Для The Kolo
https://www.instagram.com/thekoloua/ (интервью разбито на 3 поста)
Привет, я Саша Очман, и я работаю на телевидении.
⠀
Сейчас я менеджер одного из направлений Суспільного мовлення (Общественного вещания). Участвовала в создании телеканала UA:Крим, работала на 3 сезоне «Життя без обману» с Алексеем Душкой, помогала на «ЧереЩур» с Майклом Щуром и организовывала съемки «Вечірнього шоу з Юрієм Марченком», так же занимаюсь спецпроектами к важным датам типа Дня незалежности или Дня захисника України.
⠀
Работа на телевидении - совсем не такая, какой её представляют себе мои знакомые, и сегодня я пролью свет на некоторые факты. Например, вы говорите мне:
⠀
1. «Тыжнателеке»
Людям не интересно, редактор ты, продюсер, осветитель, реквизитор или журналист программы про жизнь насекомых - ты на телеке! Именно к тебе обратятся, чтобы собрать деньги на лечение маленького Алёшеньки, именно тебе позвонят незнакомцы из села на Волыни с требованием показать по телевизору рожи соседей, которые заставили снести какие-то очень важные ворота. Именно у тебя спросят сколько стоит реклама, телефон Кати Осадчей, и можно ли прийти хоть в какую-то передачу. Если ты не можешь помочь - люди разочаровываются. Ну что ты вообще тогда можешь? Ты точно на телеке? Полы там, наверное, моешь.
⠀
2. «Тыжведущий» vs «Ааааа, ты не ведууущий»
Если ты не ведущий или хотя бы не журналист ТСН, к тебе быстро теряют интерес. Потому что ты никто. Особенно, если не стремишься быть ведущим. На телеке работают журналисты и ведущие - это всем известно! Люди извне не представляют себе сколько профессионалов круглосуточно трудятся над тем, чтобы они услышали из уст ведущего что-то адекватное, и вообще увидели этого ведущего в эфире. Люди не представляют как сильно ведущий зависим. Да, быть ведущим - это сложно, максимально ответственно, по-хорошему - ведущий таки реально умный, находчивый, и красивый. Но любой хороший проект, любую программу делает команда. В которой каждый винтик на вес золота, каждый очень сильно влияет на то, что вы увидите по телевизору.
____
3. «Ты продюсер? Но продюсер же богатый, вкладывает свои деньги и раскручивает звёзд!»
Раскручивает, на карусели. И вкладывает - да, вкладывает пол скромной зарплаты, потому что реквизит нужен сейчас, а компания по безналу будет платить 3 дня. Продюсер на телевидении - это тот, кто решает проблемы и выгребает. Я не знаю как конкретнее объяснить то, чем я занимаюсь. Продюсер - это одновременно начальник творцов, который руководит, организовывает, считает деньги, и слуга творцов, который обязан дать возможность реализовать идею любой сложности, если она хороша. Produce - это буквально «производить». Продюсеры ответственны за производство контента в целом, тогда как сценаристы - только за сценарий, оператор - за то, что снято его камерой, а ведущий - за то, что он сделал в кадре.
⠀
4. «Ты умрешь в нищете, телевизор никто не смотрит, это прошлое, у меня его даже нет»
Да конечно, не смотрите вы. Шо, и сериалов никогда не видели? И в ютубе вас заблокировали? И про «Міняю жінку» не слышали? И Ольга Фреймут вам не знакома? В ХХІ веке уже не обязательно иметь в гостиной ящик с антенной, накрытый вязаной салфеточкой, чтобы потреблять контент, который мы производим. Скорее всего, вы тоже смотрите классические телепродукты, просто не задумываетесь об этом.
____
5. «А в экстрасенсах - это ж неправда все? Это ж кто-то сочиняет?»
Ну что вы, конечно, правда. Обычное дело, когда из 8-летней девочки где-то под Житомиром выходит душа, утопленной в колодце хозяйки кольца, которое бабушка девочки сняла с трупа в морге в 1984 году. Но такая фигня не только с экстрасенсами. У каждой программы есть журналист, сценарист, редактор, гостевой редактор, режиссёр и так далее. Даже в реалити, где все герои живут жизнь под прицелом камер и не знают сценария - есть сценарий и выстроена драматургия. Иначе бы вы это не смотрели. Даже в простом интервью с политиком в прямом эфире вопросы ведущего продуманы заранее, как и их порядок. Даже у новостей есть «сценарий» - вёрстка, и совершенно не все равно в каком порядке вам расскажут, что происходит в стране. Поэтому нельзя противопоставлять «правду» и «сценарий». У каждого своя правда, а сценарий - инструмент, чтобы её показать. Я даже не знаю, может экстрасенсы на СТБ реально верят в то, что они экстрасенсы, и это их правда.
