Борьба с немецкими бомбардировщиками

Dec 05, 2018 16:04


В.Земляной || « Красная звезда» №127, 1 июня 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Гвардии подполковник А.Щекал. - Внезапный выход в тыл врага (2 стр.). Майор И.Исаев. - Разведка противника на водных рубежах (2 стр.). Гвардии майор А.Грошенков. - Стрелково-артиллерийские тренировки на фронте (2 стр.). Инженер-майор К.Грибов. - Умело эксплоатировать танки (2 стр.). Майор В.Земляной. - Борьба с немецкими бомбардировщиками (2 стр.). ОБЗОР ПЕЧАТИ: Газета учит ненависти (3 стр.). М.Сокольский. - «Нашествие» (3 стр.). Майор П.Трояновский. - Неуловимые (3 стр.). С.Рогович. - Фашистская Италия под ударами с воздуха (4 стр.). Действия союзной авиации (4 стр.).

# Все статьи за 1 июня 1943 года.




Борьба с немецкими бомбардировщиками представляет собою одну из главных задач для нашей авиации, которую надо решать во всех видах боя. В обороне, в наступлении, в периоды затишья - всегда эта задача должна стоять на одном из первых мест у авиационных командиров, организующих взаимодействие с наземными войсками. Высоко оценивая роль бомбардировочной авиации, немцы всячески стремятся оградить ее от воздействия наших воздушных сил. Поэтому борьба с бомбардировщиками требует строгой, последовательной системы, определенной тактики воздушного боя и особого упорства в достижении цели.

Как правило, борьба с вражеской авиацией ведется путем уничтожения ее на аэродромах, а также в воздушных боях. Удары по авиационным базам врага занимают солидное место в боевой деятельности всего воздушного флота. К ним привлекаются бомбардировщики, истребители и штурмовики. Однако, какими бы массированными ни были эти налеты, они не могут окончательно обескровить вражескую авиацию. Противнику всегда удастся сохранить какую-то часть своих самолетов. Борьба с ними возлагается на истребительную авиацию и лишь в отдельных случаях - на штурмовую.

Как показали последние бои N авиачасти, наиболее эффективная форма борьбы с вражеской авиацией - действия групп истребления, дополненные свободным поиском далеко за линией фронта. Сущность такого обеспечения наземных войск состоит в том, что отдельные авиачасти получают свой участок по фронту, за который и несут полную ответственность. Во время затишья организуется дежурство на передовых аэродромах. Самолеты поднимаются в воздух по вызову станций наведения или отдельных пар охотников, а также «по-зрячему». Сначала авиация противника, еще в глубине его расположения, подвергается нападению истребителей свободного поиска. Те, в зависимости от обстановки, вызывают помощь. Происходит наращивание сил, когда еще немцы находятся далеко от цели. Если в ходе воздушной схватки остановить врага не удастся и он подойдет к линии фронта, то навстречу ему поднимается основной резерв командира, который и завершает бой. Зоной действий групп истребления являются наиболее активные участки фронта.

Эта форма борьбы с вражескими бомбардировщиками почти целиком заменила прежнюю, которая выражалась в патрулировании отдельных групп истребителей над заданным районом или об'ектом. Метод патрулирования широко практиковался во всех частях, и сейчас его еще применяют некоторые авиационные командиры. Однако, как подтверждает опыт, он оказался недостаточно эффективным. Прежде всего обеспечение войск путем барража истребителей требует больших сил. Как бы ни были велики резервы у командира, он всё равно не сумеет добиться беспрерывного патрулирования на широком фронте. С другой стороны, такая организации боевой работы истребителей ведет к распылению сил, и теряется возможность наносить мощные удары там, где этого потребует обстановка. Зачастую истребители впустую «утюжат» воздух, расходуя моторесурсы, и в результате не могут отразить массированный налет вражеских бомбардировщиков, потому что не способны атаковать врага внезапно. Они привязаны к об'екту, остаются в поле зрения вражеских истребителей обеспечения, начинают бой в районе цели, а не на подходах к ней.

Однако даже и при хорошо продуманной системе обеспечения наземных войск возможен всё же прорыв хотя бы небольших групп бомбардировщиков в глубину нашего расположения. Поэтому, когда заметна повышенная активность немецких воздушных сил, целесообразно применять еще воздушные засады, создаваемые из небольших групп истребителей.

Засады можно устраивать непосредственно вблизи линии фронта и возле важных об'ектов в тылу. Местами засад будут наиболее вероятные маршруты вражеских самолетов или же активные участки фронта. Действия из засад требуют хорошей связи. Лишь при условии своевременного оповещения с постов наблюдения или с командных пунктов удар вражеских бомбардировщиков будет упрежден.

Подобная система перехвата самолетов противника дает значительную экономию сил и при хорошей организации приносит серьезный успех. На одном участке фронта летчики Мастюк, Филиппов и Смирнов, действуя таким образом, за два дня уничтожили 11 «Ю-88», не имея потерь. Засада была создана здесь возле одного железнодорожного узла, расположенного на большом удалении от линии фронта. Поблизости аэродромов не было, и охранять об'ект можно было лишь указанным способом. Получив хороший урок, немцы прекратили попытки налетов.

Активную борьбу с вражескими бомбардировщиками могут вести в воздухе не только истребители. Факты убеждают, что в ряде случаев можно с большим эффектом использовать для этого наши штурмовики типа «ИЛ-2». Достаточно мощное вооружение этих самолетов, надежная броня и хорошая маневренность создают все предпосылки для наступательного воздушного боя. Известно немало случаев, когда летчики-штурмовики, оставаясь неуязвимыми от бортового огня немецких бомбардировщиков и транспортных самолетов, вплотную подходили к ним и расстреливали их пулеметным и пушечным огнем.

