Некоторые вопросы авиационного наступления

Aug 12, 2019 12:08


А.Васильев || « Красная звезда» №189, 12 августа 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Указ Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Майор В.Коротеев. - Подробности боев за районный центр и станцию Хотынец (2 стр.). Полковник Н.Чухин. - Развитие прорыва танковым соединением (2 стр.). Полковник А.Васильев. - Некоторые вопросы авиационного наступления (2 стр.). Майор М.Зотов. - О недостатках одного оргинструкторского отдела (3 стр.). Семен Кирсанов. - Орлам! (3 стр.). Гвардии подполковник Хаджи-Мурат Мугуев. - Воинская почесть раненым героям-белгородцам (3 стр.). Майор Д.Журавлев. - О кинообслуживании фронтовиков (3 стр.). Майор Е.Габрилович. - На западном берегу Северного Донца (3 стр.). А.Авдеенко. - Традиции героя (4 стр.).

# Все статьи за 12 августа 1943 года.




Наступательные бои наших войск на Орловском направлении и особенно на Харьковском и Брянском направлениях характерны тесным и активным взаимодействием авиации с пехотой, танками и артиллерией на поле боя. Это взаимодействие помогает нашим наземным войскам взламывать передний край обороны немцев и успешно развивать наступление в глубине. Опыт ряда наступательных операций показал, что авиация обладает высокими маневренными возможностями, обеспечивающими в кратчайший срок сосредоточение на нужном направлении большой мощности огня. Особенно большую силу демонстрирует наша авиация в боях на Харьковском направлении. Кроме того, при выделении достаточных сил авиации в течение нужного отрезка времени может непрерывно воздействовать на противника, прижимая его к земле и снижая его способность к сопротивлению. Этими действиями авиации обеспечивается продвижение своих наземных войск вперед и вместе с ними осуществляется наступление не только на земле, но и в воздухе.

Под термином «авиационное наступление», в известной степени новым, следует понимать непрерывное огневое воздействие авиации на обороняющегося противника, неразрывно связанное по месту и времени с действиями наземных войск и проводимое в сочетании с активными действиями, направленными на завоевание господства в воздухе на решающем направлении. Опыт показывает, что обычно авиационное наступление складывается из двух основных периодов: подготовка атаки, а затем поддержка атаки и действий пехоты и танков в глубине вражеской обороны. Длительность каждого из этих периодов зависит от конкретной обстановки на участке наступления.

Своеобразие авиационного наступления заключается в том, что воздушные силы, пролагая путь атакующей пехоте и танкам, усиливая огонь артиллерии, должны в то же время вести упорную борьбу с вражеской авиацией. Эта часть их боевой работы является исключительно сложной и ответственной, требующей максимального напряжения сил. Без подавления вражеской авиации нельзя надежно прикрыть свои войска, особенно их главную группировку, от контрударов с воздуха и обеспечить свободу действий своим бомбардировщикам и штурмовикам на протяжении всей операции.

Когда общевойсковой и авиационный командиры организуют взаимодействие и планируют боевую работу воздушных сил, привлеченных к авиационному наступлению, им прежде всего следует подумать об организации борьбы за господство в воздухе над полем боя. Основную тяжесть ее несет истребительная авиация, которая обязана: очищать воздух от истребителей противника, уничтожать вражеские бомбардировщики, непосредственно обеспечивать от контратак боевые эшелоны своих штурмовиков и бомбардировщиков. Известно, также, что господство в воздухе достигается не только наступательными действиями истребителей в воздушных боях. Не меньшее значение имеют и удары по неприятельским аэродромам, проводимые с целью уничтожения самолетов врага на земле. Чем больше внимания перед началом активных действий на земле будет уделено подавлению авиации противника на его аэродромах, тем меньше придется отвлечь сил истребителей в ходе операции на прикрытие своих войск. В то же время у противника останется меньше возможностей для контрударов с воздуха.

