«
Красная звезда» №219, 17 сентября 1942 года
Защитники Сталинграда! В час грозной опасности, нависшей над городом, напрягите все силы, с железной решимостью отстаивайте каждый рубеж, каждую позицию, бейте без пощады фашистских захватчиков!
# Все статьи за
17 сентября 1942 года.
На подступах к Сталинграду идет многодневное ожесточенное сражение. Немцы бросили на город большие массы танков, пехоты и особенно авиации. Многочисленным эскадрам бомбардировщиков немцы предназначили на подступах к Сталинграду роль главной ударной силы, тесно взаимодействующей с наземными войсками.
Следовательно, огромная доля ответственности за исход сражения под Сталинградом лежит на нашей авиации и особенно на летчиках-истребителях. Они призваны первыми встречать немецкие самолеты и, стойко сражаясь с ними, расстраивать немецкую наступательную машину, ломать взаимодействие фашистской авиации с наземными войсками и тем самым облегчить Красной Армии оборону города. Велика ответственность летчиков-истребителей перед страной. Народ дал им в руки отличную материальную часть, оснастил борта самолетов прекрасным вооружением. У советских летчиков есть все возможности, чтобы добиться победы над врагом. И подобно тому, как наши наземные войска устилают путь к городу тысячами трупов фашистских солдат и офицеров, скелетами разбитых танков, так и сталинградские летчики-истребители обязаны усеять приволжские степи обломками сотен сбитых ими самолетов врага.
Основным, порой решающим качеством летчика-истребителя является его постоянное стремление наступать на воздушного врага и немедленно поражать его, мобилизуя для точной атаки всю свою волю,
умение и военную хитрость. Летчик достоин высокого звания истребителя только тогда, если он каждый свой полет делает действительно боевым и, поднимаясь в небо, не просто «утюжит» воздух, а ищет и уничтожает немецкие машины. Это качество особенно важно в тех крупных воздушных сражениях, которые происходят сейчас над районом Сталинграда. Каждый под’ем истребителя в воздух - это сложная и ответственная боевая задача, связанная с обороной города.
В сложившихся под Сталинградом условиях воздушной обстановки задания летчиков-истребителей весьма многообразны. Немецкая авиация особенно активна на поле боя. Непрерывными атаками с воздуха фашистские пилоты стремятся прижать наши войска к земле, затруднить действия обороняющихся, сломить их сопротивление. Поэтому если нашим истребителям приказано прикрыть наземные войска от воздействия неприятельской авиации, - значит они любой ценой обязаны не допустить нападения врага в этом районе. Необходимо постоянное патрулирование над полем боя. Это позволит истребителям своевременно встречать вражеские самолеты и не давать им возможности «висеть» над нашими войсками. Вылет истребителей в данном случае будет боевым лишь тогда, когда они смело вступят в бой с воздушным противником и одержат победу. Есть только одна мера стойкости и упорства воздушных защитников Сталинграда при выполнении этой задачи - насколько надежно они прикрыли наши войска, сумели ли они рассеять врага и уничтожить его самолеты на подступах к боевым порядкам наших войск и к городу.
Если истребителям приказано сопровождать свои бомбардировщики или штурмовики для удара по наступающим фашистским войскам, - значит нужно выполнить эту задачу так, чтобы наши самолеты дошли до цели и, поразив ее мощным огнем, возвратились на свой аэродром без потерь от контратак вражеских истребителей. Только при таком результате можно будет считать, что наши летчики выполнили свою задачу. Их долг любой ценой защитить свои штурмовики и бомбардировщики от воздушного врага.
Большинство наших истребителей, обороняя Сталинград с воздуха,
дерутся с врагом стойко и умело. На их счетах десятки сбитых немецких самолетов. Но порой еще встречаются пилоты, действия которых далеко не могут служить примером мужества, отваги, военной хитрости и умения. В их полетах нет настоящего истребительного огонька и азарта: их легко обманывает более хитрый противник, он отвлекает их в сторону от охраняемого района, создает видимость горячей схватки, а тем временем второй эшелон самолетов бомбит наши войска. Некоторые из таких летчиков, забыв о высокой ответственности, которую на них возложила страна, заботятся лишь о том, чтобы как-нибудь самим не оказаться в тяжелом положении. Они считают, что если вернулись на свой аэродром без пробоин, значит боевая задача ими выполнена. Такое поведение преступно. Оно противно духу советского истребителя.
