Идейное воспитание молодых патриотов

Jun 05, 2019 23:09


« Правда» №135, 5 июня 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 4 июня (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 и 2 стр.). Письма товарищу Сталину от трудящихся Советского Союза и ответы товарища Сталина (2 стр.). У.Жуковин. - Льговские контрасты (2 стр.). С.Лисичкин. - Мысли директора (3 стр.). Генерал-майор М.Галактионов. - Большая победа союзников (4 стр.). Н.Зелинский. - Русская наука и Московский университет (3 стр.). Б.Полевой. - Северо-западнее и севернее города Яссы (3 стр.). Илья Эренбург. - В фашистском зверинце (4 стр.). Книга о чудовищных злодеяниях четников генерала Михайловича в Герцеговине (4 стр.). Занятие Рима войсками союзников (4 стр.). Заявление генерал-майора Конноли корреспонденту ТАСС в Тегеране (4 стр.). Действия авиации союзников (4 стр.). Положение в Софии (4 стр.). Результаты воздушных налётов на Румынию (4 стр.). Финские шовинисты не отказались от своих планов (4 стр.). Военные действия в Китае (4 стр.).

# Все статьи за 5 июня 1944 года.




Пусть предстанет перед вашим умственным взором, читатель, суровая картина осени 1941 года в Киеве.

Части Красной Армии по приказу командования оставили город. Прикрывая их отход, яростно дерутся в городских предместьях советские воины. Преграждая путь врагу, славой покрыли себя два наших полка. Знамена полков прострелены, задымлены, обагрены кровью. Сами знаменосцы изранены. У них один выход - пасть смертью храбрых. Но перед концом они думают о чести своих полков - о знаменах. Надо не отдать знамен врагу, надо сохранить их...

Знамена принимает из рук воинов Константин Кравчук. Он не солдат, он мирный житель Оболенской улицы города Киева. Он не мужчина даже, ему было лишь десять лет от роду. У него нет еще жизненной школы, школой его была семья, два класса, пионерский отряд. Здесь получал он свои первые впечатления. Военная буря разразилась над головой мальчика в момент, когда он только что вступил в сознательную жизнь.

Два года Киев находился под властью немецких оккупантов. Два года хранил советский мальчик Костя Кравчук боевые знамена, доверенные ему погибшими знаменосцами. Он не мог не сознавать значения своего поступка. Он знал об опасности, грозившей ему. На уличных фонарях, на балконах домов немцы вешали киевлян. Немцы расстреливали киевлян в Бабьем Яру. Немцы расстреливали и вешали людей часто без следствия и суда, по малейшему подозрению. Легко себе представить, какая жестокая казнь ждала мальчика, прятавшего в оккупированном городе боевые красноармейские знамена!..

Загляните читатель, в душу подростка, взявшего на себя столь ответственное и опасное поручение. Что должен был вынести и преодолеть мальчик за два страшных года в городе, занятом немцами, какие чувства пережить, какие думы передумать? Все преодолел Костя Кравчук. Ни матери, ни другу ни одним словом, ни одним звуком он не дал знать о том, что таилось в его душе. Такое мужество, такая выдержка, такая дисциплинированность по плечу настоящему воину. «Костя заслужил, чтобы мы, воины Красной Армии, с благодарностью пожали ему руку, как солдату». Так писал капитан, сообщая о поступке киевского пионера. Награжденный несколькими орденами, старый полковник, которому пионер вручил сбереженные знамена, горячо обнял мальчика и назвал его героем.

Как должное воспринимают бойцы и командиры Красной Армии и все люди нашей страны опубликованный в газетах Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Константина Кравчука орденом боевого Красного Знамени. Орденом награждаются на войне люди с отважным сердцем, с ясной головой, с твердым характером, люди, свершающие подвиги.

Подвиг киевского пионера войдет в летописи войны. По этому подвигу, так же как по бессмертному подвигу Зои Космодемьянской, потомки наши будут судить о поведении советского молодого поколения в момент тягчайшего военного испытания для Родины. Они будут знать, как в этот момент был велик даже юный человек, каким большим и глубоким был его душевный мир, каким благородным был его нравственный облик. Киевский пионер олицетворяет племя сталинских орлят, прославляющих свое поколение и век свой подвигами во имя советской Родины.

