АНТИХРИСТ часть 2
одномоментно известная эстетика Андрея Тарковского, возлюбленного режиссера фон Триера, которая стопроцентно управляет хронотопом (пространственно-временной структурой) «Антихриста»1. Тень «Сталкера» лежит на каждом втором затяжном вымученном кадре, и если бы не сюжетная детализация,
то «Антихрист» полностью можно было бы причислить к работам Мастера (для этого, правда, потребовалось бы неведение фильмогра-фии Тарковского ©).
На хронотоп, но, грубо напожилась чуждая сюжетная детализация, что и отвратило от фон Триера ортодоксальных фанов: «Пор-нохоррор, порно-Тарковский, философское порно», - эстетика Мастера, как я уже произнес, лежит на поверхности, потому поминают ее в рецензиях всуе и не всуе.
Заключительный штришок обычного восприятия кинофильма фон Триера, достойный поминания перед тем, как мы перейдем к обещанным контекстам и мотивациям, - это психиатрическая «пациентизация» режиссера: «По части откровений в кинофильме Триера ровненьким счетом ничего нет. И уж самое последнее дело находить какие-то смыслы в «Антихристе», как не нужно находить резона в галлюцинациях и бредовых речах пациентов психиатрических клиник. «Антихрист» - обычный пример искусства, рожденного кое-где в глубинах сознания и вывернутого совместно с блевотой на свет Божий. Собственного рода психотерапия. Клин клином. Сумрачный взор художника лицезреет в мире только глобальное уродство, и интересно следить, как под этим взором то, что казалось нам милым и оптимистическим, трансформируется в парадоксальные физиологические отклонения».
Рейтинг «Антихриста» на IMDB - 6,9. Даже очень ничего, беря во внимание, что общее восхищение (9 баллов и выше) у нети-занов планетки вызывают только телесериалы вроде «Доктора Хауса» и «Побега из тюрьмы». 6,9 значит, что испугались, ничего не сообразили, но же прониклись почтением. Хлебно. Сейчас - к контекстам!
А контексты у Ларса фон Триера - ой, какие интереснейшие. Начнем с того, что лежит на самой поверхности: все дискуссии о некий особой трудности творчества этого режиссера - колоссальная фикция, преднамеренно раздутая ангажированным нонконформистским истеблишментом. Есть такое понятие в современной массовой культуре - ле-волиберальный нью-йоркский
интеллектуал (дальше по тексту сократим для удобства до ЛНИ). ЛНИ - это приличное культуртреггерское лобби, с политическим, творческим и - главное! - колоссальным денежным воздействием, которое усиленно популяризирует собственных кумиров.
Айн Рэнд, Дэн Браун, Роман Поланский, Ларе фон Триер, Тим Ротт, Стивен Спилберг, Вупи Голдберг, Том Хэнке - перечень можно продолжать и продолжать чуть не до бесконечности. Любимчики и протеже ЛНИ в большинстве собственном очень и очень профессиональные (за ис-
ключением разве что первых 2-ух) люди, достойные самого искреннего восхищения и даже поклонения.
Итак вот, Ларе фон Триер - один из самых фаворитных и возлюбленных кумиров ЛНИ, и этим разъясняется колоссальная шумиха вокруг его личности, которая, при всей моей имховой любви к фон Триеру, совсем не соответствует масштабам его талантов. Ну другими словами фон Триер превосходный режиссер и менее, при этом для понимания рамок его талантов довольно 10 минут насыщенного
семантико-структурального анализа его творчества. По резонансу же создается воспоминание, что в лице фон Триера мы имеем дело как минимум с Инг-варом Бергманом либо Мартином Скорсезе.
Итак, 1-ый глобальный контекст «Антихриста» задается масштабом и фигурой демиурга: пред нами доброкачественное и крепкое кино, но даже намек на уровень Андрея Тарковского
можно расценивать не по другому, как кощунство.
2-ой контекст «Антихриста» условно можно прозвать кислым. Снова же - полностью и стопроцентно в масштабах самого фон Триера. Все, полностью все без исключения, начиная с кинофильмов периода «Догмы 95» и завершая замечательнейшей «Американской дилогией», несет на для себя печать неизбывной тоски и скукотищи, скрыться от которых нет ни мельчайшей способности. Кажется, даже клака ЛНИ это понимает: с пеной у рта превозносит безвыходно тоскливые параграфы манифеста фон
Триера и Томаса Винтерберга, но дружно засыпает на четырнадцатой минутке «Догвилля» и на девятой - «Мандерлея».
Тоска и скукотища художественной способы фон Триера вытекает из третьего - самого головного! - контекста, который - снова же условно - назовем самоидентификацией. Все психические трудности (депрессия, сублимированная сексуальность и т. д.) режиссера, все его метания, искания, мучения, эпатаж, занудство хронотопа его произведений, театральность деяния, условность сценографии и
иная и иная - все вытекает из самоидентификации фон Триера, которая порождает одну только химеру надрывистой схизмы. Как фон Триер пробует обозначить себя на государственной, исторической, культурной карте, начинается ужас.
Начнем сверху. Фон Триер таковой же датский режиссер, как и Анатолий Вассер-ман - японский. Создатель «Антихриста» вырос в семье
евреев-коммунистов и идейно-пламенных нудистов. О том, что это было за детство, Ларе от всей души поведал в бессчетных интервью, собранных потом под общую обложку пейпербэка «Trier on von Trier», выпущенного под редакцией Стига Бьйор-кмана. Пересказывать не буду, чтоб не лишать наслаждения особо любознательных, - читайте, не пожалеете.
Родовой ужас наложил-ся на реалии датской культуры, которая сама по для себя - особенная песня (отсылаю читателей к собственному посту в «Голубятне Онлайн»
0 Кьеркегоре), а потом совсем обломился в предсмертном признании мамы фон Триера о том, что она зачала отпрыска на стороне от Фрица Хартманна. В итоге психика Ларса совсем рассыпалась, а миру явился переход в католицизм, самовольная узурпация дворянской приставки «фон» и много-много других красот, посреди которых «Антихрист» занимает полностью для себя достойное место.
Внимательный читатель уже додумался, что в лице Ларса фон Триера мы получили необычное зеркальное отражение Вуди Аллена, с той только различием, что у последнего биографические изломы психики отлились в креатив еще более высочайшего свойства.
Короче говоря, смешной персонаж этот «фон» Триер из Коминтерна, а «Антихрист» глядеть обязательно необходимо - само мало как иллюстрацию книг Григория Климова ©. ¦
1 Заключительный титр «Антихриста»: «Посвящается Андрею Тарковскому».
фон триер таковой же датский режиссер, как и анатолий вассерман - японский
Источник:
www.02history.ru