Борьба за господство в воздухе

Feb 19, 2019 22:06


А.Покрышкин || « Правда» №43, 19 февраля 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР о присвоении воинских званий офицерскому составу и генералам Красной Армии (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 18 февраля (1 стр.). Письма рабочих, крестьян и интеллигенции (4 стр.). Украины товарищу И.В.Сталину и ответы товарища И.В.Сталина (2 стр.). A.Покрышкин. - Борьба за господство в воздухе (3 стр.). Х сессия Верховного Совета СССР 1-го созыва. В Совете Союза. Прения по докладу о Государственном бюджете СССР на 1944 год. Речь депутата В.П.Потемкина (3 стр.). У.Жуковин. - Быстрее закончить засыпку семян (2 стр.). A.Еремеев. - Продовольственный цех завода (2 стр.). Ольга Берггольц. Эти дни в Ленинграде… Сенат США принял резолюцию об участии Соединенных Штатов в ЮНРРА (4 стр.). Гитлеровцы арестовали 40 французских священников (4 стр.). Английское и американское радио о ликвидации в районе Корсунь-Шевченковский немецко-фашистских войск (4 стр.). Инспекционная поездка Эйзенхауэра и Теддера по Англии (4 стр.). Запросы в палате общин в связи с запрещением «Вядомосци Польски» (4 стр.). Обращение Польского прогрессивного клуба в Лондоне к общественному мнению в Англии (4 стр.). Военные действия в Италии (4 стр.). Издевательства гитлеровцев над советскими военнопленными (4 стр.).

# Все статьи за 19 февраля 1944 года.




В начале войны с Советским Союзом у немецкой авиации было не только численное превосходство: ее кадры уже имели опыт взаимодействия с наземными войсками в Польше и Франции, опыт воздушных боев над Англией.

У всех в памяти тяжелые дни июня и июля 1941 года. Советские войска отступали, ведя упорные бои, и значительная часть нашей истребительной авиации была брошена против наземных войск противника, на штурмовку танковых колонн и железнодорожных эшелонов. Выполняя задачи штурмовиков, истребители находились в невыгодных тактических условиях по отношению к немецким истребителям: за противником оставалось преимущество в высоте. Кроме того, наши летчики, отличавшиеся и тогда высокой техникой пилотирования и хорошей стрелковой подготовкой, еще не имели опыта боевых операций; опыта нехватало и у командного состава лётных частей.

В такой обстановке от летчиков-истребителей требовались железное упорство, великое самопожертвование, тройная храбрость.

В воздушных боях 1941 и начала 1942 года немцы, несмотря на численное превосходство, потеряли свои лучшие летные кадры и огромное количество техники. Но они всё еще были сильны, всё еще кичились своими победами и широко рекламировали своих ассов, не брезгуя никакими преувеличениями и фальшивками. Как выяснилось впоследствии, немалому числу немецких ассов была создана дутая репутация. Дело в том, что до войны с Советским Союзом германские воздушные силы имели против себя авиацию Франции, Бельгии, Польши и Голландии, вооруженную устаревшими марками самолётов. Легко было сбивать такие машины, легко было завоевывать подобные «воздушные победы». На нашем же фронте немцы в первые недели войны усиленно гонялись за невооруженными самолётами - транспортными, санитарными и связными «У-2». Не удивительно, что многие из фашистских летчиков приобрели себе дешевую славу.

Еще в 1941 году у меня бывали встречи с немецкими ассами на равных основаниях. И что же? Они, как говорится, «отдавали концы». Нет никакого сомнения, что подавляющее большинство своих лучших летчиков настоящих ассов - немцы потеряли именно у нас, на Восточном фронте. И сейчас им приходится весьма остро ощущать эту потерю.

Пока мы вели борьбу с превосходящими силами противника, пока наша армия и её воздушные силы отражали атаки немцев, рвавшихся в глубь страны, наш тыл героически работал над снабжением армии лучшими типами самолётов, над производством современных, первоклассных машин. И уже к концу 1942 года сказался блестящий результат великих трудовых усилий нашего народа. Мы, летчики, счастливы были принять от советских конструкторов и авиационных рабочих великолепные машины, которые с горячим энтузиазмом создавались на отечественных заводах. Я имею в виду самолёты «Яковлевы», «Лавочкины» и другие. Мы получили отличную материальную часть и от наших союзников.

