Д.Галунов || «
Красная звезда» №223, 21 сентября 1941 года
Воин Красной армии! Каждый шаг стоит фашистам огромных потерь людьми и техникой. Умножай эти потери, беспощадно громи фашистских извергов, будь героем великой отечественной войны!.
# Все статьи за
21 сентября 1941 года.
Наши летчики-истребители вдумчиво изучают и материальную часть и тактику воздушного врага. Например, мы хорошо знаем, что и «Ю-88» и «Хе-111» не обладают большой скоростью - их без труда настигает любой советский истребитель. Известно также, что оба эти самолета имеют почти одинаковое, довольно сильное вооружение и кое-где бронированы: броней прикрыты баки, спина летчика, козырьки у стрелков-радистов. Броня эта пробивается и снарядами, и пулями, но требует все же дополнительного расхода боеприпасов. Понятно, что наши экипажи, изучив особенности вражеских машин, предпочитают вести огонь по более уязвимым местам фашистских бомбардировщиков. Учитывается также все новое, что вносит враг в конструкцию и вооружение своих самолетов, все изменения его тактики.
Так, атакуя фашистский бомбардировщик сзади, следует, по мнению многих летчиков, пристроиться ему в хвост с таким расчетом, чтобы оказаться в секторе, не поражаемом огнем стрелка-радиста. Из этого положения надо методично, небольшими очередями вести прицельный огонь сперва по одному мотору, а когда он выйдет из строя, то по другому. В таком случае нет необходимости делать несколько атак. Достаточно стать на требуемую дистанцию и точно держаться в хвосте вражеского самолета, пресекая все его попытки вывернуться из-под огня.
Целесообразность этого приема я проверил на личном опыте. В воздушном бою над аэродромом возле села Сухой Ташлык мне пришлось атаковать самолет «Юнкерс-88». Как только я попробовал произвести атаку в лоб, враг сразу развернулся в сторону от цели, сбросил бомбы в пустом поле и попытался уйти. Быстро пристроившись в хвост, я открыл огонь по левому мотору. Враг, стремясь выйти из-под обстрела, кабрировал, разворачивался влево и вправо, но спастись ему не удалось: левый мотор загорелся, и бомбардировщик пошел со снижением. Теперь надо было открыть огонь по правому мотору. Я выпустил еще одну очередь и тут же убедился, что все патроны израсходованы, потому что до этого я вел огонь по звену «Ю-88». Однако повреждения, нанесенные фашистскому самолету, оказались достаточно серьезными: он продолжал итти со снижением и примерно через тридцать километров произвел посадку на нашей территории.
Приведем еще такой же случай. Три самолета «Хейнкель-111» были встречены в воздухе нашими маневренными истребителями. Один из них удачно пристроился снизу в хвост бомбардировщику и выпустил очередь по радиатору. Через несколько минут этот вражеский самолет сел в пятнадцати километрах от места боя. Экипаж в составе пяти человек был захвачен в плен.
Зная, что на самолетах «Ю-88» и «Хейнкель-111» наименее защищенные об'екты - это летчик и моторы, многие наши летчики-истребители охотно применяют и атаку спереди. Она обычно производится снизу и вместе с тем сбоку - под углом в 35-40 градусов. В этом положении штурман и стрелок-бомбардир не могут вести огонь по истребителю, а в то же время вражеский летчик, не защищенный ни броней, ни огнем, представляет собою хорошую мишень.
При встречах с бомбардировщиками у нас нередко применяют и прямую лобовую атаку. Приняв такое решение, летчик старается выпустить первую прицельную очередь по штурману, чтобы вывести из строя переднюю огневую точку, а затем уничтожить летчика. Иногда с первого лобового захода не удается этого сделать. Практика показывает, что в таких случаях лучше всего уходить по прямой, под низ бомбардировщика, с небольшим снижением. После этого летчик, отвалив в сторону, может повторить лобовую атаку или же пристроиться в хвост и вести прицельный огонь по моторам. Подобный маневр выгоден тем, что ни штурман, ни стрелок-бомбардир вражеского экипажа не смогут вести сколько-нибудь эффективный огонь из-за больших скоростей и значительного угла перемещения. Разворот производится за хвостом бомбардировщика - в мертвом конусе. Наиболее целесообразен в данном случае переворот через крыло.