⠀
6. «А Алексей Душка на самом деле - душка? А Майкл Щур правда из Канады? А Юрий Марченко - это кто?» - хорошо ещё, когда вы спрашиваете про тех, с кем я имею честь работать. Но как дела у Влада Ямы я не знаю, и вы снова во мне разочарованы. Но раз уж вы это читаете, Душка - просто офигенный, Майкл Щур - это сценический образ моего нынешнего начальника Романа Винтонива. Роман не из Канады, и работает не только Щуром - он член правления Суспільного. А Юра Марченко больше известный фейсбуку как Кошмарченко - главный на Platforma, человек с потрясающим чувством юмора, и самый терпеливый ведущий, которого мне приходилось видеть. Ни разу не выкинул какой-нибудь крендель - ну кроме того, что незаметно пил во время съемки.
____
***
Почему мы выбираем кавказские танцы?
1. ОСАНКА. Безусловно, все виды танцев тренируют мышцы спины и постепенно формируют правильную осанку, но именно при исполнении кавказских танцев НЕВОЗМОЖНО ссутулиться - у вас просто не получится выполнять движения и держать руки!
2. КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ. Ох уж эти кавказские танцы! Ногами резко, руками плавно, или наоборот, в разном темпе; следи за положением пальцев, оборотом кисти, линией руки, поворотом головы, выражением лица, наклоном корпуса и скоростью ног - и все это ОДНОВРЕМЕННО!
3. ТЕМПЕРАМЕНТ. Обретение настоящего кавказского темперамента - профессиональная деформация всех танцоров нашего направления, какой бы они ни были национальности. Мы умеем быстро вспыхивать счастьем или гневом, молниеносно принимать решения, и так же мгновенно гордо успокаиваться.
4. БЕШЕНЫЙ РАСХОД КАЛОРИЙ. Когда занимаешься кавказскими танцами, можно позволять себе есть блюда замечательной кавказской кухни как маленький бегемот. В процессе танца прорабатываются все мышцы, дается достаточная кардионагрузка - в среднем расходуется на 30 ккал за полчаса больше, чем при других видах танцев.
5. НАСТРОЕНИЕ. Неплохо, когда у тебя выходит станцевать сальсу, отлично, если получается хип-хоп, но когда ты смог выучить на занятии все движения лезгинки или казбегури - чувствуешь себя королем мира! Потому что вообще никому непонятно, как ты смог это повторить. ;)
***
Дві маленькі історії про освіту для ромів.
Зустрічаємось з мамою Аранкою:
- Ваша Аманда дуже гарно пише.
- Дякую! У мене дівчата малі чемні, хороші. В школу ходять самі вже, будити не треба. Тільки одна Ліза у мене старша, вже 13 років має, така не чемна. В школу зовсім не ходить!
- мама, я ходу! - Ліза сміється присоромлено, бо знає, що всі знають, що вона лукавить.
- Не ходиш! Каже мені недавно: «купиш туфлі, буду ходить в школу». Дала йому 200 гривен, вона купила туфлі, і всьо! В понеділок вже не хоче йти! Обманула!
- То у мене просто нога болить!
- То не ногом пишеш, а руком! Вчитись треба!
Але примушувати і через то сваритися тут не будуть.
***
Цього разу в таборі я подружилася з Софією. Я не обирала серед дітей, просто вона взяла мене за руку і весь день не відпускала. Зайняла мені місце в автобусі, ходила зі мною. Софія дуже слухняна, охайна, у неї доглянуте волосся, чистий одяг. Я намагалася її розговорити, ставити різні питання.
- Любиш тварин?
- Так
- А у тебе є якась домашня тварина?
- Так. Собака. Велииика... Мертва.
🤷♀️
Згодом Софія почала перша до мене говорити - «там росте шипшина, я люблю шипшину», «дивись! Весілля! Дуже красиво», «яка сукня!який великий дім!». А потім почала і мене розпитувати:
А у тебе теж є мама? А тато? А як їх звати? А де вони живуть?
А у тебе є діти? А чоловік до нас відпускає?
А у вас в таборі теж є церква?
