Немецкие самолеты-снаряды

Oct 18, 2020 16:01


В.Болотников || « Красная звезда» №248, 18 октября 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 17 октября (1 стр.). Хлеб сверх плана - в фонд Красной Армии (2 стр.). Майор П.Астафьев. - Бои в Белграде (2 стр.). Майор Б.Азбукин. - Западнее и юго-западнее Риги (2 стр.). Подполковник И.Агибалов. - В Северной Трансильвании (2 стр.). Подполковник Л.Высокоостровский. - Героический поход (2 стр.). Полковник П.Болдырев. - Искусство преследования (3 стр.). Майор Н.Воронин. - Работа с партийным активом (3 стр.). Майор Н.Шванков. - Кавалер трех орденов Славы (3 стр.). Инженер-подполковник В.Болотников. - Немецкие самолеты-снаряды (4 стр.).

# Все статьи за 18 октября 1944 года.




В воздушной войне на Западе летом этого года немцы применили новое средство борьбы - самолеты-снаряды. Начиная с середины июня и кончая началом сентября, т.е. в продолжение более чем двух с половиной месяцев, немцы подвергали Лондон и южное побережье Англии регулярной бомбардировке самолетами-снарядами. За этот период времени ими было выпущено несколько тысяч таких снарядов. В самом Лондоне и на побережье Англии самолетами-снарядами разрушено значительное количество жилых домов, убито и ранено несколько тысяч человек. Вслед за тем немцы начали подобный обстрел Парижа, а ныне в несколько измененных формах вновь стали бомбардировать Англию.

Что представляют собой немецкие самолеты-снаряды? Чем обусловлено их появление на нынешнем этапе войны? Нужно сказать, что одна из точек зрения об’ясняет сравнительно позднее появление самолетов-снарядов (на пятом году второй мировой войны) высоким техническим уровнем этой конструкции. Сторонники этого вывода говорят о том, что предварительные изыскания, стадия экспериментальных запусков, развертывание серийного производства и заготовка нужного запаса самолетов-снарядов, наконец, строительство стартовых станции - всё это требовало большого времени и поэтому, мол, это средство воздушной войны могло появиться только теперь. Эта точка зрения, на наш взгляд, неправильна. Самолеты-снаряды с точки зрения технической могли появиться гораздо раньше, но дело в том, что в них не было практической необходимости.

Появление самолетов-снарядов на арене борьбы прежде всего говорит о том, что немцы ныне не в состоянии осуществить регулярную воздушную бомбардировку Англии силами своей бомбардировочной авиации. Те колоссальные потери более чем в 60.000 самолетов, которые понес германский воздушный флот только на Восточном фронте, сильно обескровили и его самолетный парк и корпус личного состава. Для систематических бомбардировок военно-промышленных об'ектов Англии нынче у немцев нехватает ни технических средств, ни людских ресурсов. В минувшие месяцы немцы направляли на Лондон в среднем по 100-150 самолетов-снарядов в сутки. Ряд иностранных специалистов утверждает, что для того, чтобы осуществить нападение на английскую столицу при помощи бомбардировщиков в сходных с этим размерах, немцы могли бы терять в сутки до 50 самолетов. Потери в металле, исчисляемые только по весу авиационных конструкций, в этом случае составляли бы до 400 тонн в сутки. Кроме того за каждый полет терялось бы около 200 человек квалифицированного летного состава, потери в котором для Германии к исходу пятого года войны особенно чувствительны.

Естественно, что, будучи не в состоянии осуществить регулярные дальнебомбардировочные налеты, немцы стали искать выхода в использовании более дешевых заменителей. В самолетах-снарядах вес самых снарядов составляет около половины полетного веса всей конструкции. Таким образом, при выпуске 150 снарядов будет потеряно лишь 150 тонн авиаконструкций, т.е. почти в три раза меньше, чем при применении бомбардировщиков. Самая технология производства самолетов-снарядов является дешевой. Внешний вид этой конструкции достаточно убеждает в этом.

Основными техническими особенностями германских самолетов-снарядов типа «Ф-1» является снабжение их реактивным двигателем и механизмом автоматического управления. Воздушно-реактивный двигатель пульсирующего типа, находящийся на «Ф-1», выполнен в виде длинной трубы. Эта труба длиной несколько более трех метров установлена над хвостовым оперением аппарата. В передней стенке двигателя находится система клапанов, которые пропускают встречную струю воздуха и затем закрываются.

Находящаяся на борту каждого самолета-снаряда система автоматического управления состоит из автопилота, счетчика-ветрянки и часового механизма. Эти приборы дают возможность посылать самолеты-снаряды по заданному курсу и на заданной высоте (не более 2000 метров). Одновременно они обеспечивают переход «Ф-1» из горизонтального полета в пикирование. Это происходят либо через заданное время или же через определенное число оборотов счетчика-ветрянки - прибора, отсчитывающего проходимый самолетами-снарядами воздушный путь.

Сам снаряд, помещаемый в аппарате, представляет собой конус, выполненный из листовой стали, толщиной около 2 мм. Пробивное и осколочное действие этого снаряда невелико, но сильная взрывная волна в состоянии разрушить многоэтажную каменную постройку. Попутно отметим, что самые размеры самолета-снаряда типа «Ф-1» невелики: площадь его крыла составляет всего около пяти квадратных метров.

