П.Стефановский || «
Красная звезда» №13, 16 января 1942 года
Наши войска, продолжая продвигаться вперед, заняли ряд населенных пунктов и в их числе г. Селижарово. В ходе боев противник несет большие потери в технике и особенно в живой силе.
Воины Красной Армии! Умножайте потери немцев. Беспощадно уничтожайте фашистских захватчиков!
# Все статьи за
16 января 1942 года.
У меня, как и у многих моих товарищей, пришедших на фронт с летно-испытательной работы, выработалась привычка: где бы ни была сбита машина врага - найти ее, тщательно осмотреть ее обломки, исследовать. На подступах к Москве нашли себе могилу сотни немецких самолетов. Некоторые из них погибли у меня на глазах. Изучая их обломки, я сделал ряд выводов, позволивших довольно детально установить, как воздушные операции на Востоке сказались на облике немецкого самолета и его данных.
В первые же декады войны даже для фашистов стало ясно, что немецкие машины уступают советским в скорости: истребители - 30-40 км. в час, бомбардировщики 40-50 км. в час. Чтобы продолжать действенную борьбу с советской авиацией, немцы должны были в максимально сжатые сроки заменить старые свои машины новыми или радикально модернизировать их.
При современной организации серийного производства даже замена одного из находящихся на вооружении самолетов представляет собой сложный процесс. Для немецкой авиации он был в данных условиях особенно болезненным. Планируя военные операции, немцы явно не предполагали в 1941 году заменять какую-либо из своих боевых машин новой. Естественно, что всю свою промышленность они приспособили к потребностям серийного производства. По этой же причине к началу военных действий на советско-германском фронте немцы не располагали подходящей моделью, которую можно было бы немедленно пустить в производство. В такой обстановке немцы не могли взять курс только на одно обновление своего парка.
Модернизация самолетного парка была бы не такой сложной задачей, тем более, что немецкая промышленность вела эту работу и прежде. Однако использование этого средства решало проблему лишь частично. С помощью модернизации можно было улучшить данные боевых машин, но не настолько, чтобы сравняться с показателями лучших советских самолетов.
Тем не менее немцы остановились на этом. Буквально в несколько недель они развернули модернизацию самолетов в невиданных еще масштабах. Обломки немецких машин, которыми
обильно усеяны русские поля, хранят следы этой работы фашистской авиапромышленности. Какой же характер носила модернизация самолетного парка?
Летно-тактические данные самолетов, в частности их скорость, немцы улучшали главным образом за счет повышения мощности моторов.
За время войны с СССР немецкая промышленность не создала нового мотора. На модифицирующихся самолетах были установлены главным образом последние варианты известных моторов «Юмо» и «Даймлер-Бенц»: «Юмо-211-Б» (1200 лош. сил), «Юмо-211-1» (1350 лош. сил), «ДВ-601-А1» (1350 лош. сил), «ДБ-603» (1500 лош. сил). На некоторых самолетах был установлен мотор воздушного охлаждения, двухрядная звезда мощностью 1500 лош. сил.
Там, где проблему повышения летных данных нельзя было решить простой заменой мотора, немцы шли на модернизацию архитектурных форм самолета. Особенно значительные изменения претерпел основной самолет-истребитель гитлеровской авиации «Мессершмитт-109». Пытаясь увеличить его скорость, немцы перенесли радиаторы водяного охлаждения самолета под крылья, «зализали» стык крыльев с фюзеляжем, убрали подкосы стабилизатора, переконструировали костыль, сделали его убирающимся в полете и, сузив капот мотора, придали корпусу машины сигарообразную форму.
Новое мощное авиационное оружие немцы установили в первую очередь на своих старых самолетах, очевидно, считая их наиболее уязвимыми в бою. Так, например, 20-миллиметровая авиапушка установлена на самолетах «МЕ-109», «ХЕ-111» и «Хеншель-126», т.е. как раз на тех машинах, которые нуждались в наибольшей модернизации. Усовершенствование пушки шло за счет почти двойного увеличения гильзы, что значительно повысило начальную скорость снаряда. И все-таки немецкое авиационное оружие, в частности самолетная пушка, заметно уступает однотипным советским образцам. Наша пушка превосходит немецкую и по темпам стрельбы, и по дальности полета снаряда, и по пробивной способности. Вообще же советские самолеты все эти месяцы были вооружены гораздо лучше немецких. Установленное на наших машинах крупное артиллерийское оружие явилось грозой немецкой авиации.
Особого внимания заслуживает предпринятое немцами бронирование жизненных центров машины. В истекшие 6 месяцев немцы широко этим пользовались. В бомбардировщике «ДО-215» они защитили летчика восьмимиллиметровой броней со стороны спины и пятимиллиметровыми пластинами с боков и сверху. На самолетах «МЕ-110» и «Ю-88» броня установлена по поперечному сечению фюзеляжей. «МЕ-109», как известно, раньше не был бронирован. Теперь сиденье летчика защищено броней сзади и отчасти сверху. Пассивной защите самолетов также служат самозакупоривающиеся баки.
