Л.Тимофеев || «
Литература и искусство» №3, 16 января 1943 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Накануне славной даты. Г.Ковров. Новые произведения советских композиторов. Информация. Пленум правления Союза писателей Украины. Юбилейный вечер Алексея Толстого. Подготовка к XXV-летию Красной Армии. 2 стр. А.Габович. Театр на фронте. Л.Тимофеев. Фронтовые листовки. Р.Кацман, И.Копалин. В горах Кавказа. Д.Хренков. Литераторы переднего края. Н.Браун. Баллада о немецком солдате (стихи). X.М.Мугуев. Что поют в землянке. 3 стр. А.Толстой. Четверть века советской литературы. С.Нагорный. Люди героического города. И.Груздев. Ленинградская поэма. В.Азаров, Д.Прицкер. «Гаянэ». 4 стр. Г.Уварова. Искусство монгольского народа. Информация. Конференция работников искусств Ленинграда. Театр имени пулемётчика Нурадилова. Выставка школы молодых дарований. Творческий отчет И.Эренбурга. Совещание театров шести республик. Новогодний альманах ленинградских писателей. По советской стране.
# Все статьи за
16 января 1943 года.
Работа во фронтовой печати ставит перед писателем чрезвычайно разнообразные задачи, заставляет его непрерывно искать новые и новые формы агитации средствами художественной литературы.
Особенно много внимания в последнее время уделяется листовкам, выпускаемым для бойцов огромными тиражами, иллюстрированным фотографиями и рисунками. Тексты к ним, подписные и анонимные - в стихах и прозе - пишут многие видные наши писатели и поэты. Создаются специальные жанры листовок, например, стихотворный фельетон, лозунг, коротенький рассказ, притча, быль. Появляются целые серии художественных листовок, об'единённые одним героем, - своего рода поэмы в отдельных главах или эпизодах. В этом отношении несомненный интерес представляет «
Заветное слово Фомы Смыслова русского бывалого солдата» С.Кирсанова.
«Заветное слово» - это ряд монологов старого солдата, участника войны 1914 года, обращённых к молодым бойцам (о чести воинской, о борьбе с диверсантами и провокаторами; одна из последних листовок говорит о переходе Красной Армии в наступление).
Сами по себе такого рода образы не новы в нашей военной литературе: еще во время войны с белофиннами в красноармейской среде был популярен образ Васи Гранаткина, сейчас разработан образ Гриши Танкина (в газете «Красноармейская правда») и другие. Своеобразие листовок о Смыслове в том, что Кирсанов использовал здесь старинную форму русского стиха - раёшник.
«Многие дни и недели мы в блиндажах да в окопах сидели, говорили между собой - эх, когда ж наступательный бой! Началось, поспело наше заветное дело. Да, ребятушки, началось, наступило времячко это, возвестила атаку огневая ракета, заметалась Германия вкривь и вкось, затрещала немецко-фашистская ось!».
Значительно более свободная, чем обычный стих, в то же время приподнятая сравнительно с прозой форма раёшника очень близка к народной речи, органически включает в себя пословицы, поговорки, позволяет дать разносторонний речевой облик героя.
С.Кирсанов широко и свободно использует эти возможности раёшника. Он у него гибок, выразителен, афористичен: «Смелого трус подводит. За трусом и враг проходит», «Важна смелость, да нужна и умелость», «
Гони гада от Сталинграда», «Держаться в бою за землю свою», «
Пошла мина - нет румына», «Началось заветное дело - гнать врага из родных пределов» - таких легко запоминающихся простых и понятных формул в монологах Смыслова разбросано множество. Агитационное значение их несомненно.
Не всё, конечно одинаково удачно. Вряд ли надо вводить в текст такого рода словечки, как «жисть», «вылазят» и т.п., это лишь засоряет язык. Иногда С.Кирсанов злоупотребляет короткими строками, рассчитывая на рифму. Но в раёшнике важна смысловая законченность строки, а в таких строках, как «Сделай вывод. А ты вот, друг конопатый, решил воевать без лопаты», - читатель может сбиться.
