А.Воронин || «
Красная звезда» №11, 13 января 1944 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Приказ Верховного Главнокомандующего (1 стр.). От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 12 января (1 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР (2 стр.). Майор П.Милованов. - Бои за город Сарны (2 стр.). Подполковник А.Воронин. - Разведка вражеских аэродромов (2 стр.). Майор А.Сойченков. - Боевые порядки танков при прорыве обороны (2 стр.). Илья Эренбург. - Гроза в январе (3 стр.). Подполковник И.Гвоздевский. - Чем занимается член партбюро (3 стр.). Линия Керзона (3 стр.). Трудовое устройство инвалидов Отечественной войны (3 стр.). Послание президента США Рузвельта конгрессу (4 стр.).
# Все статьи за
13 января 1944 года.
Известно, что для обеспечения действий своих наземных войск немцы стремятся массировать свою авиацию путем широкого аэродромного маневра. В задачу наших воздушных разведчиков, просматривающих вражеский тыл, входит неослабное наблюдение за аэродромной сетью немцев. Своевременное вскрытие группировки воздушных сил противника во многом может предопределить успех всей операции.
Сосредоточение немецкой авиации на том или ином направлении слагается по сути дела из двух периодов. Первый период - подготовительный. В это время немцы расширяют аэродромную сеть путем оборудования новых аэродромов и площадок, приводят в рабочее состояние и улучшают существующие аэродромы. Обычно это делается в течение 10-12 дней до момента прилета авиачастей. Второй период сосредоточения - это переброска летных частей и размещение их на новой аэродромной сети. Нужно отметить, что иногда, в целях скрытности, немцы сосредоточивают свою авиацию в два приема. Сначала они концентрируют летные части в тылу, а за несколько дней до начала активных действий размещают их на оперативных и передовых аэродромах.
Каковы же особенности разведки вражеских аэродромов в зимнее время? Во-первых, воздушные разведчики должны своевременно вскрыть предполагаемое сосредоточение авиации противника. Известно, что зимой оборудование аэродромов и поддерживание их в постоянной готовности к эксплоатации требуют громоздких работ по расчистке и уплотнению снежного покрова. Если летом нетрудно сохранять подготовленные аэродромы в рабочем состоянии, то в зимние месяцы необходимо регулярно расчищать и укатывать летные поля, особенно во время снегопадов и метелей. Скрыть эти работы от глаза воздушного разведчика довольно трудно.
Опыт наших лучших разведывательных подразделений ясно показывает, как можно обнаружить подготовку немцев к сосредоточению авиации на новом направлении. Необходимо тщательное воздушное наблюдение с обязательным фотографированием, нужен систематический контроль над всеми изменениями в аэродромной сети противника. Должны быть взяты на учет все известные аэродромы на глубину нескольких сотен километров, независимо от того, базируются там в данный момент авиачасти противника или нет. Интенсивное движение автотранспорта в районе аэродромов, работы на бездействующих аэродромах и оборудование новых, появление неизвестных до сих пор очагов зенитной обороны, - все это существенные признаки предстоящего сосредоточения авиации.
Переброску авиационных частей и размещение их на новых оперативных аэродромах немцы производят после того, как закончатся все подготовительные мероприятия. Это бывает за два-три дня до начала активных операций наземных войск. Если сосредоточение производится в два приема, то сначала резко увеличивается количество самолетов на тыловых аэродромах противника. Этот наиболее яркий признак может быть быстро обнаружен воздушными разведчиками путем визуального наблюдения и фотографирования.
Каждое донесение о том, что авиация противника концентрируется в тылу, надо рассматривать, как сигнал о предстоящем ее сосредоточении на оперативных аэродромах. Когда оно уже началось, заметно оживляются действующие аэродромы: увеличивается число самолетов, появляются типы машин, которых раньше не наблюдалось, становится более интенсивным движение в прилегающих к аэродромам населенных пунктах, активизируются средства зенитной обороны и т.д.