Значит, еще задолго до начала операции командиры, организующие авиационное наступление, обязаны тщательно изучить состояние воздушных сил противника и его главнейших баз на направлении удара. Выбрав удобный момент, бомбардировщики и штурмовики обрушиваются на эти базы. Серьезных результатов можно достичь в данном случае лишь при условии массированных ударов по всем основным аэродромам противника, повторяя такие удары несколько раз. Только это может основательно подорвать воздушную мощь врага еще до начала операции и тем самым предопределить успех нашего авиационного наступления.

Такие удары по аэродромам должны по возможности повторяться в процессе операции. Они особенно необходимы в тот период, когда враг начнет подтягивать свою авиацию с других направлений, чтобы приостановить наше наступление. В это время нельзя оставлять без внимания передовые аэродромы противника, занятые его истребителями. Систематические удары по этим аэродромам заставят врага оттянуть свои истребители в глубь обороны и тем самым сократить их деятельность.

В воздушных боях, проводимых на участках авиационного наступления, действия наших истребителей должны быть проникнуты наступательным порывом. Малоактивные и нерешительные действия истребителей, проводимые только над нашей территорией, никогда не дадут возможности удержать господство в воздухе. Авиационное наступление требует прежде всего широких наступательных действий истребителей. В использовании истребителей могут быть применены различные формы их боевой работы. Но во всех случаях основная масса истребителей должна быть привлечена для изгнания вражеских воздушных сил с поля боя и нанесения им максимальных потерь. Меньшая часть истребителей привлекается к сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков и решению других, менее активных задач, когда истребители связываются определенным районом или группой и в силу этого не могут в полной мере проявить свои наступательные возможности. Решая свою основную задачу, истребители прежде всего должны уничтожать бомбардировщики противника, рассеивая их группы еще на подходе к цели, частью сил изгоняя истребителей врага или, во всяком случае, надежно сковывая их в воздушных боях. Проиллюстрируем примером это разделение задач истребителей.

N истребительному соединению предстояло изгнать вражескую авиацию из района боев. В назначенное время, эшелонируясь по высоте, сильные патрули истребителей пошли в воздух. Однако противник бросил навстречу нашим воздушным патрулям не менее сильный по своему составу и тоже эшелонированный по высоте заслон из «МЕ-109ф» и «ФВ-190». В трех-пяти километрах от линии фронта, над нашим расположением, завязался ожесточенный воздушный бой, который в конце концов привлек сюда все наличные силы N истребительного соединения. Этого и добивались немцы. Пользуясь тем, что наши истребители связаны боем, они выслали несколько групп бомбардировщиков, которые атаковали боевые порядки наших войск, встретив сопротивление лишь со стороны зенитчиков.

В то же время на соседнем участке фронта командир истребительной группы, которой была поставлена такая же задача, разделил свои силы на две части. Одна из них вела сковывающие бои с немецкими истребителями, а другая тем временем наносила удары по вражеским бомбардировщикам, не подпуская их к полю боя. В результате подобной расстановки сил немцы не смогли хоть сколько-нибудь эффективно воздействовать на боевые порядки наших войск и потеряли за день боев около сотни самолетов, большую часть которых составили бомбардировщики.

Решение вопроса сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков в значительной степени зависит от того, насколько нашей истребительной авиации удастся крепко держать в своих руках господство в воздухе на участке наступления. Если авиация противника подавлена, то наши бомбардировщики и штурмовики могут действовать на поле боя с небольшим непосредственным прикрытием истребителей, а иногда и без него. В особенности это может иметь место в тех случаях, когда основные силы наших истребителей, направленные на поле боя и на территорию противника для очищения воздуха от вражеских самолетов, действуют успешно, обеспечивая этим боевую работу своих бомбардировщиков и штурмовиков. При этом условии последние, имея небольшое количество истребителей сопровождения, правильно выбрав способ действий и хорошо организовав систему наблюдения и огня внутри своего боевого порядка, способны сами отразить контратаку не только одиночек, но и мелких групп вражеских истребителей.

