Авиационная разведка

Oct 26, 2018 22:27

« Красная звезда» №124, 28 мая 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Майор Б.Азбукин. - Упорная оборона стрелковой роты (2 стр.). Майор П.Слесарев. - Танковая разведка в оперативной глубине (2 стр.): Генерал-майор П.Вечный. - О культуре работы войсковых штабов (2 стр.). Полковник И.Воронков. - Воспитание парторгов (3 стр.). М.Зощенко. - Портрет (3 стр.). П.Павленко. - Офицеры и ординарцы (3 стр.). Майор А.Иванов. - Военные действия югославских партизан (4 стр.). Послание Рузвельта Конгрессу об исполнении закона о передаче взаймы или в аренду вооружения (4 стр.). Заявление председателя советской делегации на конференции в Хот Спрингс (4 стр.).

# Все статьи за 28 мая 1943 года.




Значение авиационной разведки в современной войне настолько возросло, что она стала важнейшим средством, позволяющим вести наблюдение за противником. Известно, что враг стремится всячески скрыть свои приготовления к новым операциям и с этой целью, как правило, ведет перегруппировку войск и их сосредоточение далеко за линией фронта. В таких случаях лишь тщательным наблюдением с воздуха можно разоблачить замыслы противника. Хорошо поставленная воздушная разведка позволит войсковым начальникам упреждать события, получить оперативную и тактическую свободу действий.

Огромные преимущества, которые имеет воздушная разведка, сделали ее необходимым, постоянно действующим средством во всех формах боя. Она ведется в интересах войск, операции, ею нередко обеспечивается даже отдельный бой. Она ведется, наконец, и непосредственно в интересах авиационных частей, на себя. Столь большой круг задач, возложенных на авиационную разведку, вызывает необходимость вести ее беспрерывно днем и ночью, в любых метеорологических условиях. Разведка с воздуха не должна быть делом только специально выделенных частей - ее нужно осуществлять всеми средствами боевой авиации. Если оперативную разведку в основном выполняют назначенные для этого подразделения, то тактическую и разведку на себя обязаны вести все летчики и особенно истребители и штурмовики. В случае серьезного противодействия вражеской авиации и зенитных средств только истребители могут вести наблюдение за нужным об'ектом или участком фронта, удаленным на тактическую глубину. Это обязывает авиационных командиров воспитывать у всего личного состава умение неослабно наблюдать за противником при полетах за линию фронта. Всякий боевой вылет на территорию врага должен включать в себя и выполнение разведывательных задач.

Сложность полетов на разведку и высокая ответственность за них требуют тщательного подбора и выучки кадров воздушных разведчиков. При полете одиночного самолета в глубокий тыл противника для экипажа обязательно высокое умение избежать поражения от вражеских истребителей и огня зенитной артиллерии, умение пилотировать на потолке самолета, скрытно подбираться к нужному об'екту, используя солнце и облачность. Как бы ни велик был соблазн истребителей, вылетевших на разведку, вступить в бой с врагом, - они не имеют права этого делать и обязаны в срок доставить нужные сведения, всячески защищая самолеты, ведущие наблюдение за врагом. Надо помнить, что своевременно разгаданный замысел врага равен выигрышу операции.

Но не только и даже не столько боевые качества летчика определяют его умение вести воздушную разведку. Главный, решающий здесь фактор - высокая тактическая грамотность, позволяющая, на основе глубоких знаний вражеской тактики, делать самостоятельно наиболее правильные выводы из того, что обнаружено на земле. В связи с этим к обязанностям летчика-наблюдателя следует привлекать наиболее подготовленные кадры воздушного флота. Необходимо иметь в виду, что командир, ведущий разведку, - не просто фиксатор того, что происходит под крылом самолета, а мыслящий офицер, способный самостоятельно анализировать обстановку, делать нужные выводы и тут же, используя радио, немедленно доносить своему командованию о полученных данных. Нельзя ни в коем случае ограничиваться лишь аэрофотос'емкой заданных об'ектов. Этот вид разведки является, конечно, основным, но ведь и фотоаппарат окажется слеп, если он не будет нацелен в нужную и может быть даже не заданную точку. Грамотное, зоркое наблюдение - вот что решает успех воздушной разведки.

