Почему Петр Михайлович с Василием Васильевичем как бы поссорились. Prescription. В этом и последующих публикациях под “русскими” следует понимать подданных российского императора. Этнически это могут быть как великороссы, так и немцы, шведы, татары, кавказцы и даже эфиопы - служили таковые в уральских казаках. Автор отнюдь не претендует на оригинальность своих идей и выводов.
Из нижеследующего текста может сложиться впечатление, что художника В.В. Верещагина и генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана 1-го связывали какие-то особенные отношения. Это отнюдь не так - в равной мере фон Кауфман поддерживал натуралиста Федченко, фотографа Куна и других.
На иллюстрации ниже Вы видите фоторепродукцию картины «Забытый».
Репродукция картины «Забытый» из книги Лебедева А. К. Василий Васильевич Верещагин., М., 1958
Странная история связана с этой картиной, о которой я и намерен рассказать.
Картина была уничтожена художником и это уничтожение советские авторы обязательно упоминали, чтобы подчеркнуть прогрессивность художника в реакционной атмосфере самодержавия. Практика эта сохранилась на постсоветском пространстве и поныне.
Все рассказы об уничтожении картины в 1874 году основаны на пересказе эпизода самим Верещагиным. Вот как излагает этот пересказ первый биограф художника Булгаков: «Кауфман, прекрасный сам по себе человек, был возмущен этой картиной. "При целом зале туркестанцев", рассказывает Верещагин, "Кауфман, очевидно, умышленно шельмовал меня, заставлял сознаться, что именно русского солдата в такой позе, объеденного птицами, я не видел, и положительно торжествовал, когда я под ироническими улыбками его свиты сознался: да, не видел. "Ну, вот, очень рад", ответил он и повернулся ко мне спиною.»
Примерно также передает этот случай Стасов в своем очерке 1883 года - и тоже пересказывая слова самого Верещагина.
Портрет В.В. Верещагина из книги Булгакова Ф.И. Василий Васильевич Верещагин и его произведения. СПб., 1896 г.
Бравый генерал чехвостит художника, чье творчество не понимает и понимать не может… вот такие вот времена и нравы.
Художник снимает с выставки картины, за которые его публично распекли, и сжигает их.
Концы с концами вот только не сходятся, если посмотреть эпизод в контексте жизни и творчества Верещагина.
Краткая хронология событий до и после инцидента:
В августе 1867 Василий Верещагин едет в Туркестан. Едет по приглашению того самого генерал-адъютанта фон Кауфмана, только что назначенного Туркестанским генерал-губернатором и пожелавшего иметь художника при штабе. Верещагин определен на службу «в чине прапорщика в распоряжение туркестанского генерал-губернатора и командующего Туркестанским военным округом генерала К.П.Кауфмана», как тогда было принято выражаться.
С 27 марта по 15 апреля 1869 года в Санкт-Петербурге проходит Туркестанская “Выставка произведений края”, на которой в отдельном зале демонстрируются картины Верещагина. Инициативу выставки художник приписывает себе (что сомнительно), проходит она под эгидой фон Кауфмана, как рассказывающая о недавно завоеванном крае. [Чернышева, 384]
[Spoiler (click to open)]На этой выставке в числе прочих демонстрируются картины «Опиумоеды», «После удачи», «После неудачи». Картину «Опиумоеды» Верещагин еще до выставки подарил К. П. фон Кауфману, которому она очень понравилась, а тот после выставки „преподнес" подаренное ему произведение одной из великих княгинь. Картины «После удачи», «После неудачи» художник принес еще до выставки в дар А. К. Гейнсу, одному из генералов, участвовавших в завоевании Туркестана, с которым он тогда сблизился, а тот подарил обе эти картины после закрытия выставки императору Александру II [Лебедев, 88] Картины эти впоследствии украшают кабинет императора Александра II [Стасов]
В апреле 1869 года cтараниями все того же Кауфмана Верещагина прикрепляют к штабу генерал-майора Колпаковского и художник вторично едет в Среднюю Азию. [Шиммельпеннинг, 176]
В начале 1871 года по ходатайству фон Кауфмана военное ведомство предоставляет художнику отпуск - и ежегодное содержание в три тысячи рублей, плюс расходы на издательскую деятельность. [Лебедев, 100, 312]. Художник уезжает в Мюнхен, где занимает студию, ранее принадлежавшую другому армейскому художнику, Горшельту.