Фома Смыслов «бывал в кромешном огне и в прошлой русско-германской войне». Он - «участник брусиловского похода, рождения девяносто седьмого года». Его беседы имеют значение прежде всего как выражение боевого опыта русского солдата. В большинстве из них затронуты основные вопросы борьбы («За власть советов», «
Немцем меньше - победа ближе», «Не так страшен чорт, как его малюют», «О чести воинской»). Это придает произведению политическую остроту. Но кому, как не Фоме Смыслову следовало бы в простой, легко запоминающейся, понятной форме раёшника дать молодому бойцу и ряд практических советов, относящихся к конкретным сторонам боевой жизни. В слове о чести воинской он говорит, например, о том, как важно чистить винтовку, но делает это мимоходом:
«Гляжу это я на тебя, товарищ, видать, котелком недурно варишь. А я вот гляжу и вижу в дульном отверстии ржу. А кто не почистит, не смажет, - тому винтовка в бою откажет!».
Выбранная С.Кирсановым форма легко может быть применена и к конкретным вопросам боевой жизни. Её основное преимущество в чрезвычайной ёмкости, в доступности и оперативности.
Всё возрастающая популярность листовок в нашей армии, многочисленные письма бойцов, высказывающих пожелания прочитать в листовке о том или ином событии, о замечательных подвигах на фронте и в тылу, о сегодняшней жизни страны, свидетельствуют о значении этой формы агитации. Художественные листовки обладают огромной воспитательной силой. И в работе над ними должны принять творческое участие ещё более широкие круги наших мастеров слова. // Л.Тимофеев.
**************************************************************************************************************************************************
Баллада о немецком солдате
Идёт солдат немецкий
по русской стороне,
Несёт солдат немецкий
винтовку на ремне.
Идёт с другими в ногу,
он весь от пыли сер,
А рядом с ним шагает
немецкий офицер.
А за спиной солдата -
пожаров чёрный дым,
А за спиной - Европа,
разграбленная им.
Ведёт вперёд солдата
война, война, война,
Лежит перед солдатом
«Восточная страна»,
Не Руслянд, не Россия, -
так сказано ему,
Глядит солдат на небо
в пороховом дыму.
Глядит солдат на землю,
отсчитывает шаг.
В глазах солдата - пусто,
в душе солдата - страх,
Идёт как будто весел
(с утра хлебнул вина), -
Так вот она, Россия,
Советская страна!
Так вот она, дорога,
дорога на Восток!
Здесь даже камень каждый
ложится поперёк.
Здесь каждый куст опасен,
здесь каждый - партизан,
Здесь каждая деревня -
вооружённый стан,
Здесь гибель поджидает
у каждого леска -
То снайперская пуля,
то острие штыка.
Идёт. Его учили,
как надо воевать, -
Насиловать и грабить,
пытать и убивать.
Он овладел наукой...
Да что тут разбирать,
Кто правый, кто виновный,
ему бы лишь пожрать.
Пожрать да выпить водки...
Молчать! Не рассуждать!
Приказано не думать,
приказано шагать.
Не думать... Да. Не думать,
шагать за шагом шаг...
Зачем же запрещённый
вползает в душу страх?
Как пойманная крыса,
забравшаяся в ларь,
Он смотрит, озираясь,
прожорливая тварь.
Дрожит крысиной дрожью...
Его судьба страшна.
Его задушит Руслянд,
«Восточная страна»,
Его раздавит Запад,
ударив со спины,
Ему не видеть больше
германской стороны,
Не выбраться, не выжить...
Молчать! Не рассуждать!
Ему одно осталось -
шагать и убивать,
Шагать, нести послушно
винтовку на ремне...
Идёт солдат немецкий
по русской стороне.
Николай Браун.
______________________________________________
И.Эренбург:
Облава || «Красная звезда» №14, 17 января 1943 года
П.Никитин:
Это сделал немец || «Известия» №20, 26 января 1943 года
Е.Кригер:
Ответ Сталинграда* || «Известия» №14, 17 января 1943 года
А.Толстой:
Чёрные дни гитлеровской армии* || «Известия» №22, 28 января 1943 года
Ю.Нагибин:
"Заветное слово Фомы Смыслова"* || «Красная звезда» №195, 19 августа 1943 года
«Литература и искусство» №3 (55), 16 января 1943 года