Мы уже говорили о том, что авиационное наступление делится на два основных периода. Первый из них - авиационная подготовка атаки. Основные задачи этого периода авиационного наступления таковы: изнурение врага дневными и ночными нападениями с воздуха, подавление выявленных огневых средств его обороны, дезорганизация управления. Когда предстоит атака полевых позиций, авиационная подготовка может быть короткой, измеряемой часами, что в наибольшей степени отвечает внезапности наступления. В том же случае, если вражеская оборона развита сильно, авиационная подготовка перерастает в авиационную обработку, выполняемую в течение длительного времени путем методических ударов по основным оборонительным сооружениям противника. В обоих случаях этот период должен завершиться массированным налетом боевой авиации непосредственно перед атакой наземных войск, на участок, избранный для нанесения главного удара.

Авиационная поддержка атаки и действий наземных войск в глубине обороны начинается по сути дела с момента броска пехоты и танков в атаку. В это время бомбардировщики и штурмовики, закончив свой массированный удар, завершающий авиационную подготовку, должны тотчас же, без всякого зазора по времени, перенести свой огонь на те цели в глубине вражеской обороны, ликвидация которых обеспечит нашим войскам овладение первой линией укреплений и дальнейший бросок вперед.

Вопросы планирования действий авиации в первый период (распределение сил по этапам и об’ектам действий, расчеты времени ударов и т.д.) хотя и требуют предельной четкости, но всё же, по сравнению со вторым периодом авиационного наступления, разрешаются более просто. Дело в том, что во время подготовки атаки действующие авиационные части имеют достаточно времени для изучения вражеской обороны и все основные цели представляют собой до известной степени стационарные об’екты.

Острые моменты в использовании авиации и руководстве ее действиями обычно начинают возникать с броском пехоты и танков в атаку, с вторжением их в глубину вражеской обороны и в процессе развития уже осуществленного прорыва. Это самые ответственные этапы авиационного наступления. Успех здесь зависит от того, насколько точно будут согласованы по времени и месту действия авиации с боевой работой наземных войск. Нет ничего опаснее, если в это время будут происходить заминки и над полем боя в нужный момент не окажется авиации, готовой отразить вражеский контрудар с воздуха или подавить новые препятствия, возникшие на пути наступающих.

Практика показывает, что на планомерность авиационного наступления в его втором периоде сильно влияет система управления авиацией, которое должно быть непрерывным, обеспечивая своевременное воздействие отдельных бомбардировочных или штурмовых групп на об’екты, мешающие продвижению нашей пехоты и танков.

Когда бой идет в глубине вражеской обороны, а также при дальнейшем развитии прорыва, неизбежно известное перемешивание боевых порядков обеих воюющих сторон, глубокое вклинение вперед некоторых частей, обходные или охватывающие маневры. Каждая часть, вырвавшаяся из общей линии наступающих войск, требует самой деятельной авиационной поддержки. Естественно, что хорошо осуществить эту поддержку смогут лишь те авиационные подразделения, которые наиболее тесно связаны с наземными войсками. Иначе говоря, в этот период нужна некоторая децентрализация в управлении боевой авиацией. Основная ее часть должна попрежнему оставаться в руках старшего авиационного начальника, который руководит действиями воздушных сил на поле боя. Однако некоторые подразделения бомбардировщиков, а особенно штурмовиков и истребителей, полезно временно придавать наземным частям, вырвавшимся вперед или оперирующим на флангах противника. В этих случаях находящийся там представитель авиационного командования сможет в кратчайший срок поставить боевую задачу приданной авиации и наземные войска быстро получат конкретную поддержку с воздуха в борьбе, за важную высоту, укрепленную позицию и т.д.

