В.Молоков || «
Правда» №227, 18 августа 1938 года
Сегодня советский народ празднует День авиации. Пламенный привет сталинским соколам нашей великой родины!
# Все статьи за
18 августа 1938 года.
Гражданский воздушный флот - детище советской власти. До 1917 года в России не было ни одной воздушной линии. Развитие авиации шло черепашьими темпами.
Лишь во время империалистической войны русское командование предприняло робкие шаги для создания военной авиации. Нужно отметить, что русские военные летчики летали неплохо, дрались отлично и были опасным противником для немцев. Примерно в эти же годы был создан и первый русский самолет - тяжелая четырехмоторная машина «Илья Муромец».
В годы гражданской войны молодой советской власти было, разумеется, не до организации регулярных воздушных рейсов. Все самолеты использовались по единственному назначению: били врага. Но как только страна получила возможность перейти к мирному строительству, вопрос о создании гражданской авиации был поставлен весьма широко. В 1923 году начались первые регулярные рейсы.
Сейчас смешно вспомнить, что представляла собой гражданская авиация в 1923 году. Существовала тогда одна-единственная линия Москва-Нижний-Новгород, протяжением в 420 километров. Курсировали на ней плохонькие, истрепанные заграничные самолеты. За год наш воздушный транспорт перевез 229 пассажиров, 1,8 тонны почты и 100 килограммов грузов. А в прошлом году самолеты Гражданского воздушного флота СССР перевезли 211.000 пассажиров, более 9.000 тонн почты и свыше 36.000 тонн грузов. По об’ему грузовых перевозок наша авиация обогнала капиталистические страны и вышла на первое место в мире, по пассажирским перевозкам мы опередили многие страны Западной Европы.
Поддерживаемая правительством, гражданская авиация развивалась очень быстро. Ежегодно в эксплоатацию сдавались новые и новые линии, росла техническая оснащенность трасс и аэропортов, увеличивался самолетный парк, ковались кадры летно-технического персонала.
Ныне столица Советского Союза связана аэролиниями со всеми столицами союзных республик и десятками других городов. Длина наших линий составляет 116.000 километров; по протяженности воздушной сети мы занимаем первое место в мире, обогнав даже такую высоко развитую в авиационном отношении страну, как Соединенные Штаты Америки.
Заграничные самолеты, летавшие когда-то на наших первых воздушных линиях, давно пошли на слом. Сейчас на всех без исключения магистралях работают аэропланы, созданные советскими конструкторами и построенные целиком на отечественных заводах. За последние годы гражданская авиация обогатилась несколькими новыми типами машин. Сейчас на некоторых линиях летают вполне современные, многоместные скоростные самолеты. Это - одномоторные и двухмоторные конструкции («ХАИ-1», «ПС-35», «ПС-40», «ПС-89» и другие), способные поднять в воздух от 6 до 12 пассажиров, развивающие скорость до 300-350 километров в час, предоставляющие пассажирам большие удобства.
Наши самолеты перевозят пассажиров, почту, пушнину, фрукты, овощи, различные точные приборы, технические материалы. В Восточной Сибири и Якутии они доставляют мясо на золотые прииски, в пустыне Кара-Кум перевозят серу к железнодорожным магистралям. Машины, об’единенные в отряды авиации специального применения, ведут борьбу с лесными пожарами, уничтожают вредителей сельского хозяйства, производят аэро-фотос’емку, доставляют больных из отдаленных пунктов в города, используются в сельском хозяйстве, оздоровляют целые районы. Можно указать, например, что в прошлом году с помощью самолетов были уничтожены личинки малярийного комара на площади в 3 миллиона гектаров.
Воздушные линии за последние годы обогатились новым оборудованием. Правительство отпускало крупные средства на их техническое оснащение. Сейчас основные магистрали оборудованы радиомаяками, световыми маяками, приемно-передающими радиостанциями, имеют метеорологические станции, удобные и просторные аэровокзалы. Оборудование некоторых линий вполне позволяет производить полеты в любую погоду, летать не только днем, но и ночью. В частности, линия Москва-Новосибирск уже переведена на круглосуточную работу.
