Б.Ярустовский. На передовой линии

Sep 24, 2018 21:03

Б.Ярустовский || « Литература и искусство» №16, 17 апреля 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Искусство в советском тылу. Русский поэт. В ВЦСПС и Комитете по делам кинематография при СНК СССР. Информация. Сессия памяти А.Н.Островского. Успех документального фильма «Иран». Выставка картин художников Узбекистана. Вахтанговцы на фронте. 2 стр. Н.Асеев. Кому родня Маяковский? Б.Ярустовский. На передовой линии. И.Уткин. Писатель и чувства народа. Н.Рыленков. Весна. (Стихи). 3 стр. Вс. Иванов. «Лермонтов» П.П.Кончаловского. А.Евсеев. Под сиренью. Г.Бояджиев. Театр на колесах. И.Березарк. Живые традиции. 4 стр. В.Шепелюк. Не завтра, а сегодня. Н.Волков. Вечер В.И.Качалова. Информация. Открытие Сталинградского театра. Вторая соната Шостаковича. У художников Новосибирска. За рубежом. «Три сестры» на американской сцене.

# Все статьи за 17 апреля 1943 года.




Тысячи артистов выступают на передовых линиях фронта.

Их не пугают трудности и опасности фронтовой жизни. Заслуженная артистка республики Екатерина Орленева получила серьёзное ранение, лежала в госпитале; сейчас её песни снова звучат в землянках и блиндажах. Сильнейший миномётный обстрел не помешал бригаде новосибирских артистов начать свой концерт точно в назначенный час.

Выступления за 400-500 метров от переднего края, под аккомпанемент артиллерийской стрельбы - обычное явление. Стремление обслужить бойца переднего края порождает подчас самые неожиданные, интересные формы концертного обслуживания. Так, например, участники Туркменской бригады принимали заказы на любимые песни фронтовиков и исполняли их для бойцов-одиночек по полевому телефону.

Излюбленная форма актёрского «подарка» фронтовикам - посвящение отдельных выступлений, а иногда и всего концерта - одному отличившемуся бойцу или группе героев - снайперов, артиллеристов, лётчиков. Обычно в таких случаях героя вечера торжественно сажают в первый ряд, на лучшее место, и репертуар концерта строится из любимых им танцев и песен.

Артисты эстрады побывали одними из первых гостей у героев Шлиссельбурга; они выступали в Сталинграде; они видели огни костров брянских партизан; вместе с нашей артиллерией они вступили в освобождённый Ростов. Многие бригады привозят подарки своим слушателям.

За прошедшие 22 месяца на фронтах отечественной войны состоялись тысячи концертов, в которых принимали участие мастера советской эстрады, советского театра, в том числе - народные артисты Тарасова, Добронравов, Ершов, Остужев, Зуева, Михайлов и др.

Трудно себе представить с каким под’ёмом принимает фронтовой зритель своих любимых артистов. Большинство концертов заканчивается стихийно возникающими митингами.

Творческая инициатива лучших бригад даёт порой очень интересные результаты. Группа артистов Нижне-Тагильского театра поставила монтаж по пьесе «Человек с ружьём». Образ Ильича, обращающегося к зрительному залу с призывом защищать свою родину, вызывает поистине восторженную реакцию у бойцов-слушателей. Монтаж дополняется исполнением чудесных украинских песен, серией поэтических экспромтов - острых сатирических зарисовок, сделанных писателем Виктором Типотом. Бригада нижне-тагильцев может служить образцом фронтового ансамбля, не только умеющего создать необходимый отдых, но и дать фронтовому слушателю политическую, активно воздействующую форму спектакля.

Правильно понимает задачи фронтовой работы Театр миниатюр под руководством Полякова. Разнообразие тематики, жанров, умелая выдумка - таковы отличительные черты этого театра, прошедшего вместе с нашей армией Южного фронта весь славный победный путь от Сталинграда до Ростова.

Фронтовой театр - филиал театра им. Вахтангова прекрасно работал в обстановке наступления Красной Армии. Благодаря правильной организации, продуманному четкому оформлению он сумел доказать, что и в условиях наступательных операций армии можно давать «полнометражные» спектакли.

Концерты Узбекской бригады, в состав которой входит талантливая певица Роза Багланова, с большим удовольствием слушает и узбек, и русский, и украинец. Боевые песни русских воинов на узбекском, казахском языках, узбекская песня о Сталинграде на русском языке - представлены в репертуаре бригады. Исполнение их овеяно дыханием подлинного искусства. Бригада имеет и ещё одно немаловажное достоинство: красочность, праздничность внешнего вида актёров. Бригады, побывавшие несколько раз на фронте, хорошо знают, какое значение имеет не только концертный костюм, но и умело найденная красочная деталь оформления спектакля или концерта.