Немцы пытались сломить советского человека в оккупированных районах не только системой чудовищных репрессий. Подлый враг пускал в ход и другие приемы. В оккупированных городах и селах выступали не только палачи. Здесь подвизались прожженные мастера фашистской лжи и демагогии. Немцы пытались отравить душу молодежи гитлеровским ядом. Но враг не достиг и не мог достигнуть своей цели. Поступок киевского пионера, подвиги комсомольцев Краснодона, героические дела многих тысяч юношей и девушек в тылу врага, в партизанских отрядах - яркие свидетельства моральной стойкости молодой гвардии советского народа, ее самоотверженной преданности социалистической отчизне, ее сыновней верности партии Ленина-Сталина.

В огне войны были проверены идеи и принципы той воспитательной работы, которую вели и ведут партия, комсомол, школа. Эти идеи и принципы победили. Недаром немцы наряду с заводами и электростанциями жгут и взрывают наши школы, дворцы пионеров, комсомольские клубы. Немцы приравнивают их к военным об’ектам. Что ж, наши школы и клубы могут гордиться тем, что враг боится и ненавидит их. Школа, из которой вышли герои Краснодона, участвует в Отечественной войне. Честь и слава этой школе! Пионерский отряд, к которому принадлежит киевский пионер, может считаться боевой единицей. Честь и слава этому пионерскому отряду!

Наша школа, комсомол, пионерская организация призваны учить молодое поколение, вооружать его знанием основ науки, приучать к общественно-полезному труду. Это - большое дело учителя, комсомольского работника, пионерработника. Это, наконец, дело родителей, дело семьи. Школа, юношеские организации, семья имеют высокое назначение - они отвечают за идейное воспитание молодежи. И высшая цель этого воспитания - привить любовь к своему отечеству. Патриотическое чувство должно прививаться человеку с ранних лет его жизни. Пусть в пору детства и отрочества будут посеяны в его душе семена любви к Родине своей, к своему народу, пусть с этим багажом отправляется человек в жизненный путь, - он не собьется в сторону, станет настоящим человеком и гражданином.

Любовь к отечеству - живое, человеческое чувство. Если идейное воспитание, выражаясь педагогическим термином, - предмет, то предмет этот должен быть самым живым, увлекательным, впечатляющим в школьной практике, в воспитательной работе комсомольской и пионерской организаций. Слово о Родине, о великих деяниях народа, о событиях его истории, о великих людях нации должно быть страстным глаголом, зажигающим сердца. В яснополянской школе Лев Толстой рассказывал крестьянским ребятам о военных событиях в русской истории. Великий писатель не был профессиональным педагогом. Сила его выступления перед детской аудиторией заключалась в его патриотическом чувстве. Он передавал это чувство детям со всей страстью гражданина, любящего Родину. Описывая глубокие, сильные переживания детей во время урока, Толстой заявлял: «Этот класс остался памятным часом в нашей жизни. Я никогда не забуду его».

Такими памятными, незабываемыми часами в школе, на пионерских сборах, в комсомольском клубе должны быть уроки, беседы, доклады, лекции, посвященные патриотическим темам, воспитывающие молодежь в духе идей партии Ленина-Сталина. Изумительный материал, который дает эпоха Великой Отечественной войны, подвиги советских людей на фронте и в тылу - живой источник этого воспитания, его основа.

Пусть формы и методы идейного, политического воспитания наших детей, нашей молодежи будут достойны того содержания, которое дает великое время, переживаемое нами. Здесь больше, чем где-либо, нетерпимы схематизм, сухость, трафарет. А они, к сожалению, еще не изгнаны из практики воспитательной работы школы, комсомольских и пионерских организаций. Эта работа часто строится без учета психологии подростков, психологии молодежи. Комсомольские организации нередко недооценивают значение идейно-воспитательной работы среди молодежи.