Борьба в глубине вражеской обороны чревата неожиданностями. Авиация, как наиболее подвижный род войск, должна первой реагировать на них мощным огнем с воздуха, давая возможность наземным войскам с прежней настойчивостью преодолевать сопротивление врага.

На одном участке фронта N гвардейская часть встретила на своем пути сильно укрепленную немцами высоту. Блокировав ее несколькими подразделениями, часть продолжала продвигаться вперед. Однако немцы, закрепившиеся на высоте, имели в своем распоряжении много огневых средств, воздействие которых на тылы N части серьезно сковывало ее маневр. Требовалось самое быстрое вмешательство авиации. Между прочим, высота, находившаяся в гуще боевых порядков наших войск, являлась трудной целью для авиации: была опасность поражения своих же подразделений. Однако наша пехота, пользуясь заранее установленной системой сигнализации, четко обозначила себя и тем самым помогла летчикам легко отыскать цель на общем фоне однообразной местности. Первый удар по высоте нанесли штурмовики, вслед за ними сюда пришли пикирующие бомбардировщики части, которой командует полковник Чучев. После пикировщиков над высотой вновь появились эшелоны штурмовиков «Ильюшин-2». В результате этого массированного удара с воздуха наши блокирующие подразделения овладели высотой и взяли большое количество пленных.

В одном районе на Орловском направлении после прорыва сильно укрепленной оборонительной полосы немцев над нашими частями нависла угроза танковой контратаки неприятеля с фланга. Требовалось выиграть время для подтягивания противотанковых средств. Оно было выиграно с помощью штурмовиков, которыми командует тов. Котельников. По первому тревожному сигналу от подразделений, заметивших немецкие танки, эшелоны самолетов «Ильюшин-2» вылетели в район предстоявшего боя. Танки врага еще не развернулись в боевой порядок, и наши штурмовики застали их на исходных позициях. Удар с воздуха оказался столь эффективным, что танковая контратака, была задержана на несколько часов. Когда же она осуществилась, стрелковые части встретили ее достаточно подготовленными. Тесно взаимодействуя с авиацией и с артиллерией, они не только успешно отразили противника, но и разгромили его танковую группу, открыв себе путь для дальнейшего продвижения вперед.

Приведенные примеры говорят о том, что отлично налаженная связь взаимодействия, непрерывная взаимная информация об обстановке, широкая инициатива, проявляемая авиационными командирами в динамике боя, всегда обеспечат успешное использование воздушных сил в авиационном наступлении.

Иногда случается, что хорошо начатое авиационное наступление в дальнейшем, при развитии операции в глубину, несколько сворачивается, появляются временные промежутки, свободные от действий авиации. Об’ясняется это или тем, что авиационные части отстают в своей боевой работе от подвижных наземных войск, или же тем, что командир не имеет достаточного резерва для покрытия издержек операции.

Так получилось, например, недавно на одном участке боевых действий. Авиация полностью удовлетворила потребности наземных войск на первом этапе наступления. Тщательная разведка с воздуха помогла изучить всю систему вражеской обороны, избрать место прорыва. Подготовка атаки завершилась массированным ударом штурмовой авиации. При этом самолеты беспрерывно находились над полем боя, прокладывая путь танкам и пехоте. Хорошо поставленное взаимодействие всех огневых и подвижных средств позволило в первый же день прорвать линию обороны на всю ее глубину, овладеть сильно укрепленным плацдармом и ввести в прорыв танки. Начался энергичный охватывающий маневр. Подвижные войска должны были в сравнительно короткий срок замкнуть кольцо вокруг группировки немцев.