Во всех случаях надо помнить, что даже при самой лучшей организации борьбы с вражескими бомбардировщиками успех воздушного боя решается в конечном счете мастерством летчиков. Необходимо, чтобы первая атака была внезапной, особенно если удар наносится по плотному строю бомбардировщиков. Назначение первой атаки - расчленить вражескую группу, внести в нее смятение, создать условия для уничтожения бомбардировщиков поодиночке. Большой эффект достигается при атаке «все вдруг», когда залповый огонь направлен в голову колонны вражеских самолетов. Такая атака требует хорошей слетанности, умения вести огонь в плотном строю, не мешая друг другу. В противном случае строй фронта примет вид сходящегося у цели веера, что может привести к столкновению своих же самолетов. Маневр, указанный здесь, сложен, но он наиболее выгоден, и его следует широко рекомендовать нашим истребителям.

Повторению атаки будут мешать вражеские истребители. Для противодействия им принято делить группу, ведущую воздушный бой, на две части. Однако глубоко ошибаются те командиры, которые придерживаются только этого правила. Очень часто численная ограниченность воздушного патруля не позволяет произвести такое деление, и тогда недостаточно подготовленные летчики оказываются связанными боем с истребителями противника. Боевой опыт учит, что даже при ограниченных силах истребители могут наносить удар за ударом по бомбардировщикам, оставаясь неуязвимыми от атак «Мессершмиттов».

Показателен в этом отношении бой пятерки «ЛA-5» против 38 «Ю-87» и 6 «МЕ-109». Первую атаку истребители под командой старшего лейтенанта Цветкова произвели плотным строем, ударив в голову колонны противника, и разбили его боевой порядок. Выйдя из атаки с набором высоты в строю фронта, Цветков повторил удар, но уже одиночными самолетами, «гуськом». Образовался замкнутый круг с вращением в наклонной плоскости. Каждый летчик получил возможность вести огонь на пикировании, а затем при наборе высоты, одновременно защищая впереди идущего товарища. Немцы пытались разбить этот круг в верхней точке, но всякий раз они оказывались под огнем наших самолетов. В итоге летчики Цветкова сбили четыре бомбардировщика, не имея потерь у себя, и сорвали замысел немцев.

Между тем некоторые летчики слишком увлекаются боем с истребителями немцев, а поэтому враг получает возможность прорваться и сбросить бомбы на цель. Подобные явления чаще всего происходят из-за потери чувства ответственности за линию фронта. Летчик-истребитель подчас ошибочно думает, что победа над «Мессершмиттом» более достойна, нежели над «Юнкерсом» или «Хейнкелем». Нечего и говорить, какой это приносит вред. От летчиков-истребителей, помимо мастерства, требуются упорство в борьбе с врагом и стремление бить в первую очередь его бомбардировщики, ни в коем случае не допуская их прорыва.

Приведенные здесь формы и методы борьбы с вражеской бомбардировочной авиацией далеко не исчерпывают всех имеющихся возможностей. Тем более, что в организации противодействия врагу в воздухе не должно быть шаблона, нужны настойчивые поиски новых тактических приемов. Только постоянная творческая активность летного состава и его высокая ответственность позволяют создать условия для победы над ударной силой врага - бомбардировочной авиацией. // Майор В.Земляной.

******************************************************************************************************************
Налеты нашей авиации на железнодорожный узел Гомель и станцию Карачев

В ночь на 30 мая наша авиация дальнего действия крупными силами совершила налеты на железнодорожный узел Гомель и станцию Карачев. Бомбардировке были подвергнуты железнодорожные эшелоны и артиллерийские склады противника. В результате бомбардировки разбито и сожжено много железнодорожных составов. Пожары сопровождались взрывами. Особенно, сильные взрывы наши летчики наблюдали на станции Карачев на территории артиллерийских складов.

Все наши самолеты, кроме одного, вернулись с боевого задания.

☆ ☆ ☆

НАЛЕТ НЕМЕЦКИХ САМОЛЕТОВ НА НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ ВБЛИЗИ ЛЕНИНГРАДА

30 мая немецкая авиация пыталась совершить налет на населенные пункты вблизи Ленинграда. Нашими истребителями большая часть самолетов противника была рассеяна на подступах к этим населенным пунктам. Несколько прорвавшихся самолетов беспорядочно сбросили бомбы, которые упали вне об'ектов. Разрушения незначительны. Есть небольшое количество жертв. В воздушных боях обито 25 немецких самолетов. Кроме того, 6 самолетов противника уничтожено огнем зенитной артиллерии. Таким образом всего сбит 31 немецкий самолет. Наши потери - 3 самолета.

________________________________________
В.Земляной: Бой асса* || «Красная звезда» №110, 12 мая 1943 года
И.Сельвинский: Чувство неба* || «Красная звезда» №101, 30 апреля 1943 года
И.Сербин: Авангард истребителей* || «Красная звезда» №88, 15 апреля 1943 года
А.Семенов: Облик советского асса* || «Красная звезда» №84, 10 апреля 1943 года
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* || «Красная звезда» №74, 30 марта 1943 года

Газета «Красная Звезда» №127 (5498), 1 июня 1943 года

1943, лето 1943, газета «Красная звезда», советская авиация, июнь 1943

Previous post Next post
Up