В рядах Гражданского воздушного флота выросло много отличных, знающих и любящих свое дело пилотов, механиков, инженеров. Многие летчика налетали по миллиону, по нескольку сот тысяч километров без единой аварии. Многие награждены орденами Союза. Перенимая традиции лучших пилотов, хорошо работает молодежь, с честью выполняя труднейшие задания. Пилоты и механики гражданской авиации не раз обнаруживали выдающееся искусство и незаурядное мужество.
Гражданская авиация не отличалась аккуратным выполнением правительственных заданий. Враги народа, сидевшие в аппарате Аэрофлота, всеми силами пытались сорвать выполнение государственных заданий, подорвать мощь гражданской авиации, застопорить движение вперед. Они навредили немало. Ликвидацию последствий вредительства в гражданской авиации ни в коем случае нельзя считать уже законченной. Но некоторых успехов мы добились. Начиная с марта Гражданский воздушный флот систематически выполняет государственный план перевозок. В некоторые месяцы мы добились даже довольно значительного перевыполнения плана. В целом за семь с половиной прошедших месяцев, по данным на 16 августа, задание выполнено полностью. Наши самолеты налетали 17.646 тысяч тонно-километров, что составляет 130 проц. по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Московское и Туркменское управления уже выполнили восьмимесячный план перевозок.
Программа этого года весьма значительна. Мы должны налетать 28 млн. тонно-километров: перевезти 220 тыс. пассажиров, 7.000 тонн почты и 38 тыс. тонн грузов. Это - на 20 проц. больше итоговых результатов прошлого года. Работники гражданской авиации приложат все силы к тому, чтобы план этого года был выполнен.
К своему юбилею Гражданский воздушный флот приходит с большими достижениями. Но было бы непростительной ошибкой в день праздника успокоиться, забыть о наших недостатках, ослабить борьбу за дальнейшее усиленное развитие гражданской авиации.
Важнейшей нашей задачей является повышение регулярности рейсов и увеличение безопасности полетов. Тут нам хвастать нечем. Расписание движения самолетов очень часто нарушается. В большинстве случаев рейсы отменяются из-за так называемой нелетной погоды или неготовности материальной части. С этим мы будем бороться самыми энергичными мерами. Повышая культуру летчика, улучшая оборудование, мы должны добиться также, чтобы самолеты летали во всякое время - будь то днем или ночью, во всякую погоду - в облаках, дожде, тумане. Этого настоятельно требует от нас правительство, и здесь мы отступать не имеем права.
Велика еще у нас и аварийность. Тщательное расследование аварий, изучение их причин показывает, что в огромном большинстве случаев летные происшествия являются результатом нарушения летной дисциплины или неподготовленности самолета к рейсу. С таким положением мириться нельзя. Мы требуем и будем требовать жесточайшей дисциплины в воздухе, образцовой работы на земле, ибо нам доверена жизнь людей - самое дорогое, что у нас имеется.
Мы должны еще лучше, богаче оснастить наши линии новейшей техникой, улучшить обслуживание пассажиров, добиться выполнения плана не только всей системой в целом, но и каждым управлением, каждым отрядом.
Наш самолетный парк еще весьма разнокалиберен. На наших линиях курсируют самолеты 29 различных типов. Многие из них устарели. Сейчас уже ясно, что воздушный транспорт должен базироваться на самолетах не больше пяти типов.
Путь, проделанный Гражданским воздушным флотом СССР за 15 лет, показывает, что в нашей стране гражданской авиации предоставлены исключительно благоприятные возможности. Воздушный транспорт уже стал органической частью всего народного хозяйства. Советское правительство внимательно и энергично помогает гражданской авиации. Товарищи Сталин и Молотов лично оказывают нам очень большую поддержку, живо интересуются всеми нашими нуждами.
Чувствуя это внимание и заботу руководителей партии и правительства и лично товарища Сталина, мы работаем и будем работать не покладая рук над укреплением силы гражданской авиации, над расширением ее возможностей.
Все мы отчетливо представляем, что Гражданский воздушный флот является могучим резервом военно-воздушных сил. В случае войны наши аэродромы примут военные самолеты, наши летчики сядут за штурвал боевых кораблей, наши самолеты будут выполнять любые оперативные задания военного командования.