В те моменты, когда на земле напряженность боев нарастала буквально с каждым часом и войска продвигались вперед, авиация всё еще оставалась на прежних аэродромах. Кроме того, авиачасти имели предельную нагрузку, а резерва выделено не было. Всё это привело к тому, что над полем боя всё реже начали появляться наши самолеты. Особенно чувствовался недостаток в истребителях. А немцы к этому времени подтянули резервы и бросили их в бой. Одна наша танковая чисть, зайдя глубоко в расположение противника, встретила на пути минное поле перед опорным пунктом. Пока шла его расчистка, над танками появились немецкие пикирующие бомбардировщики. Не встречая противодействия со стороны наших истребителей, они произвели атаку и задержали на определенное время наши танки.

Этот пример показывает, насколько строго должно быть спланировано все авиационное наступление с учетом возможного увеличения сопротивления противника. Наибольшее напряжение в действиях авиации должно соответствовать потребностям операции и не всегда будет необходимо в первый день наступления. Опыт показывает, что с развертыванием боев в глубине необходимость в поддержке авиацией наземных войск не сокращается, а возрастает. Только удержание господства в воздухе, непрерывность, своевременность и мощность ударов авиации могут принести ожидаемый от авиационного наступления эффект. //Полковник А.Васильев.

***********************************************************************************************
Блокировка немецкого аэродрома

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 11 августа. (По телеграфу от наш. корр.). Группа наших самолетов, возглавляемая Героем Советского Союза гвардии капитаном Харитоновым, была послана для блокировки немецкого аэродрома, находящегося недалеко от линии фронта. Взлетели рано утром. Возле линии фронта заметили два «Фокке-Вульф-190». Харитонов пристроился к одному из них в хвост и, сблизившись почти вплотную, открыл огонь. «Фокке-Вульф» беспорядочно пошел к земле. Одновременно старший лейтенант Потапов сзади и сверху атаковал другой «Фокке-Вульф» и тоже сбил немца.

Вскоре гвардейцы заметили под собой группу немецких самолетов численностью до десяти машин. Некоторые из них еще не убрали шасси. Видимо, они только что поднялись с аэродрома. Харитонов по радио приказал своей группе снизиться и вступить в бой. Сам он в паре с летчиком Гримовым остался наверху.

Первую атаку гвардейцы произвели с пикирования. Им удалось разбить строй одной группы «Фокке-Вульфов». Завязалось несколько очагов воздушного боя. Старший лейтенант Потапов заметил, как один истребитель противника набирал высоту, не успев еще убрать шасси. Стремительной атакой Потапов сбил немецкий истребитель. Успешно вели бой и другие летчики, ни на секунду не упуская инициативы из своих рук.

Командир группы со своим ведомым, находясь выше остальных наших самолетов, не давал возможности немцам получить преимущество в высоте. Когда какой-нибудь немец пытался подняться вверх, Харитонов, прикрываемый Гримовым, немедленно спускал его вниз под огонь остальных наших самолетов. Кроме того, гвардии капитан всё время управлял боем.

Один «Фокке-Вульф» пытался атаковать сзади машину Потапова, но Харитонов мгновенной атакой сверху зажег немца. Находившийся поблизости летчик Гримов заметил, как под него нырнул «Фокке-Вульф». Гримов с полупереворота зашел немцу в хвост и открыл огонь. «Фокке-Вульф» штопором пошел вниз и упал недалеко от вражеского аэродрома. Это была первая победа молодого летчика Гримова.

Задача истребительной группы была выполнена. Ни один немецкий самолет не ушел с аэродрома, чтобы помешать нашим бомбардировщикам бомбить вражеские коммуникации.

________________________________________
Сталинские соколы || «Известия» №192, 15 августа 1943 года
М.Нога: Воздушный боец 1943 года ("Красная звезда", СССР)
Н.Шиманов: Офицеры авиации ("Красная звезда", СССР)
П.Белявский: Братья Глинка, советские ассы ("Известия", СССР)
Я.Макаренко: Хозяин неба || «Правда» №203, 15 августа 1943 года

Газета «Красная Звезда» №189 (5560), 12 августа 1943 года

лето 1943, август 1943, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up