В связи с ростом бомбардировочной и штурмовой авиации основная масса наших истребителей освободилась от выполнения задач по штурмовке и могла заняться своим прямым делом - борьбой за господство в воздухе. Росли наши летные кадры, закаляясь в боях, богатый опыт приобрело командование.

Конец 1942-го и 1943-й год характеризовались резким переломом в воздушной обстановке. В 1943 году нам довелось участвовать в трех крупнейших воздушных сражениях. Одно из них разыгралось весной на Кубани. Здесь противник имел сильную авиационную группировку, которую он бросил на поддержку своих наземных войск, действовавших на Новороссийско-Таманском плацдарме. Для того, чтобы свести к нулю численное превосходство немцев на этом участке и выбить их авиацию, наше командование применило сильные группы истребителей. Штурмовики и бомбардировщики действовали у нас массированно и не нуждались в усиленном прикрытии. Это позволило большую часть истребителей сопровождения переключить на воздушные бои с истребителями врага, на перехват немецких бомбардировщиков и на свободные полеты.

Тактика немцев оставалась прежней. У них были солидные группы «Мессершмиттов» для очистки воздуха и большие группы бомбардировщиков для обработки переднего края. Противник тоже массировал свои бомбовые удары, выпуская до 100 самолетов одновременно. Своих бомбардировщиков он прикрывал большим количеством истребителей, а бомбежку проводил часто с одного захода, не повторяя. Это было вызвано угрожающим противодействием наших истребителей. Мы патрулировали не только над передним краем, но и над территорией противника и, встречая немецкие самолеты на далеких подступах к цели, нередко заставляли их сбрасывать бомбы на свои же войска.

Располагая отличной материальной частью, мы уже весной на Кубани заставили немецкую авиацию уйти на большие высоты. Тем самым обеспечивалась безопасность наших штурмовиков, a вражеские бомбардировщики лишались возможности прицельного бомбометания. Вместе с тем наши истребители перешли к патрулированию на больших скоростях (за счет сокращения времени патрулирования), чем обеспечили тактическое превосходство над противником. Управление боем осуществлялось по радио и со станций наведения, размещенных на линии фронта.

Второе воздушное сражение развернулось на Миусе. Господство в воздухе было и там завоевано советской авиацией. Для противодействия нашим истребителям немцы высылали перед приходом своих бомбардировщиков сильные заслоны. Но боязнь потерь заставляла противника действовать с больших высот (4,5-5,5 тысячи метров). Немцы бомбили поспешно, стремясь избежать встреч c нашими самолетами. Чтобы поразить цель, они старались обеспечить себе подавляющее превосходство. Но даже и в этих случаях наши истребители, патрулировавшие над передним краем, очень часто наносили серьезные удары более многочисленным группам вражеских самолетов.

Нередки были встречи шести-восьми истребителей с 30-50 немецкими бомбардировщиками. Наши летчики действовали так отважно и умело, что немцы начали бояться перелетать линию фронта. Сошлюсь на один пример. Шестерка истребителей, ведомая капитаном Федоровым, встретилась с 45 немецкими бомбардировщиками, шедшими в сопровождении 10-12 «Мессершмиттов-109». B результате боя, отличавшегося стремительностью наших атак, противник потерял 8 самолетов, а шестерка капитана Федорова - ни одного. И немцы повернули назад.

Чтобы получить представление о немецких потерях за минувший год и о возросшем опыте советских истребителей, можно привести боевой счет восьмерки летчиков, действующих в одном районе. Автор этих строк сбил 53 вражеских самолета, Герой Советского Союза капитан Речкалов - 46, летчик Клубов - 21, летчик Труд - 92, летчик Федоров - 20, летчик Олеференко - 18, летчик Голубев - 10, летчик Жердев - 10. Итого - 200 самолетов, сбитых восемью летчиками.

Мы сумели нанести противнику весьма чувствительные потери. Это привело к тому, что он во многих случаях совершенно отказывается от дневного бомбометания по нашим тылам, ограничиваясь внезапными атаками боевых порядков на линии фронта. Но и там немцы несут при каждом налете огромные потери. Это особенно наглядно выявилось в третьем воздушном сражении, участником которого мне довелось быть, - в сражении над Мелитополем. Наши летчики там безраздельно господствовали в воздухе. Истребительная авиация немцев и даже их лучшие ассы стали бояться встреч с советскими истребителями, начали бояться залетать в глубь нашей территории. В то же время рост наших воздушных кадров позволил нам создать сильные группы охотников, которые непрерывно летали по немецким тылам, атаковали неприятельскую авиацию на аэродромах и наносили врагу неожиданные и смелые удары в любых условиях погоды.

