И.Эльвин || «Литературная газета» №33, 20 августа 1941 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. ПЕРЕДОВАЯ. Место литератора в отечественной войне. ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО. Утреннее сообщение 19 августа Вечернее сообщение 19 августа. НА ОЧЕРЕДНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ. 2 стр. Юрий ПУТРАМЕНТ. Польская литература в борьбе с гитлеризмом. Проф. Зденек НЕЕДЛЫ. Традиции Гуса и Жижки. В.КИРПОТИН. Наши симпатии к литературе Америки. В БОЯХ ЗА РОДИНУ! А.ДЫМШИЦ. Александр Бешлей. А.СУРКОВ. Капитан Чирсков и его товарищи. Юлий ВАНАГС. Полк товарища Улпе. Дм.СТОНОВ. Друзья. 3 стр. Конст. ФЕДИН. Рабы Гитлера. Мариэтта ШАГИНЯН. Стратегия мирового двурушничества. Ил.ЭЛЬВИН. Бестия. НОВЫЕ КНИГИ. В.ИГНАТЬЕВ. Рассказ о сталинском соколе. Корнелий ЗЕЛИНСКИЙ. Поэзия народной борьбы. А.АДАЛИС. «Степан Завгородный». 4 стр. Жан-Ришар БЛОК. Французские лакеи Гитлера. И.КОНСТАНТИНОВСКИЙ. Души мертвых. М.ГЕЛЬФАНД. Цезарь на побегушках. Налет советских самолетов на район Берлина. ИНФОРМАЦИЯ. В театрах столицы. Киносборник №3. На военный лад. Музыка боевых дней.
# Все статьи за
20 августа 1941 года.
Творчески бессильный, столь же отталкивающий, сколь и жалкий в своих гpy6o мистификаторских «концепциях», фашизм сплагиировал у реакционных мыслителей прошлого все, что попалось под руку. Из всех мутных источников Гитлер и его «теоретики» черпали идеологическую грязь, выдавая эту грязь за оригинальное «учение». В итоге сплошного воровства собрался тот невообразимый лжетеоретический хлам, каким фашисты отравляют мозги запуганных ими людей.
Если расовую мифологию розенберго-гитлеровская банда украла у полоумного француза Гобино, то свой теоретический «бестиализм», которому соответствует и бестиализм на практике, фашизм заимствовал у Фридриха Ницше.
Апеллируя к Ницше, к его надменному отрицанию разума, фашисты возвеличили «инстинкт», этот «разум животного». Втаптывая в грязь человеческое достоинство, об’являя все, что не принадлежит к узкому кругу фашистской элиты, мусором, навозом истории, «отходами расового хаоса», пристегивая этот ярлык ко всему, что дышит, мыслит и чувствует не по-гитлеровски, фашисты свои «кровавые инстинкты» хотят превратить в закон, и опять-таки у Ницше они находят «теоретическое обоснование». Ибо у него сказано: «человечество» - просто материал для опыта, колоссальный излишек неудавшегося, поле обломков». Материал в руках пресловутого «сверхчеловека», которому «все дозволено». В ницшеанском «сверхчеловеке» каждый из гитлеровской шатии видит собственный портрет. Еще бы! Разве не «сверхчеловеку» Ницше внушает: «Будь насильником, корыстолюбцем, вымогателем, интриганом, льстецом, низкопоклонником, гордецом и, смотря по обстоятельствам, совмещай в себе все эти качества».
Фашизм - это война, война подлая, грабительская, бесчеловечная (правда, «бесчеловечно», с точки зрения фашистов, это звучит гордо!). Фашизм - дикий культ разбойничьей войны. И это опять-таки освящено мэтром: «Несомненно, будет изобретено много... суррогатов войны, но может быть именно благодаря им созреет убеждение, что такое высококультурное и оттого по необходимости утомленное и вялое человечество нуждается не только в войнах вообще, но и величайших, ужасающих войнах, следовательно, и во временных возвратах к состоянию варварства».
И духовный импотент Гитлер фальцетом визжит вслед за Ницше: «Мы хотим быть варварами. Мы хотим быть варварами...».
В войне фашизм видит путь к порабощению человечества, к превращению народов в данников, в рабов.
Морально одичавшие нацисты - от Гитлера до последнего шелудивого эсесовца - только и сохранили в себе человеческого, что свой внешний облик. Они горды тем, что непохожи на людей: у Ницше они нашли готовое и подходящее к случаю наименование - «бестия».
В одном месте («Генеалогия морали») у Ницше говорится: «Глубокое ледяное недоверие, возбуждаемое немцем в настоящее время, как только он захватывает власть, является отражением того неугасимого ужаса, с каким Европа в течение столетий смотрела на неистовства белокурой германской бестии».
И это сказано не с трепетом перед грозным судом истории, который вынесет свой приговор неистовому зверю, а с тем чувством восхищения, с которым вероятно древние германцы взирали на зверское, бестиальное умерщвление пленных, о чем говорится у Тацита и Страбона.
