Мотивы людей, поставивших себе цель сменить среду обитания с искусственно-замкнутой на естественно-свободную, можно свести к трем основным факторам:
1. Духовный: [Я не считаю себя достойным учить кого-либо христианской духовности, поэтому вкратце расскажу исключительно о своих собственных, вполне субъективных мыслях и переживаниях. Не думаю, что каждый их поймет и поддержит, не считаю, что сказанное мной есть «универсальный рецепт» для всех, но вполне допускаю, что кто-то со мной и согласится. Для тех и пишу…]
-----------------------------------------------------
Сам Господь говорит нам в Евангелии: «Горе миру от соблазнов: ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18:8-9).
Учитель церкви, Святой Иоанн Златоуст, помогает нам более точно уяснить смысл сказанного: «Спаситель говорит здесь не о членах тела, но о друзьях и о сродниках наших, которые составляют как бы необходимые для нас члены. Об этом Он говорил и прежде, и теперь говорит. Действительно, ничто столько не вредно, как общение с людьми порочными и развратными. Чего не может произвести необходимость, то часто производит дружество - и ко вреду, и к пользе. Вот почему Спаситель с особенною силою и повелевает нам удаляться людей вредных, разумея под ними тех, которые вводят соблазны. Видишь ли, как Христос предотвратил вред, могущий произойти от соблазнов? Во-первых, Он предсказал, что соблазны непременно произойдут, чтобы никто не предавался беспечности, но все, ожидая их, бодрствовали; во-вторых, показал, что соблазны великое зло (он не без причины сказал: “Горе миру от соблазнов”, но чтобы показать великий вред, от них происходящий); в-третьих, - и еще более, - показал это тем, что назвал несчастным того, кто вводит соблазны (словами: “горе тому человеку” Спаситель означает то, что этот человек подвергнется тяжкому наказанию). И не только этими словами, но и присоединенным к ним сравнением увеличивает страх. Но не довольствуясь этим, Он показывает и путь, которым можно избежать соблазнов. Какой же это путь? Прекрати, говорит Он, дружество с людьми нечестивыми, хотя бы они были для тебя весьма любезны, и представляет тебе на это неопровержимое доказательство. Если, говорит, они пребудут твоими друзьями, то ты и им не принесешь пользы и себя погубишь. Если же прекратишь с ними дружество, то по крайней мере, сам приобретешь спасение. Итак, если дружество с кем-либо для тебя вредно, удались от него. Если мы часто отсекаем члены тела своего, когда они бывают больны неизлечимо и вредны для прочих членов, то тем более должно поступать так с друзьями».
(Св. Иоанн Златоуст, толкование на Евангелие от Матфея, беседа 59)
В «Толковании Евангелия на каждый день года» протоиереем Александром Шаргуновым сказано еще более радикально:
«Мы должны быть готовыми расстаться с глазом, с рукой и ногой - со всем, что дорого для нас, если это является соблазном ко греху для нас. Что мы смотрим, что делаем, куда идем - искушения, исходящие из нашего сердца и внешние поводы для греха должны быть беспощадно отсечены. Не может существовать ничего и никого столь дорогого для нас, что мы не решились бы оставить - ради сохранения нашей совести чистой. Ибо «лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный»
[1].
--------------------------------------------------------
Возможно, есть достаточное количество замечательных людей, которых совсем не соблазняет современное общество - увы, я не из их числа. Некоторым оправданием моей слабости может стать пример монашествующих, большинство которых живет в среде себе подобных, отгородившись от соблазнов внешнего мира крепкими монастырскими стенами и твердым уставом, правила которого предписывают не покидать территории монастыря без особой надобности. И даже те действующие обители, которых угораздило стать памятниками архитектуры и которые буквально стонут от наплыва туристов, отнюдь не являются «проходным двором» - непосредственно монашеские уголки наглухо скрыты от посторонних глаз и контактов. И если в более благочестивые времена монастырский затвор создавал условия для духовно возвышенного, над-мирного бытия, то сегодня «стены» в виде бескрайних и малолюдных просторов российской глубинки остро необходимы нам, духовно-надломленным мирским людям, хотя бы для того, чтобы просто жить по-христиански, какая уж там высота…
Жизнь вне городских соблазнов однозначно более упорядочена, менее суетлива, и, что самая главное, внешняя человеческая среда вымирающей русской деревни (такая же развращенная, как в городе) в своей безнравственности и соблазнительности несравненно менее агрессивна, чем городская, именно вследствие своей малолюдности и пространственно-территориально-бытовой свободы. К примеру, деревенский разврат, апофеозом которого является колхозная дискотека, ограничен пространственно-временными рамками самой дискотеки (пляжа, свинарника, etc.) Грех есть, но нет его активной, настойчивой пропаганды. Живя особнячком где-нибудь на хуторе и не участвуя в сомнительных самогонных приключениях, можно вполне гарантированно избежать агрессивного психо-визуального воздействия. Шанс получить благодатный дар «мирного и безмолвного жития во всяком благочестии и чистоте» еще более увеличивается, если местное население находится за пределами прямой видимости либо когда количество сознательных уклонистов от сельской разновидности блудного и алкоголического «досуга» достигает критического уровня (для данного социума около 10-20 %) и формирует среду себе подобных.