Наблюдение за противником с воздуха не будет достаточно полным без участия общевойсковых командиров. Если начальник, в интересах которого ведется разведка, хочет иметь ясную картину того, что делается за линией фронта, он должен позаботиться, чтобы в особо важных случаях в составе экипажа вылетел хорошо подготовленный представитель штаба наземных войск. Такое участие в воздушной разведке этой категории командного состава крайне необходимо. Только в этом случае станет возможным постоянно и детально просматривать нужные районы, а главное - делать правильные выводы о замыслах врага, упреждать его действия. К сожалению, еще далеко не все общевойсковые начальники оценили по заслугам подобный вид разведки с участием своего представителя.

Штабы авиационных частей и соединений организуют разведку на основе задач, полученных от высших общевойсковых штабов. Поэтому весьма важно, чтобы последние добивались целеустремленности в постановке задач, умели находить главные пункты разведки, учитывали возможности отдельных экипажей. Постановка задачи на разведку «вообще» приводит к тому, что отдельные летчики получают указания просмотреть настолько большой район, что при облете его они не в состоянии запомнить всего виденного. Надо учитывать, что разведка и особенно тактическая, является детальной. В этом ее главная особенность, которая ограничивает район полета и длину маршрута. С другой стороны, очень важно, чтобы экипажи специализировались на разведке в определенных районах.

Если авиационный командир, ведя разведку на себя, в каждом конкретном случае действует по своей инициативе, то общевойсковой начальник, независимо от обстановки, обязан постоянно прибегать к воздушной разведке, добиваясь ее беспрерывности. Для этого ему приданы специальные средства авиационной разведки. Кроме того, он всегда имеет возможность потребовать нужные данные от фронтовой авиации. Таким образом, в его руках сосредоточено мощное средство наблюдения за противником, - нужно лишь умело использовать это средство.

Особое значение приобретает авиационная разведка в период наступательных действий. В обороне ее организовать легче и проще. Стабильный фронт упрощает наблюдение с воздуха, позволяет осуществлять частые повторные вылеты с одной и той же базы. Другое дело - в условиях прорыва подвижных наземных частей. В данном случае необходимо, чтобы вслед за группой прорыва следовали, пусть даже небольшие разведывательные отряды, а может быть и отдельные экипажи, приданные командиру соединения мотомеханизированных войск. Такая организация воздушной разведки позволит войсковому начальнику постоянно быть в курсе всех изменений, происходящих у противника.

Авиационная разведка выделяется своими возможностями из числа всех других видов разведки. Постоянная забота о ней, умелое использование ее общевойсковыми командирами, высокое чувство ответственности личного состава за разведывательные полеты позволят командованию досконально знать замыслы и действия противника, чтобы упреждать его, бить его наверняка.

☆ ☆ ☆

Воздушные бои северо-восточнее Новороссийска

27 мая северо-восточнее Новороссийска происходили бои наших воздушных сил с немецкой авиацией, пытавшейся бомбить наши войска и военные об'екты. Наши воздушные силы успешно отразили налеты вражеской авиации и подвергли сильной бомбардировке войска и военные об'екты противника.

В течение дня в воздушных боях сбито 48 немецких самолетов. Кроме того, огнем нашей зенитной артиллерии сбито 16 немецких самолетов. Всего, таким образом, за день уничтожено 64 самолета противника. С боевого задания не вернулись 13 наших самолетов

***********************************************************************************************
Недавно Советское Информбюро сообщало, что в воздушном сражении на Кубани летчик сержант Михайлов дважды протаранил немецкий самолет «Юнкерс-88». На снимке: боевые друзья поздравляют тов. Михайлова после его приземления на своем аэродроме.

Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Я.Халипа.



***********************************************************************************************
От Советского Информбюро*

Утреннее сообщение 27 мая

В течение ночи на 27 мая на фронте ничего существенного не произошло.