Свободный полет это наиболее выгодная форма боевой деятельности истребителя. Вот, к примеру, опыт подразделения подполковника Исаева. Летчики этого подразделения очень часто выходят в свободный полет над тылами противника. Они летают над шоссейными и железными дорогами, над штабами: настигают штабные автобусы и легковые автомобили, атакуют аэродромы, обрушиваются на железнодорожные эшелоны. Прямо скажу: эта работа доставляет большое моральное удовлетворение летчику. Он воочию видит, как ненавистный враг, причинивший столько страданий советским людям, мечется в страхе перед грозным и неотвратимым возмездием.

Немецкие летчики перешли сейчас к оборонительной тактике. Они стараются летать не дальше линии фронта. Наша авиация, наоборот, придерживается наступательной тактики. Советский летчик иначе и не представляет себе своего положения в воздухе. Только наступать! Вести бой на уничтожение противника!

За короткий срок у нас, - если даже взять только нашу часть, - выросло много прекрасных молодых летчиков. Некоторых из них я уже назвал. Это - люди, которые не имеют не только потерь в материальной части, но даже пробоин на своих машинах. Конечно, неверно было бы думать, что они побеждают потому, что их старшие товарищи выбили немецких ассов. «Секрет» их побед в том, что они сами стали мастерами воздушного боя. Каждый из них учится непрестанно и упорно, на земле и в воздухе. Об отваге этих людей я уже не говорю, ибо человеку, не отличающемуся храбростью, вообще нечего делать в истребительной авиации.

В наших подразделениях принято докладывать командиру так:

- Встретил столько-то, сбил столько-то.

И это естественно, нормально. Если встретил врага и не сбил, - плохой ты истребитель!

Что можно сказать о наших ближайших задачах? Я полагаю, что нам следует наряду с усилением бомбовых ударов шире применить свободные полеты истребителей и максимально дезорганизовать немецкую авиацию на аэродромах, максимально дезорганизовать вражеский тыл. Уже сейчас во многих местах мы поставили противника в такие условия, что даже на собственных аэродромах он чувствует себя в не меньшей опасности, чем над линией фронта. Советская авиация добилась резкого изменения обстановки в воздухе в свою пользу. Врагу нанесены тяжелые удары, и наши летчики приложат все силы, чтобы окончательно сломать ему крылья. //Дважды Герой Советского Союза гвардии майор А.Покрышкин.

***********************************************************************************************
Предзнаменование

Осыпал звёздный дождь кремлёвские бойницы.
Куранты древние час поздний ночи бьют.
По всей стране гремит гром пушечный столицы,
Родным богатырям торжественный салют!

Триумф их Корсуньский войдет в века - былиной:
 Здесь наши славные бойцы
 Вождя стратегии орлиной
 Явили чудо-образцы!

Числа трофеев их военных
 Не подсчитать в короткий срок.
Разбита армия разбойников отменных.
Убитые молчат, и хмуры лица пленных.
Преступников настиг неотвратимый рок.
 Для идиотов «полноценных»
 Какой разительный урок!

Пришел за ночью день. Над нами небо сине.
 Сверкает солнце. Даль светла.
 Москва ликует. А в Берлине
 Непроницаемая мгла.

Средь штаба, метивший в Наполеоны сдуру,
 Сидит фашистский сверхболван.
 Дрожа за собственную шкуру,
 Он сочиняет новый «план».

Но, хорохоряся с оглядкой беспокойной,
Он всем нутром дрожит, как в лихорадке знойной.
Как шулер пойманный, продувшийся дотла:
Он знает, что его проиграны дела
И что с фашистскою своей ордой разбойной
 НЕ ИЗБЕЖАТЬ ЕМУ «КОТЛА»!

Демьян Бедный.

____________________________________________
Чему учит боевой опыт Александра Покрышкина ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: Наступательная мощь советской авиации ("Красная звезда", СССР)
Б.Полевой: Советские ассы ("Правда", СССР)

Газета «Правда» №43 (9500), 19 февраля 1944 года

зима 1944, февраль 1944, Демьян Бедный, советская авиация, газета «Правда»

Previous post Next post
Up