Нашим истребителям приходится нередко вести воздушные бои с фашистскими истребителями. В основном здесь используются те же приемы, о которых говорилось выше. Так, например, капитан Никифоров, зайдя умелым маневром в хвост вражеской машине, открыл прицельный огонь. Фашист ввел свой «Ме-109» в крутое пике, делая вид, что он сбит. Но обмануть советского летчика он не сумел. Капитан Никифоров преследовал врага до того момента, пока тот не врезался в землю.
Прекрасные результаты дает в бою с истребителями энергичная лобовая атака, которой фашисты боятся и никогда не выдерживают. Как-то для бомбометания по очень важному мосту после ряда неудачных налетов немцы послали 15 бомбардировщиков в сопровождении 30 истребителей. Мост прикрывала девятка советских истребителей. Имея огромное численное превосходство, враг на этот раз действовал активно. В завязавшемся воздушном бою три «Ме-109» атаковали младшего лейтенанта Зверькова. Бесстрашный летчик сделал небольшой доворот и направил свою машину в лоб одному из вражеских самолетов. Казалось, вот-вот они столкнутся. Фашист не выдержал, перевел самолет в пике и ушел в сторону. Второй летчик тоже пытался выйти из боя, но был сбит огнем Зверькова. Третий бежал.
Опыт показывает, что в групповом воздушном бою хороший результат дает сочетание действий маневренных и скоростных истребителей. Первые завязывают бой в горизонтальной плоскости. «Мессершмитгы-109» в таких случаях стремятся выйти из-под удара и переводят бой в вертикальную плоскость. В этот момент бывает весьма эффективной атака наших скоростных истребителей.
Враг, разумеется, тоже извлекает опыт из воздушных схваток, стремится изучить боевые свойства советских самолетов и затем применить те или иные приемы воздушного боя. Замечено, например, что фашисты, летающие на самолетах «Ме-109», при встрече с нашими маневренными истребителями, стараются вести бой на больших высотах, а, встречаясь со скоростными машинами, пытаются притянуть их к земле.
Сплошь и рядом враг, не решаясь применить прямой удар, прибегает к различным уловкам. Бывали, например, случаи, когда фашистские истребители ходили в облаках неподалеку от наших полевых аэродромов, выжидая момент возвращения летчиков с боевого задания. Затем они атаковывали, рассчитывая, повидимому, что экипажи во время вылета израсходовали боеприпасы и горючее. Иногда фашисты посылают одну-две машины, чтобы демонстрировать бомбардировочный удар или штурмовые действия и привлечь к себе все внимание наших истребителей. Во время завязавшегося боя появляется основная группа вражеских самолетов, предназначенных для действий по данному об'екту. Бывает и так, что фашистские летчики имитируют выход из боя, а когда наш истребитель кидается догонять врага, к нему подкрадывается другой вражеский самолет. В таких случаях, конечно, особенно большую роль играет взаимная выручка в бою - ценнейшее боевое качество советских летчиков.
Враг время от времени меняет свои тактические приемы. Но, вооруженные боевым опытом, советские истребители быстро разгадывают новую тактику фашистов и наносят им смертельные удары. В соединении насчитывается немало истребителей, сбивших по нескольку вражеских машин. Всего на долю нашего соединения приходится свыше двухсот уничтоженных фашистских самолетов.
Ошибкой было бы недооценивать силы врага. Предстоит упорная, напряженная борьба. Враг хитрит, прибегает ко всяким уверткам, избегая боя в тех случаях, когда на его стороне нет многократного превосходства в силах. Но эта тактика, обусловленная низкими моральными качествами фашистских летчиков, не обеспечит им успеха в воздушных схватках. Советские истребители должны умело навязывать бой врагу и стремительными атаками все больше увеличивать счет сбитых фашистских стервятников. // Полковник Д.Галунов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
______________________________________________________
К.Груздев:
Тактика воздушного боя* ("Красная звезда", СССР)
К.Михайлов:
Борьба за господство в воздухе ("Красная звезда", СССР)
П.Ролин:
Первые итоги боев с фашистской авиацией ("Красная звезда", СССР)
А.Долгов:
Боевой опыт советской штурмовой авиации ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №223 (4978), 21 сентября 1941 года