На Западном фронте артиллеристы Н-ской части произвели огневой налет на колонну противника. Наблюдением установлено, что в результате артиллерийского обстрела разбито не менее 10 автомашин, рассеяно и частью уничтожено до двух рот немецкой пехоты. Снайперы Н-ской части за день уничтожили 69 немецких солдат и офицеров. Снайпер т. Воронов истребил 5 гитлеровцев, т. Кулецкий - 4, снайперы тт. Спесивцев и Рыбалко убили 6 немцев.



Южнее Балаклеи 50 разведчиков противника переправились на левый берег реки Северный Донец. Наши бойцы окружили немецкий отряд и отрезали ему путь к отступлению. Гитлеровцы, оказавшие сопротивление, были уничтожены, а остальные взяты в плен.



Западнее Ростова на Дону активно действовали разведывательные группы. На одном участке батальон вражеской пехоты под покровом ночи пытался атаковать наши позиции. Замысел противника был своевременно обнаружен. Наши передовые подразделения встретили немцев сильным артиллерийско-минометным и ружейно-пулеметным огнем. Потеряв убитыми до 90 солдат и офицеров, гитлеровцы откатились на исходные рубежи.



В районе Севска разведывательная группа под командованием тов. Караваева из засады обстреляла отряд гитлеровцев. На дороге противник оставил до 40 трупов. Артиллеристы Н-ской части разбили 4 немецких дзота, уничтожили 3 автомашины и автоцистерну противника.



На Ленинградском фронте наши подразделения и снайперы истребили до 200 гитлеровцев. На одном участке наблюдатели Н-ской части обнаружили в лощине около переднего края вражеской обороны скопление немецкой пехоты. Расчеты старшего сержанта Баймулина и сержанта Терещенко минометным огнем уничтожили 30 гитлеровцев.

Нашими летчиками и огнем зенитной артиллерии войск сбито 4 немецких самолета.



Несколько партизанских отрядов, действующих в одном из районов Калининской области, провели успешную операцию. Партизаны взорвали 4 железнодорожных и 6 шоссейных мостов. Уничтожено до 60 гитлеровцев. Партизанами захвачено 3 пулемета, 50 винтовок, 7 тысяч патронов и разное военное имущество.



На сторону Красной Армии перешло подразделение 1 словацкой мотодивизии. Надпоручик Павел Марцели заявил: «Я всей душой ненавижу немцев. Я ненавижу их как словак, родину которого растоптал немецкий сапог, я ненавижу их как демократ, который не может мириться с гитлеровской тиранией. Наконец, я, как культурный человек, ненавижу фашистских варваров, разрушающих науку, культуру, всё то, что мы называем цивилизацией. Я хочу с оружием в руках бороться за освобождение моей родины - Чехословакии от гитлеровских банд и, если понадобится, готов пожертвовать ради этого своей жизнью». Подпоручик Юлиус Шварц рассказал: «Немцы хотели насильно заставить нас, словаков, воевать против своего старшего брата - против русского народа. Но фашисты просчитались. Мы ушли к русским. Люди мы молодые, сил и энергии у нас много, и мы страстно желаем сражаться против немцев».



Немецко-фашистские мерзавцы насильно угоняют на каторгу в Германию тысячи мирных граждан Литовской ССР. Советские патриоты мужественно сопротивляются оккупантам. Гитлеровцы доставили под конвоем в гор. Шауляй несколько сот юношей из окрестных деревень. Ночью молодежь разоружила немецкую охрану, перебила ее и разбежалась. Тысячи жителей Каунаса, Мариямполе и других городов укрываются в лесах, спасаясь от фашистской неволи. Гитлеровский генерал Юст официально об’явил, что всякий уклоняющийся от поездки в Германию будет расстрелян, а семья его арестована. Однако, несмотря на жестокие репрессии, сопротивление принудительной отправке в Германию изо дня в день принимает всё более широкий размах.

Вечернее сообщение 27 мая

На Кубани, в районе северо-восточнее Новороссийска, идут бои. На других участках фронта существенных изменений не произошло.



26 мая частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 10 немецких танков, более 50 автомашин с войсками и грузами, взорвано 2 склада боеприпасов, разбито 2 железнодорожных эшелона, подавлен огонь 16 артиллерийских батарей противника.