Мы никогда не забываем о военной опасности и неустанно готовим свои силы и свои машины к грядущим боям. И если придется прервать нашу мирную работу и заменить нашу почту, товары, пушнину иными грузами, если пилотам доведется надеть почетную форму бойцов Красной Армии, то враг увидит, насколько сильна, несокрушима и монолитна советская авиация. // Комбриг В.Молоков, Герой Советского Союза.
************************************************************************************************************
ГЕРОИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ АВИАЦИИ
БАРСЕЛОНА. 17 августа. (Спец. корр. «Правды»). 14 августа было днем большой победы республиканской авиации. Около 6½ часов вечера в синем небе над фронтом Эбро, над сектором Гандесы появилась группа итало-германских бомбардировщиков, вылетевших бомбить республиканские позиции.
Группа эта была встречена испанскими истребителями, которые вынудили фашистов бежать.
Фашистские истребители, прикрывавшие бомбардировщиков, встретились с республиканскими истребителями. Завязался упорный, длительный бой. Он продолжался почти два часа.
На земле слышен был рев множества моторов. Моментами синее небо становилось серым от дыма - это какой-то из самолетов фашистов, превратившись в дымно-огненный длинный факел, падал на землю.
Некоторые республиканские пилоты подходили к фашистским самолетам вплотную, почти тараня их.
Еще раз испанские летчики оправдали славное имя героической республиканской авиации. Летчик-сержант Рубен Гомес Редондо, принимавший участие в этом бою, умер смертью героя. С головой, пробитой пулей, он довел свой самолет почти до аэродрома. В 50 метрах от земли Рубен Гомес потерял сознание, и самолет налетел на дерево.
Вот имена некоторых из героев, принимавших участие в победоносном бою на фронте Эбро (список этот далеко не полный): сержант Франциско Паредес Мартинес - сбил «Фиат», сержант Франциско Тарасона Торан - сбил «Фиат», сержант Алфредо Фернандес Вильялон Хэра - сбил «Мессершмидт», сержант Алфаро Муньос Лопес - сбил «Фиат», лейтенант Мигель Самбудио Мартинес - сбил «Фиат», лейтенант Висенте Кастильо Монсо - сбил «Фиат», сержант Луис Сервент Серрильо - сбил «Фиат». // М.Фернандес.
☆ ☆ ☆
ГИБЕЛЬ СЕМИ АМЕРИКАНСКИХ ЛЕТЧИКОВ
НЬЮ-ЙОРК, 17 августа. (ТАСС). По сообщению военно-морских властей, в Сан-Диего (военно-морская база США в Калифорнии) в течение вчерашнего дня во время воздушных маневров погибли семь морских летчиков. Три летчика погибли в результате катастрофы, происшедшей с самолетом в воздухе, три летчика затонули вместе с самолетом в заливе Сан-Диего и один летчик разбился при посадке. Кроме того, в заливе Сан-Диего затонул еще один самолет, однако экипаж успел спастись.
НЬЮ-ЙОРК, 17 августа. (ТАСС). По сообщению корреспондента агентства Юнайтед Пресс из Гонолулу (Гавайские острова), по неизвестным причинам на борту огромной американской подводной лодки «Наутилус» произошел взрыв. В результате взрыва серьезно ранены 4 матроса и 1 офицер.
☆ ☆ ☆
ЛИНДБЕРГ ПРИЛЕТЕЛ В МОСКВУ
Известный американский летчик Чарльз Линдберг вчера, в 8 часов 32 минуты вечера, прилетел в Москву. Вместе о ним прибыла его жена.
В аэропорту гостей встретили пилоты Главного управления Гражданского воздушного флота, а также поверенный в делах США в Советском Союзе А.Керк, представители советской и иностранной прессы и др.
______________________________________________
Л.Соболев:
Если завтра война || «Правда» №203, 25 июля 1938 года
«
СССР - великая новая страна» || «Правда» №216, 7 августа 1938 года
Могучая армия советского народа || «Правда» №223, 14 августа 1938 года
А.Локтионов:
Военная авиация в 1938 году || «Правда» №192, 14 июля 1938 года
Газета «Правда» №227 (7552), 18 августа 1938 года