Чтобы получить общую картину состава и группировки авиации противника, необходимо, наряду с попутной разведкой аэродромов в ходе наблюдения за другими об'ектами, произвести одновременное фотографирование всей аэродромной сети. Благодаря резким контрастам, характерным для зимнего времени, аэрофотоснимки дадут достаточные сведения. В дальнейшем такую фоторазведку необходимо повторять через два-три дня. Можно судить о росте авиационной группировки противника и по ряду косвенных признаков. К ним следует отнести хотя бы повышенную интенсивность полетов над нашим расположением: производится разведка целей, лидеры вновь прибывших авиачастей знакомятся с районом действий. Кроме того, могут быть подмечены изменения в составе и дислокации авиационных радиосетей.
Надо сказать, что раскрытие вражеской авиационной группировки пойдет гораздо успешнее при условии тесного взаимодействия воздушных разведчиков со всеми другими видами разведки. Скажем, сведения о нумерации авиачастей врага можно получить путем опроса пленных летчиков. Немцы, стремясь обеспечить наибольшую интенсивность боевых вылетов, обычно приближают свои авиачасти к наземным войскам. Известен ряд случаев, когда самолеты противника длительное время базировались на аэродромах, находившихся под воздействием нашей артиллерии. Следовательно, авиационный командир иногда может получить от своих передовых наземных частей ценные данные о некоторых аэродромах противника.
Таким образом, сопоставляя всю сумму сведений и дополняя результаты воздушной разведки данными, полученными из других источников, авиационный командир сумеет с достаточной точностью определить действительное состояние и положение авиационных сил противника на данном участке фронта. Однако, здесь нужно учитывать одно довольно важное обстоятельство. В ряде мест немцы широко практикуют устройство ложных аэродромов. Желая ввести в заблуждение наших авиационных офицеров, неприятель часто заполняет свои действующие и недействующие аэродромы макетами самолетов. Подобная маскировка может быть своевременно раскрыта нашими воздушными разведчиками, если они систематически будут наблюдать за жизнью на этих ложных аэродромах. Всё дело тут в умении экипажей подмечать мелкие признаки, по которым можно определить, действует ли аэродром и что на нем находится: боевые самолеты или же одни макеты.
Разведку вражеских аэродромов, как показывает опыт, нужно вести непрерывно. К этому делу обязательно должен быть привлечен каждый экипаж, появляющийся над территорией, занятой противником. Ежедневно линию фронта пересекают десятки и сотни наших самолетов. Штурмовики и бомбардировщики, выполняя боевые задания, должны всегда иметь в виду своего главного противника - немецкую авиацию. Увидев вражеские машины в воздухе или обнаружив аэродром, каждый экипаж обязан по возвращении с задания подробно отметить это обстоятельство в своем боевом донесении. Только тогда сумма сведений о воздушном противнике будет всё время пополняться новыми данными. //Подполковник А.Воронин. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
***********************************************************************************************
На всех колесах
Правительство Антонеску некоторое время тому назад опубликовало приказ о реквизиции всех транспортных средств в том числе грузовых автомобилей, велосипедов, телег и т.д. Население оказало упорное сопротивление этому мероприятию. (Из газет).
Антонеску
Генерал
Всем повестку
Разослал:
- Сдать немедленно в казну
И отправить на войну
Все мотоциклеты,
Брички и кареты,
Все машины грузовые,
Санки, дрожки беговые,
Таратайки, шарабаны,
Тарантасы и рыдваны,
Тачки и салазки,
Детские коляски.
Удивил такой приказ
Бухарест и Яссы:
- Для чего берут у нас
Сани, тарантасы?
Стали думать и гадать
И пришли к догадке:
Антонеску удирать
Будет без оглядки!
С.Маршак ____________________________________
А.Булгаков:
На аэродроме* ("Известия", СССР)
Н.Денисов:
Блокировка немецкого аэродрома* ("Красная звезда", СССР)
Уничтожать фашистскую авиацию на ее аэродромах* ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №11 (5691), 13 января 1944 года