Южнее Балаклеи огнем нашей артиллерии уничтожена артиллерийская батарея и 6 автомашин противника. В воздушных боях сбито 8 немецких самолетов. Все вражеские самолеты упали на нашей территории.



На Калининском фронте разведывательный отряд Н-ской части ворвался в населенный пункт, занятый противником, и уничтожил немецкий гарнизон. В бою в этой деревне убито 113 и ранено 90 немецких солдат и офицеров. Наши разведчики взорвали склад боеприпасов, склад вещевого имущества и захватили пленных.



На Западном фронте наши части истребили до роты немецкой пехоты, разрушили 6 блиндажей и подавили огонь нескольких артиллерийских батарей противника. Снайперы Н-ского соединения за три месяца уничтожили до 2.000 немецких солдат и офицеров. Снайпер старшина т. Юдин уничтожил 105 гитлеровцев, снайпер т. Коровкин - 51, снайпер т. Рудь - 47, снайпер т. Головачев убил 44 гитлеровца.



На одном из участков Карельского фронта разведчики Н-ской части внезапно напали и овладели опорным пунктом белофиннов. Большая часть гарнизона противника уничтожена. Взорваны укрепления, построенные в этом пункте. Захватив пленных, 9 пулеметов, винтовки и радиостанцию, наши бойцы вернулись в свою часть.



На Волховском фронте наши артиллеристы обстреливали позиции и ближние тылы немцев. Разрушено 9 дзотов и 6 блиндажей, взорван склад боеприпасов противника. Красноармеец т. Назаренко огнем из противотанкового ружья сбил вражеский бомбардировщик.



Партизанский отряд, действующий в одном из районов Украины, внезапно ворвался в немецкий концентрационный лагерь. Уничтожив вооруженную охрану, партизаны освободили 60 советских граждан, находившихся в лагере. Партизаны, действующие в Волынской области, взорвали два железнодорожных эшелона противника. Уничтожено 2 паровоза и 15 вагонов, из них 7 вагонов с войсками. Движение поездов на этом участке железной дороги прервано.



Пленный обер-фельдфебель, пилот самолета «Мессершмитт-110» 3 отряда 4 немецкой разведывательной группы, Отто Эльц рассказал: «Наша группа организована недавно и неделю тому назад прибыла на Восточный фронт. Штатный комплект 3-го отряда - 9 самолетов. Однако половина из них уже выбыла из строя. Один самолет разбился при перелете из Германии, второй заблудился и потерпел аварию при вынужденной посадке. Два самолета сбиты русскими летчиками. Мой самолет сбит прямым попаданием снаряда русской зенитки в районе железной дороги. Официальные немецкие сообщения о потерях немецкой авиации не пользуются никаким доверием. Чтение сводок обычно сопровождается насмешками и ядовитыми остротами по адресу тех, кто сочиняет такую явную чушь. Из многочисленных наблюдений я заключил, что летчики, уже побывавшие в России, не имеют ни малейшего желания вернуться обратно. Я также не хотел ехать на фронт, ибо мне ясно, что Германии не удастся избежать поражения. А когда вера в победу подорвана и утрачена, сражаться невозможно».



Югославские партизаны ведут ожесточенные бои против немецких и итальянских дивизий, которые пытаются вновь оккупировать территорию, недавно занятую партизанами. Патриоты упорно отстаивают каждую пядь земли и отбивают вражеские атаки. В боях у Мойковца истреблено до 200 немецких солдат и офицеров. Партизаны совершили успешный налет на местечко Винница и разбили находившийся там итальянский гарнизон. Начальник гарнизона убит. Многие итальянские солдаты сдались в плен. В боях с оккупантами в другом районе партизаны захватили 60 пленных, 40 винтовок, 5 пулеметов, 2 тысячи патронов и различное военное имущество.

______________________________________________
И.Сельвинский: Чувство неба* ("Красная звезда", СССР)
И.Сербин: Авангард истребителей* ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов: Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* ("Красная звезда", СССР)
С.Рыбаков: Тактика немецких бомбардировщиков* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №124 (5495), 28 мая 1943 года

1943, май 1943, газета «Красная звезда», советская авиация, весна 1943

Previous post Next post
Up