В городе же разврат всюду, он буквально лезет в душу, и зрячему человеку порой очень трудно оградить свой внутренний мир от воздействия похотливых образов (соблазнов), упакованных в роскошную гламурную упаковку. Причем это касается не только ТВ, наружной рекламы и «срамных песен», но в первую очередь личных встреч и контактов.
2. Нравственный:
И Святые Отцы, и классики марксизма-ленинизма едины во мнении: внешняя среда накладывает глубокий отпечаток на внутренний мир человека. Это утверждение, вполне справедливое по отношению к взрослому человеку, становится непререкаемой психологической аксиомой, когда речь идет о внутреннем мире ребенка. И если мы хотим видеть будущее наших детей, поступки которых определяются категориями обыкновенной, но все же человеческой нравственности, категориями чести и разума, а не хаотично-бессодержательными позывами звериных инстинктов, нам необходимо самым срочным образом сформировать соответствующую человеческую среду с человеческими ценностями и нормами поведения. Среда подразумевает под собой нечто более широкое, чем тесный круг семейных отношений: это не только дом, но и школа, и самое главное - улица. Создание человеческой среды в городе невозможно вследствие постоянного контакта нас и наших детей с носителями иного (как правило, превратного) понимания нравственности, при котором пить, курить, блудить и соблазнять не только допустимо, но даже похвально, а смысл жизни сводится к развлечениям, наслаждениям и без труда получаемым материальным благам. Сомневающимся рекомендую посетить любую общедоступную детскую площадку нашего города (особенно после окончания рабочего дня). Если вы найдете хоть одно место, где не будет людей с традиционной «баночкой» или сигаретой (как правило, это родители!) - считайте меня ригористом.
Пользуясь случаем, хочу развенчать одно устоявшееся обывательское заблуждение - дескать, дети, воспитанные в семьях со строгим понятием о нравственности, вступают во взрослую жизнь абсолютно неподготовленными, эдакими забитыми и боязливыми тихонями, которых жестокий мир лжи и разврата тотчас же поглощает. Это лживая ложь лживого мира! Как законы физики («неживой природы») самым кардинальным образом отличаются от законов биологии («живой природы»), так и понятие биологического («животного») иммунитета нелепо копировать в области социальных («человеческих») отношений. Внутренний мир человека абсолютно не нуждается в «закаливании» сквернословием, пьянством и лицезрением скотских похотливых сцен. Подавляющее большинство тех, кто не просто не сломился, а своей железной волей сам сломил, прогнул под себя весь этот «изменчивый мир», воспитывались в семьях с воспитателем-моралистом, в семьях, где к папе с мамой обращались строго на «Вы». Такие исключения как Сталин при внимательном изучении биографий лишь подтверждают это правило. Да и среди обыкновенных людей воспитанные в условиях «теплично-строгой» горской нравственности студенты или солдаты чеченской национальности, как правило, превалируют над большинством «нравственно закаленных» русских однокурсников\сослуживцев. Дикие люди? Но и те, кому довелось обучать своих чад в цивилизованной Англии, могут рассказать, какие порядки царят в тамошних закрытых интернатах (как правило, с раздельным обучением), где готовят будущую английскую элиту - несгибаемых Кромвелей, хладнокровных Черчиллей и «железных леди» а-ля Маргарет Тетчер. Как вы думаете, можно ли тамошним девушкам ходить с голым пупком или в юбках выше колена, а юношам покидать общежитие после 21.00? (про пить-курить и все такое прочее говорить излишне)
[2].
Воссоздание человеческой среды в городе чисто теоретически возможно. Но для этого необходимо не менее миллиарда (!) долларов и согласие мэра на строительство закрытого элитного квартала.
И еще один «нравственный» мотив - инициативному, предприимчивому, трудолюбивому человеку в условиях большого города очень трудно жить честным трудом. Ведь даже самая безобидная, без апелляции к инстинктам реклама содержит в себе элемент лукавства, а большинство «схем», «откатов», «распилов» и «дельт» и вовсе основано на лжи и воровстве. Банковский сектор, финансово-кредитные отношения, иными словами - ростовщичество, совсем не попадает под категорию «трудов праведных». Праведен труд, а не его имитация.
