М.Щербаков || «
Красная звезда» №305, 27 декабря 1941 года
Части 54 армии генерал-майора Федюнинского разгромили Волховскую группу противника и освободили 32 населенных пункта. Войска Западного фронта заняли города Наро-Фоминск и Белев.
Воины Красной Армии! Вперед, на полный разгром врага!
# Все статьи за
27 декабря 1941 года.
Противотанковая авиация призвана в тесном взаимодействии со всеми наземными противотанковыми средствами решить задачу разгрома фашистских танковых колонн. Боевые свойства, вооружение и оборудование противотанковых самолетов вполне позволят нашим летчикам вести активную борьбу с танками врага. Дело сейчас за тем, чтобы до конца реализовать эту возможность, выжать из богато вооруженного противотанкового самолета-штурмовика все, что он может дать.
Здесь в полной мере должны сказаться боевые качества летчика-штурмовика в руки которого вручено это грозное оружие. От его умения быстро и точно отыскать цель, неожиданным маневром атаковать неприятеля, правильно и в нужной последовательности использовать вооружение своего противотанкового самолета и будет, в конечном счете, зависеть успех.
Фашисты, понесли за время войны весьма серьезные потери в своем танковом парке и уже успев испытать на собственной шкуре всю силу удара наших самолетов-штурмовиков идут на всякие уловки и хитрости, чтобы спасти свою технику от нападения с воздуха. Они прячут танки в стогах сена, скирдах хлеба, маскируют их соломой. В населенных пунктах фашистские танкисты, проламывая стены домов и сараев, заводят свои машины под крыши. Чтобы дезориентировать наших летчиков, враг часто маскирует под танки свои автомашины, а то и просто сооружает фанерные макеты танков и волочит их на канатах по полю или дороге.
Летя над расположением противника, наши летчики и штурманы все реже и реже встречают на дорогах сплошные танковые колонны. Танков у гитлеровцев стало меньше, и это, конечно, не смогло не сказаться на некоторых тактических приемах их использования. В большинстве случаев танковые части немцев передвигаются ночью или в плохую, «нелетную» погоду. Всевозможных открытых скоплений и сосредоточения танков в одном районе противник стал избегать. Он старается как можно больше рассредоточить свои танки и на стоянке, и в бою, и на походе. Перемежая их с транспортными и специальными машинами, фашисты пытаются этим спасти от поражения свою основную технику.
Чем больше уловок применяет враг, тем зорче и внимательнее должен быть летчик противотанкового самолета. Танки искать стало труднее. Но значит ли это, что следует пойти по линии наименьшего сопротивления и направлять всю силу своего противотанкового оружия на цели, поражение которых может быть и проще, но не требует специального вооружения? Конечно, нет! В этом отношении будет уместным рассказать здесь следующий случай, недавно происшедший на одном из участков Юго-западного фронта.
Командир звена Тунгусов с тремя летчиками вылетел для штурмового удара по мотомехколонне противника, выдвигавшегося по дороге к крупному населенному пункту. Группа шла парами на бреющей высоте и выскочила на немецкую колонну как раз на том участке дороги, которая и была намечена еще перед вылетом. Не давая себе труда внимательно рассмотреть колонну и найти в ней танки, Тунгусов подал сигнал об атаке и открытии огня по всей колонне. Израсходовав за два захода все боеприпасы, выведя из строя несколько автомашин и перебив несколько десятков солдат, обе пары штурмовиков ушли от цели. Из восьми рассредоточенных по колонне фашистских танков ни один не был поврежден. Часть из них была выведена из строя при повторном ударе другой группы штурмовиков.
Разбирая действия Тунгусова, командир эскадрильи совершенно правильно расценил их, как поспешные, поскольку они не дали главного результата - поражения танков. Тунгусов, боясь, что колонна рассеется раньше времени, вел огонь наугад. В этом была его главная ошибка. В боевом порыве и он и его летчики упустили из виду, что противотанковый самолет в первую очередь предназначен для истребления танков врага. Летчик-штурмовик, ведущий эту машину, должен применять свое противотанковое оружие сначала против танков, поражая другие об'екты либо попутно, либо потом, когда будут поражены основные цели.
