М.Сувинский || «
Известия» №156, 4 июля 1941 года
Трудящиеся Советского Союза с воодушевлением встретили речь товарища Сталина по радио. В ответ на призыв вождя советский народ клянется: все силы отдать на поддержку Красной Армии и Красного Флота. Еще теснее сплотимся вокруг партии Ленина-Сталина, вокруг советского правительства! Грудью защитим свою свободу, свою честь, свою родину! Героизмом на фронте и в тылу сокрушим фашистских варваров!.
# Все статьи за
4 июля 1941 года.
Их везли мимо ярких цветов, которые они собирались растоптать, мимо детей, которых они намерены были уничтожить, мимо взрослых, для которых они приготовили бомбы. Их везли по южному советскому городу, до которого им долететь так и не удалось.
Немецко-фашистские летчики - экипаж пикирующего бомбардировщика «Юнкерс-88» - введены в комнату для допроса. Они стоят, опустив голову, нервничают и смотрят исподлобья. В поведении фашистских летчиков нет ничего, что хоть отдаленно говорило бы об «особых качествах» германцев. Они растеряны.
Мундиры на фашистских летчиках из плохонького сукна грязновато-серого цвета. На воротничках гитлеровских стервятников - желтые петлицы, на плечах - небольшие погоны, обшитые тусклым оловянным кантиком. Экипаж сбитого самолета состоит из пилота - старшего фельдфебеля Фрица Генинга, наблюдателя - фельдфебеля Генриха Шмита, бортмеханика Конрада Бенеке, радиста и стрелка Иоганна Наумана.
История появления и гибели над советской землей фашистского пикирующего бомбардировщика «Ю-88» представляет значительный интерес. Она убедительно показывает, что мощные удары сталинских соколов
наносят непоправимый урон фашистской авиации. Немецкое командование уже на восьмой день войны вынуждено было спешно перебрасывать одиночные самолеты с французских аэродромов и сразу, не давая им отдыха, вводить в бой.
Экипаж сбитого самолета все время действовал против Англии. Над британскими островами из состава самолета погиб бортмеханик. Рано утром 30 июня «Ю-88», находившийся на французском аэродроме около Парижа, получил нового бортмеханика и спешно был переброшен на аэродром в пяти километрах юго-восточнее Кракова. Сюда самолет прилетел поздно вечером. Ранним утром 1 июля «Ю-88» был уже выслан на фронт против Красной армии.
Стервятники вылетели в составе звена и шли строем «хундкетте», что означает - «собачье звено».
Первый вылет фашистов оказался для них роковым. Над железной дорогой самолет был обстрелян нашей пехотой. Одна из винтовочных пуль прошла через весь корпус самолета. Осколками разбитого стекла были ранены в руки наблюдатель и летчик. Южнее города Н. «Ю-88» был атакован нашим истребителем. У фашистского самолета был пробит бензиновый бак. Маневрируя, германские фашисты повернули назад. Но наш истребитель стал заходить снизу. Спасаясь от гибели, бомбардировщик снизился до 15-20 метров и, преследуемый истребителем, пошел на посадку.
Фашистские летчики были немедленно задержаны колхозниками.
Что привело их в нашу страну, почему напали они на мирный трудящийся народ огромной советской земли?
Наблюдатель Генрих Шмит, 1908 года рождения, в прошлом строительный техник, долго думает, тяжело морщит лоб и глухо отвечает:
- Не знаю. Я лично ничего от вас не хотел.
- А что думает германский народ по поводу вашего разбойничьего нападения на Советский Союз?
- Не знаю, с народом мы не связаны.
- А солдаты?
- Солдаты - это солдаты, они
не думают. Но многие говорят: скорей бы кончилось это. Надоело.
Не знает, почему пошел на войну против народов СССР, и командир самолета Фриц Генинг. Он пожимает плечами и после долгого молчания отвечает:
- Я не знаю, зачем мы воюем. Нам приказали.
У командира фашистского самолета нет никакой идеи. Как машина, он начал действовать, когда нажали кнопку. Впрочем, каждый из гитлеровской разбойничьей четверки стоит один другого. Все они производят впечатление людей, которых давно уже приучили жить без собственного мнения и без своих мыслей. Они заучили прописную национал-социалистскую истину.
- Все люди земли, кроме чистокровных немцев, не стоят того, чтобы о них
беспокоиться и размышлять.
Наблюдатель Шмит, наиболее разговорчивый из всех, с презрением говорит об итальянцах. По его мнению, они годны для фашистской Германии только как пушечное мясо.
- Прямо об этом мы не пишем, - говорит он, - но между строк видно...
О французах он говорит:
- Когда Гитлер установил порядок в их желудках, они выразили недовольство. Видите ли, они считают, что будто бы привыкли больше кушать до нашего прихода...
Румыны, чехи, словаки и венгры, по мнению Шмита и остальных членов экипажа, тоже пушечное мясо. Генрих Шмит, как и Фриц Генинг, считает, что все народы Европы
должны служить германскому фашизму. «Так хочет Гитлер», - говорит он.
А известно ли немецким летчикам, кто наживается на жизни и крови немецких солдат и летчиков?
Шмит и Генинг не понимают. Им ведь не позволяли думать. Они искренно удивлены, когда узнают о колоссальных богатствах, нажитых Гитлером и его разбойничьей кликой за время войны.
Шмит низко опускает голову:
- Нам ничего не говорят. Нам только приказывают.
Первый же вылет против Советского Союза заставил призадуматься даже этих
умственно оскопленных людей.