Запуск самолетов-снарядов производится со специальных направляющих установок при помощи сильных ракет, установленных на плоскостях аппарата. Вначале стартовые станции представляли собой весьма массивные сооружения. В последующем после систематических бомбардировок их союзной авиацией немцы стали разукрупнять эти станции и тщательно маскировать их расположение. Приведенный здесь рисунок воспроизводит одну из таких стартовых площадок, камуфлированной в виде французской деревни.

Какова же эффективность самолетов-снарядов? На это достаточно убедительно отвечает тот факт, что немцы не применяют свои «Ф-1» для непосредственных действий на поле боя или же для поражения об’ектов, имеющих ограниченные размеры. Основной причиной этого является невозможность точного попадания самолетами-снарядами в небольшие цели. При полете «Ф-1» на расстояние в 200-300 километров практически невозможно учесть его снос с намеченного пути, возникающий из-за ветра. Можно считать, что даже при идеальном прицеливании вполне вероятная ошибка в определении места падения самолета-снаряда достигает 5 км. Поэтому применение «Ф-1» рассчитано исключительно на поражение площадей. Однако даже и в этом случае немцы пытаются корректировать их полет по радио. Примерно на каждом двадцатом самолете-снаряде находится радиопередатчик, который подает через определенные промежутки времени и в момент перехода «Ф-1» в пикирование кодированные сигналы. Засекая эти сигналы, немцы уточняют траекторию самолетов-снарядов.

Мы уже говорили, что за период интенсивной бомбардировки Лондона самолетами-снарядами немцы выпустили несколько тысяч «Ф-1». Значительная часть их не достигала цели, ибо в качестве мер борьбы с самолетами-снарядами, кроме регулярных бомбардировок стартовых станций, союзники активно применяли истребительную авиацию, зенитную артиллерию и службу заграждений. Опыт показывает, что борьба истребителей с «Ф-1» осложняется тем, что последние обладают довольно значительной скоростью. Поэтому истребитель может догнать и атаковать самолет-снаряд, только имея преимущество в высоте. Разгоняясь, со снижением, он сумеет перехватить вражеские аппараты. Для эффективной борьбы с самолетами-снарядами необходимы как патрулирование в воздухе, так и отлично поставленная служба оповещения и наведения.

Каковы дальнейшие перспективы применения самолетов-снарядов немцами? Судя по всему, они не собираются отказаться от этого средства воздушной войны, хотя оно по своим данным и боевому эффекту весьма далеко от совершенства. Мысль вражеских конструкторов сейчас работает над тем, чтобы увеличить дальность полета своих самолетов-снарядов. Вместе с тем немцы стали применять самолеты-снаряды, предварительно буксируемые к району цели специально оборудованными самолетами. Придя в определенную точку, буксировщик направляет «Ф-1» на цель. Таким способом можно, конечно, увеличить дальность действия самолетов-снарядов. Но, с другой стороны, он еще больше снижает точность попадания, ибо невозможно направить самолет-снаряд воздушным буксировщиком, так же точно, как строго ориентированной наземной установкой. Вместе с тем это облегчает борьбу истребителей с самолетами-снарядами, так как при воздушной буксировке двигатель «Ф-1» не работает, и скорость «спарки», - т.е. «Ф-1» и буксировщика - невелика. Осуществление подобных налетов днем, несомненно, обречено на неудачу. Буксирующие «Ф-1» бомбардировщики можно легко обнаружить и уничтожить как истребительной авиацией, так и зенитной артиллерией.

Для того, чтобы повысить эффективность самолетов-снарядов, немцы, возможно, попытаются осуществить управление ими по радио. Проблема управления самолетами по радио не является особенно сложной. Еще в 1936 году в английской авиации применялись управляемые по радио самолеты в качестве летающих мишеней. Гораздо труднее решается проблема зрительного наблюдения за траекторией самолета-снаряда. Для этого потребуется ряд дополнительных усовершенствований и применение сложных тактических приемов, которые, конечно, в свою очередь встретят более совершенные контрприемы союзной авиации.

Метод рассредоточения и разукрупнения стартовых станций, к которому стали прибегать немцы в последнее время, может явиться своего рода переходным моментом к тому, что враг попытается применить «Ф-1» не только для бомбардировок крупных городов, но и для воздействия на крупные пункты военного значения в оперативном тылу своих противников.

Немцы явно переоценили возможности своего нового оружия. Благодаря продвижению союзных войск они сейчас лишены возможности использовать «Ф-1» для налетов на Лондон в их наиболее эффективном варианте - полете со стартовых станций. Появление нового вида использования самолетов-снарядов с помощью воздушной буксировки свидетельствует о том, что враг продолжает свои поиски в применении этого средства борьбы, рассчитанного на беспорядочную бомбардировку и варварское истребление мирного населения. //Инженер-подполковник В.Болотников.

__________________________________________
И.Эренбург: Прогулки по Фрицландии ("Красная звезда", СССР)
Б.Калинкин: Наш полет в Югославию ("Красная звезда", СССР)
К новым победам Сталинской авиации! ("Красная звезда", СССР)
Чему учит боевой опыт Александра Покрышкина ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: Наступательная мощь советской авиации ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №248 (5928), 18 октября 1944 года

октябрь 1944, осень 1944, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up