3. Экономико-прагматический:
-Системный кризис уже привел к краху «экономики услуг» в США и особенно в Великобритании. В России, «благодаря» тому, что средний уровень жизни значительно ниже, чем в странах Запада, этот сектор не так хорошо развит, но последствия эпохального цивилизационного сдвига несомненно коснутся и нашей страны. Уже сейчас виртуальный продукт (то, что «производят» финансисты
[3], юристы, визажисты и т.д.) стремительно теряет свой вес, в отличие от продукта реального. Реальный продукт - это в первую очередь те высоколиквидные товары и услуги, без которых невозможна жизнь и труд простого, «массового» человека. В иерархии реального продукта ведущие позиции занимают еда и тепло. Можно уверенно прогнозировать, что с уменьшением значимости виртуального продукта, львиная доля которого «производится» в городе, жизнь на земле (по крайней мере в ее экономической ипостаси) в самое ближайшее время станет куда более привлекательной. Ведь не только людские потоки, но и деньги текут туда, где лучше себя чувствуют.
-Экономический кризис спустя самое короткое время неизбежно приведет к росту социальной напряженности. В условиях возможной потери контроля за ситуацией эффективно защитить себя, а тем более свои семьи можно лишь при компактном соседском проживании (про возможность соседского проживания в городе читайте выше).
-Демографический кризис так же неизбежно приведет к острейшим межнациональным конфликтам. Уже сегодня в крупных городах школьники и студенты сталкиваются с вопиющими проявлениями расовой агрессии со стороны народов с более здоровой нравственностью. При компактном соседском проживании нам не только удастся оградить своих детей от национального экстремизма, но и закалить их характер в духе «малых народов» с обостренным чувством религиозно-культурного самосохранения и групповой солидарности.
и отдельным пунктом:
- проблемы самореализации. Природная русская непредприимчивость, отсутствие товарищеской и семейно-родственной поддержки, засилье коррумпированной бюрократии и обилие мошенников не позволяют многим по-настоящему талантливым людям успешно реализовать свои по-настоящему выдающиеся таланты. И речь здесь идет не только о ремесленном, инженерном или конструкторском мастерстве, но и о более широких, в т.ч. творческих и педагогических сферах. В процессе реализации творческого потенциала, при условии его грамотной и честной организации, громадную пользу смогли бы получить не только сами талантоносители, но и все участники программы, имеющие личную заинтересованность в успехе своего соседа-единомышленника. В отличие от зависти или непонимания со стороны «мира конкуренции», в «мире солидарности» мастер будет окружен искренним уважением и всеобщей поддержкой.
В данном случае взаимовыгодный тандем «умных» и «организованных» не только реален, но и неизбежен.
----------------------------------------------------------------
Общий итог: Если человек не разделяет базовых ценностей того общества, в котором живет, рано или поздно он неизбежно вступает с этим обществом в жесткий конфликт. Уровень моих, да и не только моих противоречий с окружающим миром приближается к той критической точке, за которой - либо война, либо разъезд по параллельным путям, которые почти никогда не пересекаются. Не имея возможности это общество переделать и не имея желания провести свою жизнь в бесперспективной идеолого-политической борьбе, я принимаю решение о «цивилизованном разъезде».
Вот собственно и все. С Богом!
[1] С сайта «Православие ру». Выделено мной.
[2] Еще одно распространенное заблуждение - считать, что вкусившая или хотя бы воззревшая на «запретный плод» молодежь никогда не вернется в условия строгой нравственности. Ошибочность подобных установок (такие случаи достаточно редки и касаются лишь сверхмалых социумов, таких как секты или малодетные семьи) доказывает позитивный опыт социальных групп, сумевших создать свою собственную нравственную среду. И это не только хорошо знакомые нам горские народы Кавказа, но и более экзотичные примеры, такие как Амиши. Амиши - это радикальное протестантское движение в США, представители которого, начиная с 18 в., максимально ограничили свои контакты с окружающим миром, занимаются исключительно земледелием и до сих пор практически не пользуются такими благами цивилизации как электричество, мобильная связь, автотранспорт и т.д. Благодаря высочайшей рождаемости количество амишей в США на сегодняшний день достигло уровня небольшой народности (порядка 200.000 чел.). Можно себе представить, какое понимание нравственности царит у людей, которые в самой развитой стране мира до сих пор принципиально ездят на телегах, стирают в реках белье и говорят на немецком диалекте.
Так вот, когда молодой амиш достигает шестнадцатилетнего возраста, его буквально принудительно отправляют на испытание - в течение пяти лет (!) он приобщается и вкушает «блага цивилизации». После таких длительных проверок назад в общину возвращается 85-90% молодых людей! И это без учета тех амишей, которые продолжают следовать строгим нравственным нормам, по тем или иным причинам оставаясь «в миру». Для сравнения -люди без «заморочек», соединенные вполне добровольно по зову любящего сердца, не обремененные строгими, порой даже жесткими обязательствами, живущие в более комфортных условиях - только в двадцати случаях из ста сохраняют семейные отношения, а остальные 80 процентов расходятся! (статистика разводов по России).
[3] Вследствие системной коррупции часть финансового сектора России еще сколько-то побарахтается за счет «обслуживания» сумм, выделяемых государством на поддержку экономики и на различные социальные программы. Но это уже особенности национальной экономики. Падение цен на нефть связано прежде всего с ее «виртуальной» составляющей в виде всевозможных фьючерсов и лишь затем со спадом производства и потребления.