В 1872 году картины Верещагина выставляются в русском художественном отделе Международной выставки в Лондоне. И - при финансовой поддержке фон Кауфмана [Gorshenina].
В апреле 1873 года в Лондоне в Хрустальном дворце состоялась первая персональная выставка Верещагина. Попробуйте догадаться - кто спонсировал выставку? Да - все фон Кауфман 1-й же. [Чернышева, 386]
На Всемирной выставке 1873 года в Вене в фотографической секции демонстрируются фоторепродуции картин Верещагина. Оплачены эти фоторепродукции были российской казной через бюджет Туркестанского генерал-губернаторства - это те самые расходы на издательскую деятельность, о которых ходатайствовал фон Кауфман в своем письме военному министру Милютину. [Лебедев, 312]
[Spoiler (click to open)]Еще до выставки 1874 года художник просил Кауфмана посодействовать приобретению нарисованных в Мюнхене картин государством с тем, чтобы сам Верещагин мог полученные средства обратить на дальнейшие задуманные им путешествия и на устройство художественно-ремесленной школы. [Лебедев, 137]
В 1874 году был издан роскошный даже по тогдашним временам альбом «Туркестан. Этюды с натуры В.В. Верещагина, изданные по поручению туркестанского генерал-губернатора на высочайше дарованные средства. 26 листов с 106 рисунками. Санкт-Петербург. 1874», содержащий фоторепродукции с картин и этюдов Василия Верещагина. [Прищепова, 35]
Наконец седьмого марта 1874 года в Петербурге открылась верещагинская выставка. Организует выставку генерал Гейнс - туркестанский сослуживец Верещагина… соратник все того же фон Кауфмана. Он же публикует каталог выставки, разошедшийся до 30 тыс. экземпляров.
А где фон Кауфман?
Нигде.
Портрет Константина Петровича фон Кауфмана из журнала Нива, 1872, №52, стр. 820.
Если некритично воспринимать Булгакова и Стасова - получается, что генерал-адъютант внезапно потерял интерес к художнику и его картинам. Чуть ли не как частное лицо фон Кауфман посещает выставку и от увиденного преисполняется генеральским гневом.
[Spoiler (click to open)]Столько времени поддерживающий и опекающий Верещагина патрон ничуть не интересуется его выставкой в России? не принимает никакого участия в подборе и утверждении картин для выставки своего подчиненного и протеже? Кауфман не знал сюжета картин по лондонским газетам и каталогам? В 1872 году не видел фоторепродукций?
Вот так вот пришел на выставку, впервые увидал и возмутился?
Сомнительно, более чем сомнительно!
Проще предположить, что генерал-адъютант был опытным придворным. Где-то в высочайших кругах пошла сплетня от недоброжелателей генерала, что вот-де оставили солдатика без христианского погребения. И бравый генерал поспешил опровергнуть сплетню, публично отчитав своего протеже именно за неправдивость его картин. Как если бы он сам был совсем ни при чем.
Иными словами это был своего рода спектакль, работа на публику.
Художник, вероятно, вполне понял генерала.
Дворянин Верещагин публичным шельмованием отнюдь не оскорбился. Василий Верещагин дальнейшем о Кауфмане упоминает с употреблением таких слов как «разумный, добрый и хорошо расположенный ко мне», «чудесный человек», «добрейший» «много был обязан просвещенному вниманию генерала Кауфмана» «Добрейший Константин Петрович» «Кауфман был человек высокой честности, умен, храбр». Даже в изложении Булгакова - генерал назван «прекрасным» и «чудесным» человеком, смотрите сами:
Скриншот страницы книги Булгаков Ф.И. В.В. Верещагин и его произведения., фототипическое и автотипическое издание, С.-Петербург, 1896
А вот советские и постсоветские авторы из этого эпизода раздули целую историю о чуть ли не преследовании прогрессивного художника реакционными кругами. Договаривались даже до цензурных запрещений художника.
Несмотря на скандал и скандальное уничтожение оригинала - всего шесть лет спустя после уничтожения картины "Забытый" ее фоторепродукция демонстрировалась на Всероссийской выставке в Москве 1882 года как ни в чем ни бывало.