Пояснюючи, що живу не в таборі, а в Києві, у такому «великому домі» як ми бачили, почувалася грьобаною мажоркою.
Софія на відміну від багатьох дітей вміє писати своє ім‘я. Софія хоч і соромиться, базово говорить українською, говорить чемно, іноді навіть перекладає мені інших дітей з угорської. Гарно співає. Софія може сісти за парту, слухати і спокійно виконувати завдання. Софія хоче бути лікарем - одна з 20 дітей, з ким ми мали змогу обговорювати такі складні для них речі.
У Софії немає документів. Вона не може відвідувати школу. У її мами ще троє дітей, по міркам ромів може і небагато, але забезпечувати їм такий догляд як вона - важка праця. За описаних умов Софія ніколи не стане лікарем, і не змінить своє життя. І мені від цього дуже боляче.
А так да - у всіх рівні можливості, школа оно стоїть, а в кого не виходить піднятися - самі винні.
***
Лезгинка - это ловкость и драйв. Шалахо - это идеальная гордая осанка и координация движений. Джута - это дерзость и скорость. Ачарули - это изящность и характер. Узун дере - это пластика и выражение самых нежных чувств. Рачули - это артистизм и легкость. Все танцы заслуживают внимания, и вместе образуют неделимый культурный пласт - удивительный мир кавказских танцев!
Поэтому мы не школа лезгинки, не школа грузинских, азербайджанских или армянских танцев. Кавказ - это единство разных-разных народов, и мы рады помочь Вам изучить их культуру.
***
29 апреля - хороший повод вынести елку, считает муж. Он так говорил и на 14 февраля, конечно - я отказалась категорически. И перед 8 марта говорил. Но тогда мы вместо запланированной весенней уборки улетели в Израиль.
Следующая запланированная уборка у меня сорвалась, потому что муж накануне незапланированно вызвал для этого специального человека, пока я была на работе. Пришла домой, а уборка отменилась! Ну не чудо ли.
От следующей великой уборки я сбежала к маме на день рождения - в Черновцы. А потом уборки были не настолько глобальны, чтобы прям прощаться с новогодней елкой.
Вообще, ценность своевременного выноса ёлки в нашем обществе преувеличена. Ёлка - не Росскомнадзор, жить никому не мешает. Может, немного осыпаться, но моя была крепкой, и до сих пор немножко пахла хвоей... Если это не галлюцинации от привязанности.
В общем, люди. Я к чему. Не стесняйтесь выносить ёлку на 9 мая. И не стесняйтесь не выносить ёлку вообще. Не крадитесь с ёлкой под покровом ночи. Не осуждайте своих крадущихся соседей. Нам вообще нужно поменьше друг друга осуждать. А праздновать жизнь - больше. Чем мы с ёлкой, собственно и занимались 4 полных месяца 💚💚💚
Прощай, подруга. Расставашки - всегда печалька (с) Сократик.
***
Всю обособленность, необычность карачаевской культуры передает древний карачаевский танец - Тёгерек тепсеу. По смысловой нагрузке он напоминает традиционную лезгинку. Но здесь парень выступает в образе ястреба (иногда орла), а девушка - голубки или журавля.
Очень необычно то, что танец открывает девушка. Она проходит большой круг, постепенно поднимая руки так высоко, как будто хочет улететь в небо. В это время парни выбирают из своей шеренги самого лучшего танцора, он делает вид, что сопротивляется, не хочет танцевать, шутливо убегает. Если девушке парень приглянулся - она срывает с него шапку. В танце парень догоняет девушку, но как только подходит близко - она меняет направление движения, когда "ястреб" пытается "напасть" на "голубку" - она ловко проскальзывает мимо него. Таким образом она доводит парня в танце до изнеможения.
Когда партнер становится на носки, поднимает руки над головой и кружится, девушка проходит большой круг, а он внезапно подскакивает к ней очень близко. Тут девушка отступив резко назад, встает на носки, в свою очередь угрожая "орлу". Поравнявшись друг с другом, они вместе двигаются то вперед, то назад, то вправо, то влево. Но в конце концов девушка понимает, что ее партнер смелый, ловкий, и, подняв руки высоко, опускает их вниз, в знак того, что она признает его силу и то, что он нравится ей. После этой кульминации, парень с девушкой танцуют уже как пара. В этой части танца партнеры уже могут улыбаться, что было неприемлемо тогда, когда они изображали птиц.
Что примечательно, в большинстве карачаевских танцах придерживаются совершенно другой хореографической традиции. Но об этом - завтра.