Летчик-истребитель, не выполнивший боевого задания и вместо активной борьбы с врагом впустую «проутюживший» воздух, нарушил воинскую дисциплину, отступил от своего клятвенного обещания родине - воинской присяги.
Долг командиров истребительной авиации, обороняющей Сталинград, добиться того, чтобы каждый вылет летчика был полноценным, действительно боевым. Командиры и комиссары обязаны навести в своих частях и подразделениях такой порядок, который бы обеспечивал выполнение боевого задания каждым летчиком-истребителем. Речь идет не только о продуманной организации каждого боя, план которого, построенный на внезапности, должен оказаться хитрее планов противника. Этого мало. Командиры обязаны неустанно воспитывать своих летчиков в духе активного нападения на вражеские самолеты и быть в этом примером для всего состава эскадрильи или полка. Боевой полет командира - наглядный урок того, как нужно действовать в бою с немецкими пилотами, как нужно защищать Сталинград. Необходимо следить за тем, чтобы летчики повседневно, без тени бахвальства и иронии изучали тактику воздушного противника и сочетали свою отвагу и стойкость с полным знанием всех сильных и слабых сторон врага. Вылеты истребителя будут действительно боевыми, если он станет драться с неприятелем не очертя голову, а умело применяя свою тактику и вооружение, проявляя высокий наступательный дух.
Командир не должен довольствоваться докладом летчика: «Летал, воздушного боя не было». Сейчас под Сталинградом воздух полон вражеских самолетов. У истребителя не может быть такого вылета, чтобы он не встретился с немецкими пилотами. Его долг драться с ними при каждом под’еме в воздух. Результаты этого боя зафиксируются на фотоснимке или в донесении наземных наблюдателей - это единственно точные документы о том, сколько самолетов врага сбито нашими летчиками в очередном вылете. Чем больше будет полноценных вылетов, тем больше фашистских машин будет истреблено на подступах к Сталинграду, тем прочнее и надежнее станет оборона города. Во всем истребительном блеске должны показать свое боевое мастерство в воздушном сражении под Сталинградом наши советские ассы. Пусть они дадут почувствовать немецким пилотам всю грозную силу своих молниеносных ударов.
Летчики-истребители, защитники Сталинграда! Страна поручила вам оборону города от немецкой авиации. Ваш долг и обязанность бить ее, не щадя своих сил и крови. Уничтожайте воздушного противника в любых условиях. Летайте и деритесь так, чтобы каждый ваш вылет был грозным ударом по врагу. Помните, что от вашей активности, смелости и умения, от вашей помощи наземным войскам во многом зависит судьба Сталинграда.
___________________________________
Воспитывать советских ассов ("Красная звезда", СССР)***
М.Ротченко:
О советских ассах* ("Красная звезда", СССР)
********************************************************************************************************************
НА ВОЗДУШНЫХ ПОДСТУПАХ К ЛЕНИНГРАДУ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 16 сентября. (По телеграфу от наш. корр.). Немецкая авиация в последние дни часто пытается вести разведывательные налеты и бомбить военные об'екты на подступах к Ленинграду. Нередко завязываются ожесточенные воздушные бои.
В один только день летчики-истребители N части провели 15 групповых воздушных боев. Советские воздушные бойцы сбили 11 фашистских самолетов и 4 повредили. Большой урон наносят фашистской авиации наши зенитчики.
Батарея старшего лейтенанта Васькова в один день сбила два «МЕ-109ф» и один «Хейнкель-111». В тот же день орудийные расчеты этой батареи подбили два фашистских бомбардировщика.
☆ ☆ ☆в
НАГРАЖДЕНИЕ ЗАЩИТНИКОВ ГОРОДА ЛЕНИНА
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 16 сентября. (От наш. корр.). Приказом по войскам фронта группа бойцов и командиров награждена орденами.