Живое, вдохновенное, мобилизующее слово - высокий фактор в воспитательной политической работе. Наряду с ним должен выступать и другой фактор, не менее важный. Речь идет о деле, которое дополняет слово, сопутствует ему. Свою любовь к советскому отечеству тот же киевский пионер выразил делом, поступком.

Делами, трудом откликаются юноши и девушки нашей страны на призыв Родины. Эти дела, этот труд составляют важнейший элемент воспитания молодых патриотов. Общественно-полезный труд всегда считался в нашей социалистической стране делом доблести и чести, обязанностью гражданина. Гражданином является школьник, работающий на колхозном поле, тимуровец, помогающий семьям красных воинов. Обязанность школы, комсомольской и пионерской организаций, обязанность семьи - раз’яснить молодежи значение ее труда, благородный смысл ее работы на любом участке, пусть даже небольшом, в любой отрасли, пусть даже и не связанной прямым образом с романтикой нашего времени.

Мы гордимся нашим молодым поколением, выдвинувшим в военные дни таких героев, как краснодонские комсомольцы, как киевский пионер. Мы вдохновляемся светлым будущим, которое предстоит нашему поколению. За это будущее наших детей, нашей молодежи сегодня борются и умирают отцы и старшие братья. Их кровь и пот не пройдут даром. Молодое поколение нашей страны увидит не только солнце полной и окончательной победы. Оно пожнет плоды этой победы.

***********************************************************************************************
Развал «армии» Муссолини

ЖЕНЕВА, 4 июня. (ТАСС). Итальянская подпольная патриотическая газета «Комбаттенте» пишет, что «правительство» Муссолини не в силах приостановить развала своей наспех сколоченной «армии». И без того немногочисленная, эта «армия» несёт большие потери во время стычек с итальянскими партизанами, действующими в Северной Италии. По словам газеты, вновь сформированные батальоны, в том числе и отряды так называемой «фашистской республиканской гвардии», весьма неблагонадёжны. Об этом свидетельствуют многочисленные аресты офицеров и солдат властями Муссолини. На-днях, сообщает «Комбаттенте», несколько сот насильно мобилизованных фашистских солдат разоружили своих офицеров и присоединились к партизанам.



Гибель руководителя организации Тодта на советско-германском фронте

СТОКГОЛЬМ, 4 июня. (ТАСС). Германское радио сообщило о гибели на советско-германском фронте одного из руководителей гитлеровской военно-технической организации Тодта профессора Вальтера Бругмана.



Бегство с гитлеровской службы

СТОКГОЛЬМ, 4 июня. (ТАСС). Газета «Дагенс нюхетер» сообщает, что в Стокгольм приехал из Хельсинки немецкий журналист граф Кнупгаузен, который с 1941 года работал там корреспондентом «Гамбургер фремденблат». Кнупгаузен заявил, что благодаря своим поездкам в Германию он составил ясное представление о действительном положении в Германии и решил не оставаться больше на гитлеровской службе.



Финские шовинисты не отказались от своих планов

СТОКГОЛЬМ, 4 июня. (ТАСС). Шведский журнал «Ню» опубликовал письмо из Хельсинки, автор которого - финн - рисует политическую обстановку в Финляндии. Автор письма заявляет, что политика финских руководителей никогда не вызывала недовольства немцев и что Таннер и сейчас определённо поддерживает «финские военные цели 1941 года». «Пока Таннер является центральной фигурой правительства, - пишет автор письма, - мы не продвинемся ни на шаг по пути к миру». По словам автора, некоторые финские шовинистские издания продолжают пропагандировать оголтело-захватнические планы. Газета «Карьяла» заявила недавно, что Финляндия имеет «неоспоримое право на большую часть Северной России, не говоря уже о Карелии, до Свири, Онежского озера и Белого моря».

Автор письма заявляет, что большинство финского населения, вопреки «шовинистской политике Таннера», желает мира.

_____________________________________
Сила советского патриотизма ("Красная звезда", СССР)
А.Толстой: Русский характер ("Красная звезда", СССР)
В.Кетлинская: Моральная сила советского человека ("Правда", СССР)

Газета «Правда» №135 (9592), 5 июня 1944 года

лето 1944, июнь 1944, газета «Правда»

Previous post Next post
Up