Правильно составленные программы с достаточным количеством юмора, их жанровое разнообразие - важнейшее условие успеха фронтового концерта.

Этими качествами отмечена плодотворная деятельность бригады МХАТ под художественным руководством заслуженного артиста Дорохина, бригады Ленинградской консерватории и Ташкентского оперного театра под художественным руководством Меровича и некоторых других бригад.

Появилась целая плеяда подлинных энтузиастов художественного обслуживания фронта. Таковы артисты Гаркави, Русланова, Лукьянченко, Микола Глек, Эфрос и Ярославцев, Лаврентьевы, Вера Иванова, Кузнецова, Звягина, Веревкин, Магдесян и много других.

Но концертная работа на передовых линиях имеет ещё серьезные недостатки.

Некоторые бригады, подчас весьма крепкие по составу, «заслуженные» по времени работы на фронте, уделяют мало внимания вопросу обновления репертуара. Почти полностью прошлогодний репертуар мы можем встретить в бригаде, руководимой артистом ГАБТ Холфиным, студии им. Станиславского и т.д. В программах концертных групп, направляемых на фронт к первомайским праздникам, за редкими исключениями, нет ни одного номера, связанного с русской весной, праздником, хотя фронтовые слушатели ждут подобных концертов.

Неблагополучно обстоит дело с репертуаром так называемых жанровых певиц. Почти в каждую бригаду входят исполнители лирических, шуточных песенок, пользующихся на фронте большим успехом. Но нередко артисты снижают необходимую требовательность к себе и строят свое выступление на убогих вещах безвестных музыкантов.

Почему наши лучшие эстрадные мастера - Утесов, Шульженко и другие находят добротный материал, не выходя за рамки своего жанра? Песни Соловьева-Седого, Захарова. Новикова, Блантера, Kpучинина, Каца, Богословского, старинный русский романс, многообразные лирические и шуточные народные песни - вот что должно определять репертуар жанрового певца. Все же «Избушки», «Пареньки», «Огоньки» и другие ремесленные джазовые изделия предельно далеки от настоящего искусства, подлинной народности.

Подстать им и многие «ритмотанцы» наших балетных пар. Часто они повторяют стандартные механические движения из западноевропейских мюзикхольных ревю.

Последнее время многие бригады стали включать в программу русские пляски. Это безусловно положительное явление. Но часто это делается второпях, несерьезно, нетребовательно. Появляется на сцене этакий смазливый парень со стрижкой кружком, «в жилетке, при часах»; партнёрша его, - девушка с вылупленными глазами и косолапой походкой. Движения, их нарочито грубые, подчас вульгарные, чужды пластике русского танца, подлинно народному юмору. И к этому примитивному лубку хотят свести все многообразие русского народного танца.

В репертуаре мастеров художественного слова также ещё очень много недостатков. Редко, очень редко слышим мы героико-патриотические стихи Рылеева, Языкова, вдохновенные слова Тараса Бульбы к запорожцам, очень редко наши артисты обращаются к гениальным тургеневским строкам, посвященным русской природе, русской лирике, чудесным образам национальной поэзии Кольцова и Никитина.

Совершенно недостаточно занимаемся мы организацией русских вокальных, инструментальных ансамблей, плохо подготовляем кадры аккомпаниаторов (это одно из слабых мест в работе фронтовых бригад).

image Click to view



Особо следует сказать, что художественные руководители театров весьма халатно относятся к организации фронтовых бригад. Художественное руководство не заботится о создании специально фронтового концертного репертуара, считая, что это дело самих артистов и что можно обойтись отрывками из репертуарных спектаклей. Проверяли ли, к примеру, дирекция и художественное руководство Большого театра репертуар своих молодых солистов Короткова, Ерманской и др., отправляемых на фронт для художественной работы в первомайские дни?

Работники искусств, организаторы фронтовых бригад ведут большую и плодотворную деятельность. Многие артисты бригад уже отмечены правительственными наградами. Переходящее Красное знамя Наркомата обороны СССР передано по заслугам Всесоюзному концертно-гастрольному об’единению. Это обязывает наших работников искусств ещё строже отнестись к себе, а их руководителей ещё ответственнее подходить к организации художественного обслуживания фронта. // Капитан Б.Ярустовский.

