Командир полка Груздев

Oct 01, 2019 09:06


П.Павленко || « Красная звезда» №231, 1 октября 1941 года

Сегодня начинается всеобщее обучение граждан СССР военному делу. С каждым днем будут все сильнее расти и множиться ряды борцов против фашизма. Резервы Красной армии - неисчислимы!

# Все статьи за 1 октября 1941 года.

ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Командир авиационного полка майор Груздев - волжанин, там он вырос, окреп, закалился. Но характер его горяч, как у южанина. Рассказывая о боях, он оживленно жестикулирует, словно чувствует себя за рулем машины, лицо его делается чуть строже, а глаза лишь искоса поглядывают на собеседника, все еще как-будто занятые боем, который он заново переживает.

Привлекает в Груздеве, однако, не только его горячность и поразительное бесстрашие, хотя и оно само по себе внушает глубокое уважение. Привлекает в нем еще больше его уменье заражать отвагою окружающих и держать их в постоянном горении.

До войны Груздев работал испытателем новых машин на одном из авиационных заводов. «Чкаловская работа», - говорят о заводских испытаниях. - Опасность, риск, вдохновение и тонкое мастерство, - все в ней. Когда началась война, он сразу же попросился на фронт. Разрешение дали быстро: ехать командиром авиационного полка.

- Командиру приходится редко летать. А я летать хочу, - просил Груздев.

Ему разрешили летать.

Сразу же после назначения Груздев сел в машину и, об'ехав знакомых испытателей, каждому оставил записку:

- Получил полк. Если хочешь воевать вместе - звони.

Вернулся домой и сел к телефону. Звонили ему всю ночь до рассвета. К майору Груздеву пошли капитан Баулин, капитан Бородай, капитан Бахчивадзе, старший лейтенант Чуносов, гражданский летчик Краснов.

Действовать предстояло на Северо-западном направлении, где у немцев стоял авиакорпус «Рихтгофен», один из лучших. Немецкие летчики вначале вели себя довольно нагло. Но вот вышли «ознакомиться с обстановкой» истребители Груздева, и в воздухе, как говорили пехотинцы, сразу «установился форменный порядок». В течение трех месяцев полк участвовал в более чем 300 воздушных боях. За это время было сбито 63 фашистских самолета, 74 уничтожено на земле, а сколько еще, по выражению летчиков, ушло, «трепыхая плоскостями»!

Груздев сбил 11 самолетов, из них 4 пикирующих бомбардировщика, 3 «Мессершмитта-110», 2 «Мессершмитта-109», 2 «Дорнье-217». Старший лейтенант Чуносов сбил 7 самолетов, капитан Баулин - 6, капитан Бахчивадзе - 6, летчик Краснов - 5, капитан Бородай - 3, один из самых молодых летчиков младший лейтенант Бабинин - 3.

Надолго запомнился Груздеву налет и разгром фашистского аэродрома.

Воздушная разведка сообщила, что около деревни С. стоят в боевом порядке, совершенно готовые к вылету 74 вражеских машины. Возможно даже, что они уже в воздухе. Груздев вылетел со своими питомцами. Трем самолетам было приказано специально заняться зенитками. Вечерело. Солнце уже скрылось в низких облаках. Все же немцы заметили приближение груздевских истребителей. Зенитки открыли огонь. Три самолета «занялись» ими, расчищая воздух для полка. Они с пикирования атаковали батарею за батареей. Тем временем остальные штурмовали аэродром. Одна за другой загорались фашистские машины. Из 74 самолетов только один рискнул подняться в воздух. Вел его, видно, очень опытный летчик. Груздев налетел на него. Минут 5 или 6 длился поединок, и, наконец, фашист упал на горящий аэродром.

Груздев, кажется, больше всего был рад тому, что свалил противника на его же аэродром.

В ответ на разгром, учиненный Груздевым, фашисты предприняли налет на аэродромы его полка. 18 бомбардировщиков уже делали заход для бомбежки, когда первым по тревоге взлетел Краснов. Он один бросился в середину вражеского строя и сразу деморализовал фашистов.

Бомбардировщики вынуждены были изменить боевой курс и не смогли бомбить. Тем временем истребители груздевского полка уже были в воздухе и ринулись в атаку. Потеряв 5 самолетов, немцы ушли.