Вот пути, которые избрали немцы, модернизируя свои машины. С начала этой модернизации прошло шесть месяцев - срок с точки зрения современных темпов войны огромный. В этой связи уместно спросить: удалось ли немцам реализовать в полной мере поставленную перед собой задачу?
Обратимся к фактам. Возьмем к примеру два характерных для немецких воздушных сил самолета, претерпевших в эти шесть месяцев наибольшую модернизацию: «МЕ-109» и «ХЕ-111». «Хейнкель-111» поступил на вооружение у немцев в 1936 году. Первоначально он развивал скорость 310 километров в час. Самолет модернизировался семь раз, причем в последнем варианте его скорость равнялась 430 километрам в час. Значительно модернизировано вооружение самолета: на машине было установлено прежде три пулемета, сейчас - шесть и одна пушка. «Мессершмитт-109» был введен на вооружение в 1936 году, модернизировался четыре раза. Первоначальная его скорость равнялась 420 км. в час, сейчас он развивает 570-590 км. в час.
Все же, как ни интенсивна была модернизация, немцам не удалось перекрыть летно-тактические данные наших самолетов. Что же касается модернизации вооружения, то опыт свидетельствует: самое мощное оружие и совершенная броня только тогда в полной мере отвечают своему назначению, когда они органически связаны с высокими летно-тактическими данными самолета и проистекают из всей природы его.
В противном случае самолет постигнет та же участь, какая и постигла некоторые немецкие машины на советско-германском фронте. Из-за незначительной скорости «Хейнкеля-111» наши истребители легко настигали его и, открыв с близкой дистанции мощный пулеметный огонь, пробивали 8-миллиметровую броню и уничтожали этот самолет. При встрече с бомбардировщиком «Ю-87», снабженным самозакупоривающимися баками, наши летчики подходили к нему вплотную и, открыв непрерывный концентрированный пулеметный огонь по баку, поджигали самолет.
Таким образом модернизация, хотя несколько и улучшила данные немецких самолетов, все же не спасала их от гибели. Наибольшие потери вражеская авиация понесла в самолетах старых конструкций, над усовершенствованием которых немцы работали эти месяцы особенно усердно.
В такой обстановке наиболее радикальный для немцев выход заключался в том, чтобы всемерно форсировать производство новых машин. Уже один тот факт, что новые немецкие самолеты впервые за все время европейской войны появились именно на советско-германском фронте, чрезвычайно знаменателен. Он свидетельствовал о том, что с советской авиацией невозможно бороться теми же самолетами, с которыми немцы выступили против других стран.
На нашем фронте было зарегистрировано несколько новых немецких машин. Однако реальную силу представляет лишь один «ХЕ-113». На сегодня это лучший немецкий истребитель. Советским летчикам-испытателям он известен давно. В свое время я летал на одном из вариантов этой машины, изучал ее. Мне неоднократно приходилось беседовать о новом немецком истребителе с выдающимся советским летчиком дважды Героем Советского Союза подполковником С.Супруном, который, будучи в Германии, посещал заводы Хейнкеля в Варнемюнде, обстоятельно знакомился с этой машиной и совершил на ней несколько полетов. На новой машине установлен последний вариант мощного мотора «Даймлер-Бенц» в 1.500 лош. сил. Самолет вооружен двумя пушками калибра 20 мм. и двумя пулеметами калибра 7,92 мм. Иностранная авиационная печать утверждает, что скорость «Хейнкеля-113» достигает 640 километров в час. Однако высокие летные данные этого самолета в значительной степени умаляются его серьезными недочетами: самолет сложен в производстве, эксплоатации и в технике пилотирования. Система парового охлаждения, которой снабжен самолет, не надежна. Достаточно поразить плоскость машины, где сосредоточены основные центры пароохладительной системы, как самолет выходит из строя.
На первом этапе войны на Востоке небольшие группы «Хейнкелей-113» направлялись в помощь истребителям «МЕ-109», действовавшим против наших пикировщиков. Вслед за этим несколько большие группы «Хейнкелей» появились под Ленинградом и Москвой. Наши летчики быстро изучили слабые стороны нового немецкого самолета и повели с ним действенную борьбу. Впрочем, недочеты «Хейнкеля-113» известны и самим немцам. Самолет послан на советско-германский фронт прежде чем были закончены его испытания и устранены дефекты. Он очень робко вводится на вооружение. Прошло четыре месяца с того дня, когда впервые был замечен у нас этот самолет, но до сих пор нет данных, прямо указывающих, что «Хейнкель-113» явится основным или хотя бы второстепенным типом истребителя германских военно-воздушных сил.