**************************************************************************************************************************************************
Оперы, симфонии, оратории

Комитет по делам искусств при СНК Союза ССР заключил договора с рядом композиторов на новые оперы, симфонии и оратории.

С.Прокофьев будет работать над комической оперой из жизни казахского народа. Мариан Коваль пишет по заказу Комитета оперу «Севастопольцы» (либретто С.Спасского и Н.Брауна), композитору Ю.Левитину заказана опора «Радуга» (либретто - по одноименной повести Ванды Василевской).

Новые симфонии заказаны композиторам Н.Мясковскому и В.Энке («Симфония о Ленинграде»).

Композитор Ю.Шапорин заканчивает по заказу Комитета по делам искусств ораторию «Сказание о страданиях и славе русской земли» (название условное). Текст оратории принадлежит поэтам К.Симонову и А.Суркову.



ПРОИЗВОДСТВО ЦВЕТНЫХ КИНОФИЛЬМОВ

Производство цветных фильмов методом гидротипии возобновляет Комитет по делам кинематографии. В студии Мосфильм восстанавливается отдел цветного кино. К 1 июня пускается в эксплоатацию лаборатория, в которой будут печататься цветные кинокартины.

В этом году намечено выпустить цветной мультипликационный фильм «Сказка о царе Салтане» и цветную документальную картину о Москве.



ЛЕНИНГРАДСКИЙ СБОРНИК «ПРОРЫВ»

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). Отделение Воениздата при Ленинградском фронте выпустило книгу «Прорыв», посвящённую прорыву блокады Ленинграда, семидневным жестоким боям бойцов Ленинградского и Болховского фронтов.

В статье генерал-майора Кулика, в стихах Б.Лихарева. М Дудина, И.Авраменко, очерках И.Лукницкого, В.Саянова, Н.Тихонова, Л.Славина, Е.Федорова, майора Карпа, капитанов Михайлова и Франтишева. интенданта III ранга Гольдберга, лейтенантов Карповича и Василевского описаны незабываемые дни жарких боёв.

Сборник обильно иллюстрирован фотографиями отдельных эпизодов героической борьбы за освобождение Ленинграда от блокады.



Вахтанговцы на фронте

Больше года работает в Действующей армии фронтовой филиал театра им. Вахтангова. Вахтанговцы дали за это время 450 спектаклей и концертов на Тульском, Калининском, Юго-Западном, Сталинградском, Брянском и Воронежском фронтах.

Вахтанговцы поставили своей задачей показ на фронте целых больших спектаклей. Они показали «Свадебное путешествие» В.Дыховичного, «Бессмертный» А.Арбузова и А.Гладкова, «Наш корреспондент» И.Меттера и Л.Левина и концертную программу.

С декабря 1942 по март 1943 года коллектив вахтанговцев продвигался вместе с наступающими войсками генерал-лейтенанта т. Рыбалко и выступал в Кантемировке, Россоши, Валуйках и в других пунктах в уцелевших театральных помещениях, в клубах и школах, приведенных в порядок силами актёров.

За последние три месяца вахтанговцы дали на фронте 125 спектаклей и концертов. В специальном приказе командования артистам об’явлена благодарность.

В начале мая вахтанговцы выезжают в шестую поездку на фронт.

* * *

ВЕСНА

Смолкает дальний отгул боя,
И над селом прифронтовым
Светлеет небо голубое.
За синей балкой тает дым.

Под ветром тёплым и упругим
Качает тень зари ветла,
И в поле девушка за плугом
Идёт, как в раннем детстве шла.

Ей так легко босой подошвой
Касаться влажной борозды
И слушать, как в соседней
Перекликаются дрозды.

Вздохнув, почувствовать впервые
В густом наплыве тишины,
Что скоро всходы яровые
Затянут здесь следы войны.

Н.РЫЛЕНКОВ.

______________________________________________
А.Попов: Концерт в блиндаже || «Красная звезда» №68, 22 марта 1942 года
Дм.Кабалевский: В спорах о песне* || «Литература и искусство» №26, 26 июня 1943 года
Х.М.Мугуев: Что поют в землянке* || «Литература и искусство» №3, 16 января 1943 года
С.Преображенский: Фронтовые бригады* || «Литература и искусство» №8, 23 февраля 1943 года

«Литература и искусство» №16 (68), 17 апреля 1943 года

апрель 1943, 1943, «Литература и искусство», весна 1943

Previous post Next post
Up