Репродукция картины «Забытый» из Иллюстрированный каталог Художественного отдела Всероссийской выставки в Москве, 1882 г.,Санкт-Петербург, 1882"
[Spoiler (click to open)]В книге советского исследователя творчества Верещагина, Лебедева, в одной из статей приводятся сведения, что фоторепродукция картины "Забытый" продавалась в одном из магазинов в Санкт-Петербурге в 1875 году, через год после уничтожения самой картины. [Верещагина]
В сухом остатке: инцидент на выставке 1874 года был ситуативен, не имел характера конфликта художника и генерала - и не имел каких-либо последствий.
Однако же нельзя не признать - у генерала вроде бы были основания гневаться. Картина «Забытый» резко выбивается из норм тогдашней живописи.
[Верещагин должен был понимать что от него ждут генералы]При этом Верещагин ведь не был наивным чукотским юношей. Учился в Академии, знал как рисуют батальные картины, что привыкли видеть зрители - и что желают видеть генералы в том числе. Картина «Забытый», среди прочих, рисовалась-то на средства - и под присмотром - военного ведомства. В 1872 году художник отсылал фон Кауфману фоторепродукции своих картин для альбома «Туркестан. Этюды с натуры В.В. Верещагина, изданные по поручению туркестанского генерал-губернатора на высочайше дарованные средства».
Верещагину зачем было это отступление от канонов?
Картина «Забытый» была предназначена для европейского - и в первую очередь английского зрителя, вот зачем. Как и другие картины Туркестанской серии.
Уверен, тут всякий читатель возмутится: что русскому художнику до англичан? Бред!
Нет, не бред. Об этом я и собираюсь рассказать в следующей части.
Самым нетерпеливым предложу поискать ответ на вопрос: почему первая персональная выставка Верещагина происходила в Лондоне?
[Spoiler (click to open)]Не в Мюнхене, где он писал картины. Не в Париже, где он учился и где жил его влиятельный учитель Жан-Леон Жером. Не в Санкт-Петербурге, наконец.
Лебедев А. К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. 1842. - 1904. - М., 1958. - 427 с.
Дэвид Шиммельпеннинк ван дер Ойе. Завоевание Средней Азии на картинах В. В. Верещагина // Величие и язвы Российской империи: Международный научный сборник к 50-летию О. Р. Айрапетова / Составитель В. Б. Каширин. М.: Издательский дом «Регнум», 2012. 768 с.
Чернышева М. Новый взгляд на феномен реализма: о фотографическом проекте художника Верещагина и генерала Кауфмана // Ab Imperio. 2015. Вып. 4.
Булгаков Ф.И. Василий Васильевич Верещагин и его произведения. Фототипическое и автотипическое издание. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1896. 95 с. Иллюстрированный каталог Художественного отдела Всероссийской выставки вМоскве, 1882 г., содержащий более 250 фотолитографий, воспроизведенных г.г. Скамони и Честермэном большею частью с оригинальных рисунков художников, с приложением 160 биографических заметок о художниках на основании сведений, сообщенных ими самими / Сост. [и снабдил предисл.] ... М.П. Боткин. - 2-е изд. испр. и доп. - Санкт-Петербург, 1882. - [14], II, XVI, 86, XIV с., 88 л. ил.; 24. Парал. текст на рус. и фр. яз.
Svetlana Gorshenina. La construction d’une image “savante” du Turkestan russe lors des premières expositions “coloniales” dans l’empire russe: analyse d’une technologie culturelle du pouvoir // Cahiers d’Asie central. 2009. No 17/18. ; То же [Электронный ресурс]. - http://asiecentrale.revues.org/1187 (дата обращения: 15. 03. 2019)
Прищепова В. А. Иллюстративные коллекции по народам центральной Азии второй половины XIX - начала XX века в собраниях Кунсткамеры. СПб.: Наука, 2011. - 452 с., ил.
Верещагина А. Новые материалы к биографии В.В. Верещагина / А. Верещагина, А. Лебедев // Искусство. - 1957 // https://www.booksite.ru/vereschagin/5_5.html (дата обращения: 24. 03. 2019)