Создается впечатление, что «Хейнкель-113» используется на фронте лишь до того, как будет пущен в производство новый фашистский истребитель. Опытные экземпляры такой машины в Германии построены и испытываются. Принадлежат они фашистскому авиаконструктору Мессершмитту и известны в печати под маркой «ME-115» и «МЕ-210».
Преимущество самолетов Мессершмитта над прочими опытными немецкими истребителями заключается не только в более высоких летно-тактических данных (хотя это и главное). Новая машина принадлежит к семье истребителей «МЕ-109», хорошо знакомых летному составу Германии, а поэтому и не представляющих значительных трудностей в освоении. Если учесть, что кадры немецко-фашистской авиации состоят в большинстве своем из летчиков, работающих в воздушных силах пять-десять месяцев, станет понятным, какое большое значение для немцев имеет этот фактор.
Впрочем, некоторые данные указывают, что наряду с Мессершмиттом над созданием новых моделей истребителей работают и другие конструктора, в частности один из них строит истребитель, снабженный мотором воздушного охлаждения в 1500 лош. сил.
Новые машины немцы будут вводить в строй не мелкими группами, как это было с «Хейнкелем-113», а сразу в составе нескольких частей, возможно даже соединений. Есть основание предполагать, что одновременно с новым истребителем в строй войдет новый тип бомбардировщика - по некоторым данным «Дорнье-217». Работы по созданию этого самолета ведутся на одном экспериментальном заводе комбината «Дорнье» уже третий год. Немцы будут стараться ввести на вооружение новые машины предстоящей весной или, в крайнем случае, в начале лета. Враг, конечно, понимает, что от успеха этого предприятия во многом будет
зависеть исход его воздушных операций в 1942 году, и примет все меры к тому, чтобы ввести в строй новые самолеты в указанные сроки.
Неизвестно, чем закончится новый маневр руководителей немецко-фашистской авиации. Однако неопровержимым для нас остается одно: своевременно перевооружив наш самолетный парк, мы выбили из рук немцев сильнейший их козырь. Попытки немцев уже в ходе боевых действий против СССР поднять качество своих машин и этим самым обеспечить превосходство над нашим самолетным парком не увенчались успехом. // Полковник
П.Стефановский.
____________________________________
Н.Журавлев:
Потери немецкой авиации ("Красная звезда", СССР)
Д.Грендаль:
Провал зимней кампании немецкой авиации* ("Красная звезда", СССР)
************************************************************************************************************
Боевые операции Красной Армии в освещении иностранной печати
НЬЮ-ЙОРК, 15 января. (ТАСС). Касаясь успешного наступления Красной Армии, газета «Нью-Йорк уорлд телеграмм» указывает, что «Россия попрежнему остается
единственным фронтом, с которого поступает благоприятная информация». Русские развеяли миф о «непобедимости» Германии. Они уже уничтожили бесчисленное количество германских солдат и офицеров, танков, орудий, самолетов и другого германского вооружения. Уничтожение живой силы противника имеет самое важное значение. Гитлер впервые несет такие потери в людском составе и в технике. Развитие операций на советско-германском фронте в значительной мере определит весь ход событий в 1942 году.
СТОКГОЛЬМ, 15 января. (ТАСС). Шведская газета «Свенска моргенбладет» в военном обзоре пишет, что наступление Красной Армии продолжается. Русские сохраняют инициативу в своих руках повсюду, и положение германских солдат на советско-германском фронте мало завидное. Отступление тяжело отражается на моральном состоянии германской армии. Моральное же состояние русских войск еще больше укрепилось потому, что они изгоняют противника со своей родной земли. Немцы попрежнему твердят об арьергардных боях и продвижении к «зимней линии». Но где пройдет эта пресловутая линия? Построить ее зимой очень трудно. К тому же русские не дают немцам покоя.
☆ ☆ ☆
Гитлеровские зверства не останутся безнаказанными
На конференции союзных стран, оккупированных Германией
ЛОНДОН, 15 января. (ТАСС). Как передает английское министерство информации, на конференции союзных стран, оккупированных Германией, посвященной вопросу о фашистских зверствах в оккупированных странах, выступил греческий премьер-министр Цудерос. Он сообщил о методах кровавого истребления греческого населения немцами, итальянцами и болгарами, в частности, при помощи голода. Это истребление греческого народа проводится для того, чтобы оккупанты могли обосноваться в Греции. Цудерос заявил: «Отныне убийцам и грабителям не удастся ускользнуть от ответственности, ссылаясь на то, что они выполняли приказы».
От имени югославского правительства выступил премьер-министр Иванович, который заявил: «Сотни тысяч югославов пали уже жертвами захватчиков и их сообщников. Сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома, чтобы освободить место для завоевателей. Целые населенные пункты уничтожены и их жители почти поголовно истреблены, невинные люди понесли кару за сопротивление, которое югославская армия продолжает оказывать агрессорам».