...Звонок из штаба. Груздев отдает приказание:

- Ну, пора на вечернюю прогулку!

Так называются его вечерние полеты.

Однажды на вечернюю прогулку вышло с Груздевым три машины. Не успели подойти к линии фронта, видят - несколько истребителей «клюют» наш бомбардировщик. Четверка ринулась в бой. Сразу же удалось сбить двоих. Груздев погнался за третьим, но потерял его в облаках. Огляделся - поискал своих, видит - вдали идет троечка истребителей. Пристроился к ней. И вдруг убеждается, что тройка машин не своя, а немецкая. Было уже темновато, стал отваливать, но не успел. Пришлось принять бой. Сбив одного, нырнул в облака и благополучно ушел.

Рассказывая об этом, Груздев говорит:

- Все мечтаю как-нибудь потаранить, да никак не приходится... У меня такой принцип - я не вообще бью по самолету, а по отдельной его точке. Выбрал себе, скажем, мотор - бей в него, пока не загорится.

Он с увлечением вспоминает, как молодой летчик младший лейтенант Малафий в составе девятки бомбил немецкую колонну машин в 200. С трех заходов девятка прострочила колонну из пулеметов, снаряды начали рваться, все загорелось.

Младший лейтенант Малафий решил атаковать с пикирования уцелевших солдат.

И свалился с пике в штопор.

- Ну, думаю, - рассказывает Груздев, - конец его трудовому списку! Гляжу и ничего не понимаю, - машина в штопоре, через полминуты гибель, а Малафий шпарит из пулеметов, как окаянный. Только над самой землею метрах в ста выравнял он машину, а стрельбу ни на секунду не прекратил.

Груздев сжимает кулак и удовлетворенно говорит:

- Вот это закалочка, так закалочка!

Секрет успешных действий полка как раз в этой самой «закалочке».

Темнеет. Сквозь низкие дымчатые облака глядит узкая огненная полоска заката.

- Пора! - поднимается Груздев. - На прогулку!

И летчики молча надевают шинели, торопясь, как бы не оставил - чего доброго - дома. // П.Павленко. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

***********************************************************************************************
Действующая армия. Летчики авиационной части майора К.Груздева сбили в воздушных боях 63 фашистских самолета и уничтожили на аэродромах противника 74 самолета. На снимке: майор Груздев ставит задачу летчикам перед боевым вылетом. Слева направо - старший лейтенант Гончаров, старший лейтенант Кривяков, капитан Уваров, майор Груздев, капитан Бородой и майор Матвеев.

Фото И.Озерского.





Подвиг летчика младшего лейтенанта Ревякина

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 сентября. (По телеграфу от наш. корр.). Летчик младший лейтенант Ревякин взлетел на своем быстроходном штурмовике. Он взял курс к местечку Б., где было обнаружено большое скопление германо-фашистских войск. Вот уже близка цель. Летчик вводит самолет в пике и огнем из пулеметов и пушки расстреливает вражескую автоколонну. Затем следует разворот - и снова обстрел колонны.

Во время этой атаки зенитная артиллерия врага открыла по самолету сильный огонь. Снарядом разбило колпак самолета. Осколком тяжело ранило Ревякина в левую часть лица и область глаза. Напрягая всю свою волю, летчик, несмотря на ранение, повел самолет на свою территорию. Однако силы покидали отважного пилота. Он стал терять сознание, но еще успел снизиться и посадить самолет на первой встретившейся площадке.

Это была территория, занятая фашистскими войсками. К самолету со всех сторон побежали солдаты. Ревякин очнулся. Увидев подбегавших к самолету вражеских солдат, он подал вперед сектор газа. Струей воздуха, идущей от винта, отбросило несколько солдат, которые уже было хотели ухватиться за плоскость. Самолет пошел на взлет. Советский штурмовик улетел буквально из-под носа фашистов.

Через некоторое время Ревякин благополучно посадил машину на нашей территории. Здесь отважному летчику была оказана первая медицинская помощь.

________________________________
К.Груздев: Тактика воздушного боя ("Красная звезда", СССР)
К.Груздев: Под ударами советских «ястребков» ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №231 (4986), 1 октября 1941 года

газета «Красная звезда», осень 1941, советская авиация, октябрь 1941, П.Павленко

Previous post Next post
Up