Малозаметный тактический ударный самолет F-117A Nighthawk, 1981 год, США, Часть 2

Feb 25, 2008 22:41


Часть 1


     С 1982 по середину 1992 годов F-117A базировались на базе Тонопа, Невада, в составе 4450-й тактической группы. Для эксплуатации малозаметных самолетов аэродром базы был полностью реконструирован - удлинены ВПП и рулежные дорожки, построен новый КДП, а главное - воздвигнуты специальные ангары для хранения весьма нежных самолетов-«невидимок». Эти работы начались в 1980 году. В виду повышенной секретности проекта, полеты на Nighthawk предписывалось выполнять только ночью.
     C прибытием на базу в Тонопе первого F-117A, для персонала базы, не говоря уже про пилотов, день и ночь поменялись местами. Каждый летчик четыре ночи в неделю поднимался в небо Невады, выполняя по два-три 90-минутных полета за ночь, и лишь с понедельника на вторник допускался один вылет. Вся боевая подготовка, по сути, сводилась к отработке единственной задачи: прокрасться в воздушное пространство противника, обнаружить плановую цель и уложить в нее бомбу с лазерным наведением. Для тренировки летчиков в дневных условиях организовали полеты на штурмовиках А-7 «Корсар-2», наиболее похожих на F-117A по пилотажным характеристикам. Столь напряженная учеба вскоре дала результат: 26 октября 1983 г. было объявлено о достижении оперативной готовности первого подразделения «невидимок».
     С началом дневных полетов, программа боевой подготовки летчиков практически не изменилась. Все равно свои главные задачи этому самолету предстояло решать ночью. Разве что несколько менее острой стала проблема отсутствия «спарки». Теперь при первых вылетах начинающего летчика его инструктор летел рядом в двухместном учебно-тренировочном самолете Т-38, поддерживая с ним постоянную радиосвязь.

     В 1989 году 4450-я тактическая группа вошла в состав 37-го тактического истребительного авиационного крыла. Весной 1992 года весь парк самолетов переместился на базу Холломан, Нью-Мексико, в составе 49-го истребительного крыла ВВС США.
     Из-за спешки, в которой создавался самолет и учитывая возраст установленного на него оборудования, Nighthawk практически сразу начали модернизировать. Первая ее фаза началась в самый разгар серийного производства - в 1984 г. - и состояла в замене бортовых компьютеров, обслуживающих индикаторы в кабине, автопилот и систему управления вооружением. Вначале на F-117A использовалась вычислительная система с тремя компьютерами M362F фирмы Delco с истребителя F-16, связанными дублированной шиной данных в стандарте MIL-STD-1553. Ее заменили на компьютеры АР102 производства IBM, аналогичные используемым на Space Shuttle и соответствующие новому стандарту MIL-STD-1750A. Этот шаг позволил применить новые образцы высокоточного оружия.
     Вторая фаза модернизации, известная как программа OCIP (Offensive Combat Improvement Programme - программа повышения эффективности в наступательных боевых действиях), развернулась в 1987 г. и состояла в полном пересмотре информационно-управляющего поля кабины пилота. В его распоряжение передавали три полноцветных многофункциональных индикатора фирмы Honeywell на электронно-лучевых трубках, способных отображать картинку, формируемую ИК-станциями, а также тактическую обстановку и карту местности. Были установлены также передняя верхняя панель ввода данных, трехмерная система оптимизации режимов полета, новый индикатор на фоне лобового стекла фирмы Kaiser Electronics и автоматическая система возвращения на аэродром базирования RAARS. Первый доработанный таким образом Nighthawk (хвостовой №805) был передан ВВС 27 ноября 1990 г., а переоборудование других машин пошло с темпом 1 самолет в месяц.

     Третья фаза, начавшаяся в 1992 г., решала задачу повышения точности навигации и прицеливания. Для этого на самолете заменили две ИК-станции (FLIR и DLIR) на одну усовершенствованную ИК-систему обнаружения и целеуказания IRADS с двумя мозаичными приемниками, расположенными на местах прежних станций. Эта система, разработанная той же фирмой Texas Instruments, что и заменяемые станции, оказалась наиболее сложным электронным компонентом F-117A. При ее отработке встретился ряд трудностей, в том числе обеспечения качества и стабильности изображения, достижения требуемой скорости разворота датчиков, снижения уровня помех, передачи цели на сопровождение с приемника переднего обзора на приемник нижнего обзора и т.д. Задача осложнялась субъективностью восприятия ИК-изображений летчиками: то, что казалось одним удовлетворительным, было совершенно неприемлемо для других. В течение года было выполнено 100 испытательных полетов, но окончательно технические проблемы были разрешены лишь после образования «команды тигров» из лучших специалистов различных отделений Lockheed. В ходе работы пришлось отказаться от электронной синхронизации разворота приемников в пользу механической системы, которая оказалась более надежной и обеспечила передачу цели на сопровождение с одного приемника на другой без опасности срыва. Работоспособность системы IRADS сохраняется даже при бомбометании с кабрирования после выхода из пикирования, когда происходит многократная передача цели между приемниками, и при бомбометании с крутого кабрирования с малых высот с перегрузками до 4g. Так же был установлен автомат тяги, позволяющий самолету выйти на рубеж применения оружия с точностью до нескольких секунд. 22 января 1997 года из ворот военного заводе в Палмдейле вышел первый Nighthawk с новой системой навигации RNIP-Plus. Оснащенная лазерными гироскопами и приемником GPS новая система навигации более точно определяла положение в пространстве, чем использовавшаяся до этого инерционная система, к тому же она была более дешевой в эксплуатации.
     В Январе 2004 года F-117A были оборудованы вооружением с комплектом JDAM (Joint Direct Attack Munition), повышающим точность попадания.
     Но характер выполняемых на F-117A работ определяется не только абстрактными планами командования, часто сама жизнь подсказывает конкретные направления движения. Так, по результатам войны в Заливе было увеличено быстродействие и емкость памяти системы планирования задания, а также модернизирована система связи. Самолет оснастили автоматом тяги, обеспечивающим возможность полета над целью с автоматическим выдерживанием постоянной скорости. В 1999 г. ВВС США приступили к реализации программы SCR предусматривающей замену радиопоглощающих покрытий, выполненных по «обойной» технологии, на покрытия, нанесенные методом напыления с помощью роботизированных установок, с высокой точностью выдерживающих толщину слоев. Первый самолет с таким покрытием, переданный ВВС в октябре 1999 г., был покрашен вручную, у пяти человек это заняло четыре с половиной дня. К 2005 г. предусматривается перекрасить весь парк «стелсов».

