Н.Денисов || «
Красная звезда» №125, 29 мая 1943 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Прием тов. И.В.Сталиным Кубинского Посланника г-на А.Кончессо (1 стр.). Майор Н.Прокофьев. - Там, где нет самолетобоязни (2 стр.). Полковник П.Донской. - Удар танков по прорвавшейся группировке противника (2 стр.). На Кубани (2 стр.). А.Карпов, А.Кривицкий. - Таким ли должен быть офицер связи командования? (3 стр.). ВМЕСТО ОБЗОРА ПЕЧАТИ. - Об одном недостатке фронтовой газеты (3 стр.). Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы Могилев, Карачев, Рославль (3 стр.). Подполковник Н.Денисов. - Воздушные сражения (3 стр.). Полковник М.Толченов. - Война на Тихом океане (4 стр.). Официальное заявление о результатах переговоров между Рузвельтом и Черчиллем (4 стр.).
# Все статьи за
29 мая 1943 года.
(От специального корреспондента «Красной звезды»)
Понеся серьезные потери в воздушном сражении на Кубани, немецкая авиация преимущественно действует теперь периодически. Она появляется лишь в моменты известного оживления на фронте, тогда как раньше немцы стремились к непрерывному воздействию с воздуха на наши боевые порядки. Однако всё же нет такого дня, чтобы в воздухе не завязалось нескольких воздушных боев.
В районе Новороссийска эти воздушные бои отличаются известным своеобразием. Они разыгрываются над гористой местностью, недалеко от моря, причем немцы часто используют близость моря для скрытного подхода бомбардировщиков к намеченным целям. Горы создают ряд трудностей для пилотажа. Нашим летчикам-истребителям, атакующим немецкие бомбардировщики, приходится преодолевать резкие восходящие и нисходящие потоки воздуха.
Если проследить за тактикой, которой придерживаются немцы в воздушных боях на этом участке фронта, то можно отметить следующее. Противник старается использовать свою истребительную авиацию для ближней разведки и выслеживания деятельности наших истребителей. Он ежедневно высылает в районы наших передовых аэродромов специальные воздушные патрули, состоящие из 2-4 «Мессершмиттов». Эти истребители-разведчики отнюдь не занимаются
активной блокировкой аэродромов. Они ограничиваются полетом на значительной высоте и выслеживанием. Стоит только с какой-либо площадки подняться одному-двум звеньям наших ЯК'ов; вражеские истребители-разведчики тотчас же вызывают по радио помощь. Происходит быстрое наращивание сил, и подчас завязывается воздушный бой, переходящий в схватку 20-25 истребителей.
Пользуясь подобным вызовом наших летчиков на воздушный бой, немцы стараются под шумок проскочить одной-двумя группами своих бомбардировщиков к боевым порядкам советских войск. Однако в тех случаях, когда наши летчики не увлекаются боем с одними истребителями противника, подобные приемы немцев никакого успеха не имеют. Показателен в этом отношении бой, происшедший недавно на участке N соединения. Немцы, как обычно, следили за нашими аэродромами и пытались вызвать на бой истребители. Командир части поднял в воздух 8 ЯК'ов.
Немцы тотчас же нарастили силы. Пришлось взлететь и вступить в бой еще одной шестерке наших истребителей. Тем временем, как и ожидал командир, группа «Юнкерсов» в составе 20 машин стали заходить с моря ломаным курсом. Немедленно был послан ей навстречу резерв наших истребителей, которые, взаимодействуя с зенитчиками, отразили вражеское нападение с воздуха. В двух соседних очагах боя было сбито 12 немецких самолетов.
Вражеская бомбардировочная авиация, действующая на этом участке фронта, делает главный упор на одновременную бомбардировку наших боевых порядков группами от 15 до 30 самолетов. Основные типы встречающихся здесь немецких бомбардировщиков - «Юнкерс-87» и многомоторный морской самолет типа «Гамбург-139». За последнее время немцы часто стали применять комбинированное бомбометание. Этот прием заключается в том, что пикирующие бомбардировщики сбрасывают бомбы двух типов: с взрывателем мгновенного действия и еще фугасные крупного калибра с взрывателем, установленным на замедление. Производя такие бомбежки на исходе дня, враг стремится вызвать ночью панику в наших войсках из-за неожиданных взрывов бомб, которые были сброшены раньше. Тяжелые морские бомбардировщики «Гамбург-139» действуют преимущественно ночью. Они минируют с воздуха черноморское побережье и, кроме того, забрасывают мелкими осколочными бомбами пружинного действия, так называемыми «лягушками», аэродромы, места предполагаемого скопления наземных войск.
Активно борются с вражеской авиацией все средства нашей противовоздушной обороны. Летчики-истребители подразделений, которыми командует тов. Алексеев, за последние дни, прикрывая свои войска, сбили более 15 немецких самолетов. Взаимодействующие с ними зенитчики тоже ежедневно умножают счет уничтоженных «Юнкерсов» и «Мессершмиттов». Особенно отличается меткостью огня батарея, возглавляемая старшим лейтенантом Бобровым. Так, на-днях орудийный расчет сержанта Кузьмина свалил в море седьмой за этот месяц немецкий «Юнкерс».
Периодическим нападениям немецких бомбардировщиков оказывает должный отпор и наша пехота. На-днях огнем из противотанкового ружья был сбит «Ю-87». Вскоре, следуя примеру своего командира, старшина Канатьев одним метким выстрелом сбил другой «Юнкерс» из ручного оружия.
Советские летчики наносят немецкой авиации удар за ударом. Только за 26, 27 и 28 мая северо-восточнее Новороссийска сбито 197 самолетов противника. // Подполковник
Н.Денисов, КУБАНЬ.
************************************************************************************************************
Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы Могилев, Карачев, Рославль
В ночь на 28 мая наша авиация дальнего действия произвела налеты на железнодорожные узлы - Могилев, Карачев, Рославль. Наши самолеты бомбардировали железнодорожные эшелоны, склады боеприпасов, скопление войск и техники противника.
На железнодорожных узлах Карачев, Рославль в результате бомбардировки летчики наблюдали прямые попадания в эшелоны, которые затем горели и взрывались.
Особенно разрушительной бомбардировке был подвергнут железнодорожный узел Могилев. На территории сортировочной и товарной станции горели многочисленные железнодорожные эшелоны и склады. Пожары сопровождались сильными взрывами.
Все наши самолеты вернулись на свои базы.
☆ ☆ ☆
ВОЗДУШНЫЕ БОИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЕЕ НОВОРОССИЙСКА
28 мая северо-восточнее Новороссийска наши воздушные силы вели бои с авиацией противника. В результате многочисленных воздушных боев нашими летчиками сбито 54 немецких самолета. Кроме того, 12 самолетов противника уничтожены огнем зенитной артиллерии. Таким образом, всего в течение дня сбито 66 немецких самолетов. Наши потери - 26 самолетов.
************************************************************************************************************
В РАЙОНЕ НОВОРОССИЙСКА. Немецкий самолет, сбитый нашими истребителями.
Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Я.Халипа.
______________________________________________
И.Сербин:
Авангард истребителей* ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов:
Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов:
Авиация над полем боя* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов:
О воздушной тактике немцев* ("Красная звезда", СССР)
С.Рыбаков:
Тактика немецких бомбардировщиков* ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №125 (5496), 29 мая 1943 года