Click to view
Впрочем, истины ради скажем, что в проблему «белокурой бестии» нацизм внес новинку: он решил, что белокурой бестией может быть и... не белокурый ариец. Ну, хотя бы фюрер, со своим черным и жестким волосяным покровом. Недаром Ганс Гюнтер, обершарлатан от расизма, с такой неподдельной яростью набросился на защитников «белокурой теории», заявляя, что «многие темноволосые и темноглазые являются более северными индивидуумами, нежели многие белокурые и голубоглазые», что «белокурое самомнение крайне вредит северной идее, так как противник часто пользуется им для злорадных шуток». Так ограждается от крамольной иронии чистокровная породистость фюрера, внешность которого является отрицанием фашистской брехни о совершенстве «расы господ».
Как бы там ни было, но в теорию «белокурой бестии» внесена существенная поправка: чтобы быть законченной фашистской бестией, белокурый цвет волос не обязателен. Для этого, скажем словами Горького, требуются свинцовые мозги под черепом, для этого требуется олово там, где у нормальных людей бьется сердце, полная атрофия человеческих чувств, то-есть то, чем в избытке обладает вся свора сорвавшихся с цепи фашистских бестий.
Фашистская теория так же омерзительно уродлива, как и фашистская практика.
Но идейная гниль, от которой несет трупным смрадом разложения, будет так же преодолена человеком, как преодолевались им темные силы, тормозившие его духовное освобождение. // И.Эльвин.
************************************************************************************************************
На военный лад
Большую работу по изданию военной литературы развернуло Ленинградское отделение издательства «Советский писатель». Первые результаты перестройки работы издательства на военный лад уже видны. За последние недели и дни Ле-отделение выпустило в свет работу И.Груздева «М.Горький о фашизме». О.Леонова «Фронтовые эпизоды», Н.Никитина и В.Лебедева «Чапаев на германском фронте», первый сборник ленинградских писателей о войне с германским фашизмом «Родина зовет», рассказы Б.Лавренева о Балтийском флоте «Ветер с моря», «Повесть о партизанке Василисе» К.Федорова и повесть В.Шишкова о Денисе Давыдове. Находятся в печати и в ближайшее время выйдут второй сборник ленинградских писателей «Родина зовет» и книжка С.Розенфельда «Гунны - о борьбе с немецкими оккупантами на Украине в 1918 году.
Кроме того, Ленотделение предполагает приступить к изданию серии небольших иллюстрированных книжек тиражом не менее 60.000 экз. Эта серия должна охватывать примерно такой круг тем: «Героические подвиги бойцов Красной Армии», «Выручка в бою», «Бдительность» «Трудовой героизм», «Летчики-тараны», «Долг - выше всего».
Несколько книг этих серий сдано в производство. Среди них В.Каверина «Трос» - рассказ о героических летчиках И.Кратта - «Партизаны», А.Голубевой - «105-й раз'езд».
☆ ☆ ☆
Киносборник №3
Комитет по делам кинематографии выпускает третий номер очередного ежедекадного сборника «Победа за нами». В третий выпуск вошли четыре короткометражные новеллы. Большой интерес представляет первый фильм «Английские зенитчики» - выпуск английского министерства информации (лента будет демонстрироваться с русским текстом).
В Лондоне об'явлена воздушная тревога... Четко и слаженно работают зенитные батареи, уничтожая самолеты врага. Фильм показывает нападение вражеских самолетов на промышленные об’екты Лондона, учебу и отдых английских зенитчиков.
Киноновелла «Мужество» (сценарий И.Бондина, режиссер Б.Барнет) повествует о том, как пятерка наших бойцов пробралась во вражеский дом. Бойцы оказались в окружении и не смогли выбраться. Рискуя жизнью, они дали сигнал ракетой нашим артиллеристам - открыть огонь по дому. Артиллерия открыла ураганный огонь. В заключение мы застаем пятерых героев в госпитале, все они живы.
Следующий фильм - «Антоша Рыбкин» (сценарий Л.Шифферс, литературная обработка - А.Файко и А.Гранберга режиссер - Юдин) - рассказ о поваре красноармейце. Человек «мирной профессии», повар Антоша Рыбкин становится героем в тот момент, когда на воинский эшелон, в котором он находится, нападает вражеский десант. Роль Рыбкина исполняет Б.Чирков, который, кроме того, будет исполнять в киносборнике новую «Походную песню» И.Дунаевского на слова М.Исаковского.
Киносборник №3 закончен производством и в ближайшие дни выходит на экраны.
Click to view
______________________________________________
Шестнадцать дней в тылу у врага* ("Известия", СССР)
Н.Тихонов:
Люди и автоматы ("Красная звезда", СССР)
П.Павленко:
Изверги и людоеды* ("Красная звезда", СССР)*
К.Симонов:
Люди из фашистского тыла* ("Известия", СССР)**
И.Александров:
Авантюристическая тактика фашистской пехоты* ("Красная звезда", СССР)
«Литературная газета» №33 (947), 20 августа 1941 года