому что муж накануне незапланированно вызвал для этого специального человека, пока я была на работе. Пришла домой, а уборка отменилась! Ну не чудо ли.
От следующей великой уборки я сбежала к маме на день рождения - в Черновцы. А потом уборки были не настолько глобальны, чтобы прям прощаться с новогодней елкой.

Вообще, ценность своевременного выноса ёлки в нашем обществе преувеличена. Ёлка - не Росскомнадзор, жить никому не мешает. Может, немного осыпаться, но моя была крепкой, и до сих пор немножко пахла хвоей... Если это не галлюцинации от привязанности.

В общем, люди. Я к чему. Не стесняйтесь выносить ёлку на 9 мая. И не стесняйтесь не выносить ёлку вообще. Не крадитесь с ёлкой под покровом ночи. Не осуждайте своих крадущихся соседей. Нам вообще нужно поменьше друг друга осуждать. А праздновать жизнь - больше. Чем мы с ёлкой, собственно и занимались 4 полных месяца 💚💚💚

Прощай, подруга. Расставашки - всегда печалька (с) Сократик.

***

Всю обособленность, необычность карачаевской культуры передает древний карачаевский танец - Тёгерек тепсеу. По смысловой нагрузке он напоминает традиционную лезгинку. Но здесь парень выступает в образе ястреба (иногда орла), а девушка - голубки или журавля.

Очень необычно то, что танец открывает девушка. Она проходит большой круг, постепенно поднимая руки так высоко, как будто хочет улететь в небо. В это время парни выбирают из своей шеренги самого лучшего танцора, он делает вид, что сопротивляется, не хочет танцевать, шутливо убегает. Если девушке парень приглянулся - она срывает с него шапку. В танце парень догоняет девушку, но как только подходит близко - она меняет направление движения, когда "ястреб" пытается "напасть" на "голубку" - она ловко проскальзывает мимо него. Таким образом она доводит парня в танце до изнеможения.

Когда партнер становится на носки, поднимает руки над головой и кружится, девушка проходит большой круг, а он внезапно подскакивает к ней очень близко. Тут девушка отступив резко назад, встает на носки, в свою очередь угрожая "орлу". Поравнявшись друг с другом, они вместе двигаются то вперед, то назад, то вправо, то влево. Но в конце концов девушка понимает, что ее партнер смелый, ловкий, и, подняв руки высоко, опускает их вниз, в знак того, что она признает его силу и то, что он нравится ей. После этой кульминации, парень с девушкой танцуют уже как пара. В этой части танца партнеры уже могут улыбаться, что было неприемлемо тогда, когда они изображали птиц.

Что примечательно, в большинстве карачаевских танцах придерживаются совершенно другой хореографической традиции. Но об этом - завтра.

Previous post Next post
Up