гостиная
Вот, почитал материалы темы позапрошлого номера. Любопытно... Соцопросы демонстрируют маленький процент людей, тянущихся к науке, да? Только начал пугаться, как вспомнил, сколько студентов института, где я работаю, желало бы решать осмысленные научные задачки. Естественно, это в главном девицы.
Осознаете почему? На данный момент совместно со мной работают четыре юных парней: удачные, многообещающие.
Одному подфартило: полная ставка, ну и предки прочно посодействовали ему и его супруге. Трое других - неженатые, занимаются наукой благодаря денежной поддержке собственных семей.
Парню, который обеспечивает молоденькую супругу с небольшим ребенком, нелегко удержаться на плаву, занимаясь наукой. Вобщем, из 3-х юных людей, о которых я говорю, двое на данный момент получают именные стипендии, а 3-ий отыскивает что-то схожее. Да, они могут уехать в другую страну, но надеюсь, что связь со мной не растеряют и посодействуют кому-то еще из моих студентов.
Итак вот, я думаю, что наукой должны заниматься те, у кого подходящим образом направлены мозги. Их малость. Фильтрами, где засветятся нацеленные на науку юные люди, должны быть университеты. Целевое финансирование таких людей окажется эффективнее стрельбы по площадям. Помешает коррупция? Если с одним достойным юным ученым средства получит парочка прина-чальственных персон, итог все равно будет хорош.
С девицами и проще, и труднее. Им проще жить за чужой счет. Они бывают более исполнительными и старательными, но наименее самостоятельными. Определяется это и нашей биологией, и соц стереотипами. Но в науке важны и дамские, и мужские роли. Кстати, и парнями, и девицами движет то самое желание стать наилучшими, которое катализируется присутствием другого пола. А когда появляется локальная среда, где занимаются кое-чем путевым, выигрывают от этого все, кто в нее попал. И настолько ли принципиально, какой процент от огромного социума занимают такие островки? Как их поддержать? Оценивать вузовских педагогов по тому, как заняты наукой они сами и их студенты;
кормить многообещающих людей.
Пользующаяся популярностью литература... Ее не достаточно, так как ее не желают издавать либо так как на нее нет спроса? Если издательство нацелено на резвую прибыль, создавать высококачественный продукт ему нерентабельно. Условно говоря, если выбор учебника, который закупит правительство,
находится в зависимости от взаимопонимания меж издательством и министерством, нет нужды тратиться на создание необыкновенных и ярчайших учебников. Если интернет-ресурсу нужна околонаучная статья, проще заказать ее борзописцу, который повторит принятые мысли, чем человеку в теме, который станет разъяснять что-то новое. Как досадно бы это не звучало, издательств (и картонных, и сетевых), которые держат марку, а не максимизируют текущую прибыль, сильно мало. И тиражи у их свалились, хотя собственный круг читателей они сохраняют...
Большая часть читателей не умеет различать высококачественный продукт и поделку. Поделка даже лучше - не напрягает. Клиповое сознание, создаваемое телеком, основано на маленьких и ярчайших цепочках ассоциаций. Научный текст просит удержания в памяти многих событий, цепочек из выводов. Школа закончила этому учить: программки настолько пространны, что на кропотливую проработку деталей нет времени. Вот и скачут по верхам, вот и инспектируют результаты обучения тестами, которые требуют запоминания фактов, а не осознания и рассуждения.
Как это исправлять? Без революций, ведь резкие те-
лодвижения только вредят. Вот, например, одно из личных решений.
В тестологии различают испытания достижений и испытания возможностей. ЕГЭ в Рф и Независящее тестирование в Украине решают противоречащие друг дружке задачки. Для оценки работы школ требуются испытания достижений. Выбор людей для
предстоящего обучения должен основываться на тестах возможностей. А употребляют у нас только 1-ый тип тестов - и чтоб школы не переполошить, и просто поэтому, что его еще проще разрабатывать. Берешь совокупа связанных единиц, перепутываешь и предлагаешь указать правильные связи. Такие задания могут составить даже верные люди, которых завлекают министерства наших государств. А для второго типа тестов необходимо выстраивать цепочки рассуждений, отделяя правильные от некорректных. Думаете, просто?
Если правительство, осуществляя проверку результатов массового образования, сделает упор на выявление принципиальных для научной работы свойств (а это может быть), через пару лет ситуация начнет изменяться. И в институты люди потолковее попадут, и уровень критики в отношении учебников и фаворитных текстов подымется. И нужна-то для этого только «мелочь»: умеренное финансирование и наличие людей, готовых глядеть на пару лет вперед.
А вообщем, судьба науки в наших странах плотно сплетена со всей нашей жизнью. Может, после трагикомедий по-
следних выборов (в местные думы в Рф либо грядущих президентских в Украине) солидные и разумные люди захочут пойти в науку? Они, естественно, и ранее не во власть шли, предпочитая, например, бизнес. Не появится ли у их желание заняться добросовестной умственной деятельностью? Поживем - увидим...
Источник:
www.02history.ru