Боевой опыт свидетельствует, что вооружение нашей противотанковой авиации позволяет каждому экипажу поразить не менее одного-двух вражеских танков за один вылет. Сверх этого в распоряжении экипажа еще достаточно средств, чтобы зажигать и уничтожать автомашины, повозки, живую силу и другие, менее стойкие цели. Последовательно расходуя боевые припасы с точным прицеливанием, корректируя свой огонь, всегда можно надежно вывести из строя или совершенно уничтожить один-два вражеских танка.
Если каждый летчик противотанкового самолета-штурмовика в один вылет поразит хотя бы только по одному танку, то фашисты быстро потеряют свое временное преимущество в этом виде вооружения. Насколько эффективны штурмовые удары с воздуха по мехчастям врага, видно из каждого штурмового нападения. Вот один из многочисленных примеров того, как при правильной организации атак и точности каждого захода на цель можно даже с незначительными силами крепко бить врага.
В недавних боях на Сталиногорском направлении N штурмовая авиачасть не только задержала движение мехчастей противника, но и надолго отбила у него охоту действовать в этом районе.
Вначале по дороге двигалась колонна танков и мотопехоты глубиною более 12 километров. Для воздействия на колонну были организованы непрерывные, так называемые «конвейерные» удары групп, имеющих по нескольку штурмовиков. Немецкая колонна была разгромлена. В течение трех с половиной часов танки и мотопехота врага находились под атаками штурмовиков и противотанковых самолетов. Потери фашистов были столь велики, что им пришлось тут же повернуть обратно и в течение целой недели залечивать раны и приводить свои части в порядок. Таким образом готовящийся удар неприятельского механизированного кулака был сорван смелыми, точными действиями летчиков-истребителей танков.
Поражение и уничтожение вражеских танков - главная и первоочередная задача экипажей штурмовиков и противотанковых самолетов. Однако было бы ошибочным считать, что они не могут привлекаться к ударам по пехоте, артиллерии, аэродромам и другим военным об'ектам противника. Отнюдь нет! Так же, как противотанковая артиллерия в определенные периоды боя может быть использована в качестве артиллерии поддержки пехоты, так и штурмовики и противотанковые самолеты в нужную минуту могут выполнять различные боевые задачи. Но во всех действиях по наземным войскам у экипажей противотанкового самолета и штурмовика должно быть непреложным законом - искать и поражать фашистские танки!
В каждой эскадрилье, в каждой части надо вырастить охотников за вражескими танками. Они первыми сумеют выследить врага, найдут его, как бы он ни прятался, наведут на цель свое подразделение и метким огнем противотанковых средств полностью уничтожат ее. // Генерал-майор авиации
М.Щербаков.
******************************************************************************************************************
Боевые дела летчиков-политработников
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 26 декабря. (По телефону от наш. корр.). Политработники-летчики N авиасоединения за время войны участвовали в 132 воздушных боях, около ста раз вылетали на штурмовку наземных фашистских войск. Они сбили 22 немецких самолета и еще 9 было уничтожено в групповых схватках. В борьбе против фашистской авиации политработники и комиссары-летчики показывают образцы мужества, отваги, боевого умения.
Батальонный комиссар Горшков, патрулируя в воздухе, встретился с тремя «Мессершмиттами-109». Несмотря на численное превосходство противника, он вступил в бой. Второй пулеметной очередью был поражен фашистский истребитель, рухнувший на землю. Вслед за ним был подбит другой «Мессершмитт». Третий вражеский летчик подкрался в это время сзади и прямым попаданием снаряда повредил мотор нашего «ястребка». Тов. Горшков получил 21 рану от осколков, но, собравшись с силами, попытался тараном уничтожить врага. Эта попытка не удалась. Тогда Горшков произвел посадку на окраине деревни. Это было на территории, занятой немцами. Получив первую помощь от колхозников, он вскоре перебрался через линию фронта и пришел в свою часть. // Старший политрук Ф.Устинов.
_____________________________________
Русский дух ("Time", США)
Медики Красной Армии ("Time", США)
Отчет о России и русских ("The New York Times", США)
Сергей - боец Красной Армии ("The New York Times", США)
Роль морального духа на войне ("The New York Times", США)
Человек, который остановил Гитлера ("The New York Times", США)
Й.Геббельс: О так называемой русской душе ("Das Reich", Германия)
Самопожертвование русских - в чем причина? ("The Times", Великобритания)
Газета «Красная Звезда» №305 (5060), 27 декабря 1941 года