- В войне с Францией, - говорит Шмит, - мы были уверены, что победим. А в войне с русскими...
Он запинается и сокрушенно вздыхает.
- Это не детская игра. Это очень тяжело. Может быть, потому с такой поспешностью нас перебросили сюда из Франции.
- А точнее? Может быть, потому, что в первые же дни войны советская авиация
уничтожила до 1.500 фашистских самолетов?
Шмит растерян. Долго молчит.
- Для Германии это большая потеря, - наконец, говорит он.
Затем спохватывается и скороговоркой бубнит:
- Солдат не должен говорить о политике. Мы не имеем права.
Радист Иоганн Науман неожиданно добавляет:
- Мы боимся ваших наземных сил. Но в воздухе мы боимся не меньше. Ваша авиация... ваши летчики... с ними мы избегаем встречи...
Шмит торопливо перебивает радиста. Вспоминая, как колхозники быстро окружили и взяли в плен четверку германских летчиков, он добавляет:
- Русские произвели на нас большое впечатление. Они хорошо обращаются с пленными.
- Только это на вас произвело впечатление?
- У вас все готово к борьбе. Этого мы нигде не встречали.
Остальные кивком поддержали его слова.
Все они сидят с опущенными головами. Фашистская палка, которая все время висела над ними, убрана. Под ударами советского оружия начинают они теперь понимать, как бесславна начатая
кровавым Гитлером преступная война против советских людей. //
М.Сувинский, спец. корр. «Известий». ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 июля. (По телефону).
**************************************************************************************************************************************************
Пикирующие бомбардировщики
Знойный июльский день. Белым ковром зацвела гречиха. Тянется кверху хмель по тонким веревочкам светло-зеленого стебля. Тишина. Ничто не выдает здесь присутствия мощной боевой эскадрильи советской бомбардировочной авиации.
...Одиннадцать дней подряд с этого аэродрома выходят в воздух эскадрильи советских пикирующих бомбардировщиков. Они берут курс на запад, и военинженер 3-го ранга орденоносец тов. Козьминский, заняв свое место на наблюдательном пункте, часами не сводит глаз с горизонта. Он смотрит в ту сторону, откуда должны возвратиться эскадрильи. Он их снаряжал в путь, он вооружал их, и в этот час напряженного ожидания военинженер 3-го ранга еще и еще мысленно спрашивает себя: не забыл ли я что-нибудь проверить в материальной части или вооружении вверенных мне боевых машин?
Тов. Онуфриков перелистывает дневник боевых вылетов. Вот что произошло вчера.
Получено указание, что возле местечка Н. появилась танковая колонна. Звеньям поручено разбомбить ее. Самолеты ушли в воздух и приблизились к назначенному месту. Пять раз заходили наши самолеты на цель, поражая танки противника, укрывшиеся в лесу. С большой высоты самолеты пикировали до 1.000, до 800 и 600 метров и клали бомбы точно в цель. Видно было, как рассыпались во все стороны уцелевшие танки, как разбегались фашистские убийцы. Сбросив все бомбы, наши самолеты прошли несколько раз на бреющем полете, настигая врага пулеметным огнем. В этот день особенно отличился капитан Подкорытов. Война застала его в отпуску на берегу Черного моря. Через полчаса после речи товарища Молотова капитан Подкорытов был на пути к N-ской эскадрилье. Он не успел принять участие в первых боевых полетах, но наверстал упущенное.
Вчера, когда звено возвращалось после бомбежки, его обстреляли фашистские зенитчики. Капитан Подкорытов сосредоточил огонь всех пулеметов звена на вражеской батарее. Через несколько минут она умолкла. Вся прислуга батареи была перебита.
Одиннадцать дней пикирующие бомбардировщики N-ской авиачасти бомбят танки, аэродромы и коммуникации противника. Вчера командир части получил телеграмму от одной из партийных организаций фронтовой полосы. Вот что в ней было написано:
«Горячая благодарность всему летно-техническому составу, нанесшему сокрушительный удар противнику на Шепетовском направлении. Желаем успеха в борьбе с фашистскими стервятниками. Гусев».
Сегодня, в 6 ч. 30 м. утра, летчики N-ской авиачасти слушали Сталина. Над укрытым от фашистских людоедов аэродромом стояла такая тишина, что на секунду показалось, будто война где-то далеко. Но только полчаса тому назад вернулась с пробитыми плоскостями одна из машин, уходившая на бомбежку.
Вождь звал на священный бой за честь, за свободу, за родину. Слова вождя входили в сердце, как клятва победить.
- ...Задача ясна? - спросил командир, складывая карты.
- Так точно, - негромко ответил Подкорытов.
Летчики направились к машинам. Над N-ским аэродромом взошел 12-й день боев за родину. Мы простились с командиром, пожелав ему удачи. //
И.Осипов,
К.Тараданкин, спец. корреспонденты «Известий». ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 июля. (По телефону).
______________________________________________
В.Ардаматский:
Разговор с пленными || «Правда» №176, 27 июня 1941 года
Е.Кригер:
Разговор с пленными немцами || «Известия» №197, 21 августа 1941 года
Рассказ немецкого солдата Альфреда Лискофа* || «Красная звезда» №149, 27 июня 1941 года
Б.Лапин, З.Хацревин:
Письма с фронта. Пленные || «Красная звезда» №160, 10 июля 1941 года
Обращение к немецким летчикам и солдатам четырех немецких летчиков || «Красная звезда» №151, 29 июня 1941 года
Газета «Известия» №156 (7532), 4 июля 1941 года