Орденом Красного Знамени награжден младший лейтенант Федор Морозов, командир танка. Его экипаж в многочасовом бою уничтожил немецкий наблюдательный пункт, раздавил семь пушек, десять пулеметных гнезд и противотанковое орудие, истребил до взвода фашистов.
Среди награжденных орденами Красной Звезды - красноармеец Яков Абраменко, сержант Али Шафигулин, лейтенант Дмитрий Воробьев, майор Николай Иванцов и другие. Сапер Яков Абраменко под сильным обстрелом проделал проход в проволочном заграждении противника. Бросившись вместе с пехотинцами на вражеские траншеи, Абраменко в рукопашном бою уничтожил трех немцев и захватил ручной пулемет с дисками.
☆ ☆ ☆
ОТВАГА САПЕРА ГРИЩЕНКО
ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, 16 сентября. (По телеграфу от наш. корр.). N часть, стремясь улучшить свои позиции, перешла в наступление. Впереди лежали минные поля. Действуя бесстрашно и сноровисто, саперы прокладывали путь танкам и пехоте. Особенно отличился своей отвагой и мастерством сапер красноармеец Грищенко. С помощью миноискателя он в короткий срок обезвредил 120 противопехотных и противотанковых мин.
В проходы, проделанные саперами, двинулись наступающие подразделения. Враг открыл сильный огонь из дзотов. Саперы начали блокировать немецкие дзоты. Первым и на этот раз оказался красноармеец Грищенко. В жестоком ближнем бою он застрелил офицера, взорвал ДЗОТ, огнем автомата сразил 11 немецких солдат.
Часть продолжала штурмовать вражескую оборону, и сапер Грищенко с тою же отвагой сражался против ненавистного врага. В одном бою он истребил огнем автомата 16 гитлеровцев. Когда вражеская пуля сразила командира подразделения, Грищенко возглавил атаку и повел бойцов вперед. Немцы были выбиты из окопов, и наши бойцы, возглавляемые мужественным сапером, отогнали их и закрепились на новом рубеже.
☆ ☆ ☆
СНАЙПЕРЫ В НАСТУПАТЕЛЬНОМ БОЮ
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 16 сентября. (Спецкорр. TACC). В наступательных боях на Западном фронте успешно действовали снайперы N-ского подразделения. Командир подразделения Руссков заранее расставил отличных стрелков на флангах в лесу для уничтожения вражеских «кукушек».
Одна из проселочных дорог сильно обстреливалась автоматчиками. Снайпер Спирин, маскируясь, близко подкрался к фашистам и уничтожил трех автоматчиков.
☆ ☆ ☆
Учебные сборы младших командиров
КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 16 сентября. (По телеграфу). В частях Карельского фронта проведены сборы младших командиров пехоты. Цель этих сборов - внедрить в массы бойцов и младших командиров культуру военно-инженерного дела. На сборах были практически отработаны способы отрывки и оборудования стрелковых окопов и ходов сообщений, подготовки позиций к осени и зиме, устройства проволочных заграждений и иных препятствий.
В подразделении, которым командует тов. Лысов, лучшие саперы Остряков, Кокляев, Рычагов и другие учат стрелков минированию и извлечению мин, постройке дзотов. Во многих подразделениях специально выделенные бойцы учились на сборах устанавливать самостоятельно и в составе отделения основные виды противопехотных и противотанковых препятствий, устраивать проходы в минных полях, обезвреживать мины и «сюрпризы».
Все эти мероприятия принесли огромную пользу бойцам и младшим командирам. Это особенно заметно в разведывательных подразделениях, которым наиболее часто приходится сталкиваться с заграждениями противника.
___________________________________________________
62 армия ("Красная звезда", СССР)***
Герои Сталинграда* ("Красная звезда", СССР)
Клятва сталинградцев ("Красная звезда", СССР)**
Отстоять Сталинград!* ("Красная звезда", СССР)***
И.Эренбург:
Бить и бить! ("Красная звезда", СССР)
Любой ценой отстоять Сталинград! ("Красная звезда", СССР)
Отбить наступление немцев на Сталинград!* ("Красная звезда", СССР)***
Газета «Красная Звезда» №219 (5283), 17 сентября 1942 года