Далее на конференции было зачитано письмо дипломатического представителя Китая при правительствах Голландии, Бельгии и Чехословакии. В письме говорится, что китайское правительство поддерживает принципы, изложенные в декларации, считая, что совершенные противником на оккупированных территориях преступления должны быть осуждены и их виновники должны быть привлечены к ответственности. Китайское правительство намерено в свое время применить тот же принцип к японским оккупационным властям в Китае.
☆ ☆ ☆
ПРИКАЗ ТЕРБОВЕНА ОБ АРЕСТЕ НОРВЕЖСКИХ ОФИЦЕРОВ
ЛОНДОН, 15 января. (ТАСС). После оккупации Норвегии гитлеровскими войсками многие норвежские офицеры бежали в Англию, где включились в борьбу за освобождение Норвегии от германских захватчиков. Часть этих офицеров принимала участие в последних рейдах англичан на норвежское побережье.
Как сообщает лондонское радио, гитлеровский наместник в Норвегии Тербовен издал приказ об аресте всех находящихся в Норвегии офицеров норвежской армии, флота и авиации.
Тербовен, кроме того, отправил в немецкий концентрационный лагерь за противодействие германским властям 20 членов норвежского верховного суда.
СТОКГОЛЬМ, 15 января. (ТАСС). Участие норвежских офицеров и моряков в последних рейдах англичан на норвежское побережье не на шутку встревожило немецких захватчиков. Газета «Дагенс нюхетер» сообщает, что после ареста норвежских офицеров гитлеровцы начали сжигать их дома. Так, в одном лишь местечке Рейн (Лофотенские острова) немцы сожгли 40 домов, принадлежавших норвежским офицерам и гражданским лицам, уехавшим с англичанами. Их имущество разграблено. Около 100 их родственников брошены в концентрационные лагери и тюрьмы.
Зверства гитлеровцев вызвали огромное возмущение во всей Норвегии.
☆ ☆ ☆
АНГЛО-ГЕРМАНСКАЯ ВОЗДУШНАЯ ВОЙНА
ЛОНДОН, 15 января. (ТАСС). Английское министерство авиации опубликовало коммюнике, в котором говорится, что в ночь на 15 января крупные соединения английских бомбардировщиков оперировали над Северо-Западной Германией. Подверглись бомбардировке Гамбург, Эмден и другие германские порты. В Гамбурге, который был основным об’ектом налета, возникли большие пожары в доках и верфях, которые горели, когда английские самолеты возвращались обратно. Кроме того были совершены налеты на Роттердам и аэродромы противника в Голландии. Пять английских самолетов не вернулись на свои базы.
В ту же ночь отмечалась некоторая активность авиации противника над береговыми районами Англии. В юго-западной части Англии отмечен незначительный ущерб. Сведений о жертвах не поступало. Уничтожен один самолет противника.
☆ ☆ ☆
РАСТЕТ НЕНАВИСТЬ ВЕНГЕРСКОГО НАРОДА К ГИТЛЕРОВЦАМ
АНКАРА, 15 января. (ТАСС). По всей Венгрии распространяются, несмотря на запрет, сведения о
поражениях германских войск на советско-германском фронте.
Как сообщает немецкая газета «Националь цейтунг», за последние дни венгерская полиция арестовала 259 человек, которые обвиняются в том, что они распространяли среди жителей «неугодные слухи».
Американская газета «Крисчен сайенс монитор» сообщает, что венгерские патриоты за последнее время разрушила 6 крупнейших венгерских фабрик и заводов, работавших на германскую армию, в том числе одну резиновую фабрику, крупнейший химический завод, крупную фабрику около Печ, текстильную фабрику в Будапеште и завод под'емных машин.
************************************************************************************************************
«КРУТИТСЯ, ВЕРТИТСЯ ШАР ГОЛУБОЙ...»
Испанский генерал Мунос Гранде поздравил с «победой» испанскую «Голубую дивизию», наголову разбитую нашими частями в декабре.
«Голубая дивизия» принимает поздравления.
Рис Б.Ефимова.
___________________________________________________
М.Ротченко:
О советских ассах* || «Красная звезда» №216, 13 сентября 1942 года
А.Штепенко:
Курс на Кенигсберг* || «Красная звезда» №174, 26 июля 1942 года
С.Дангулов:
Вассальный сброд в воздухе* || «Красная звезда» №177, 30 июля 1942 года
Д.Грендаль:
Потери немецкой авиации в кадрах || «Красная звезда» №89, 16 апреля 1942 года
С.Дангулов:
На американских истребителях "Аэрокобра" || «Красная звезда» №68, 22 марта 1942 года
Газета «Красная Звезда» №13 (5077), 16 января 1942 года