     После начала дневных полетов несколько F-117A были выкрашены в камуфляж, для проведения экспериментов по оценке их эффективности при выполнении боевых заданий в дневное время.
     F-117A обычно осуществляет крейсерский полет на высоте 6100-7600 м, затем снижается до высоты 600-1525 м для повышения точности бомбометания. Оно производится с горизонтального полета, и его точность около 1 м.
     Впервые «невидимку» ВВС США применили в ходе вторжения в Панаму в декабре 1989 г. Полет к месту боевых действий был осуществлен с аэродрома Тонопа с несколькими дозаправками в воздухе. Два F-117А должны были атаковали панамскую базу ВВС недалеко от Рио Хато, нанеся удар по казармам, но промахнулись. (Позже утверждалось, что бомбы сбросили рядом с казармами в надежде «напугать» панамцев.)
     В ходе военной операции в Заливе 1991 года, F-117A совершил около 1300 вылетов и поразил прямыми попаданиями около 1600 целей в Ираке, налетав 6905 летных часов. Хотя 42 Nighthawk, участвовших в боевых действиях, составляли только 2.5% от всех истребителей ВВС США в Заливе, на их долю пришлось около 31% иракских военных целей в течении первых 24 часов воздушной кампании. Но за все время проведения операции, точность попаданий бомб, выпущенных Nighthawk составила не более 40%. F-117A были единственными самолетами коалиции, применявшихся для ударов по центру Багдада.

     Во время военной операции в Югославии 27 Марта 1999 года F-117A с позывным «Вега-31», серийным номером 82-806 был сбит ракетой «Печора», выпущенной 3-ей батареи 250-й ракетной бригады под командованием полковника Золтана Дани. Было выпущено несколько ракет «Печора», одна из которых взорвалась в непосредственной близости к F-117A, вынудив пилота катапультироваться. По версии командующего войсками НАТО Уэсли Кларка, сербские ПВО смогли обнаружить «стелс» с помощью старых советских РЛС, работающих на длинных волнах, тогда как F-117A конструировался с расчетом на современные РЛС на коротких волнах. На фонаре сбитого самолета выведено имя пилота - "Capt Ken 'Wiz' Dwelle", однако только в 2007 году стало известно, что за штурвалом находился полковник Дейл Зелко, успешно катапультировавшийся и спасенный американцами. Есть предположения что сербы передали представителям Российских ВС бесценные останки пусть и уже двадцатилетней технологии США.
     Так же F-117A использовался во время антитеррористической операции в Афганистане.
     Самое первое первое падение F-117A произошло 20 апреля 1982 г., причем, это был первый серийный самолет (хвостовой номер 785), под управлением летчика - испытателя фирмы Lockheed Роберта Риденауэра. Накануне передачи самолета ВВС, инженеры «Локхид» решили внести некоторые изменения в комплектацию оборудования. В процессе работ компьютер обработки воздушных сигналов был перемещен на новое место, при этом электрические соединения были выполнены неправильно, было перепутано управление рулями высоты и поворота. Самолет потерял управление сразу после отрыва, перевернулся на спину, упал на землю и загорелся. Подоспевшие спасатели потушили огонь и извлекли пилота, который после этого провел в госпиталях восемь месяцев.

     Ночью 11 июня 1986 г. на 32 минуте полета врезался в вершину горы восьмой серийный F-117A (хвостовой №792), пилот, Росс Мулхар, погиб. Причина катастрофы осталась невыясненной, известно лишь, что перед полетом летчик жаловался на усталость. Все осколки, которые могли хоть как то идентифицировать упавший самолет, были немедленно собраны и вывезены с места катастрофы. Факт крушения военного самолета скрыть не удалось и чтобы сбить с толку СМИ и просто любопытствующих от тогда еще совершенно секретного F-117A, на месте крушения были раскиданы обломки старого F-101A Voodo.
     Третий Nighthawk также был потерян в результате столкновения с землей. Это произошло с 31 серийным самолетом (хвостовой №815, пилот Майкл Стюарт) ночью 14 октября 1987 г. на полигоне авиабазы Неллис. Как и в предыдущем случае, летчик не сделал попытки катапультироваться, а самолет оказался полностью разрушен. На этот раз возможной причиной происшествия назвали потерю пилотом ориентировки - ночь была особенно темной, безлунной, пилот скорее всего врезался в землю при маневрировании.
     Во многом из-за этих аварий руководство ВВС США было вынуждено принять решение об использовании самолета в дневное время, а следовательно и рассекретить его. 10 ноября 1988 года Пентагон впервые официально признал существование самолета, а в прессе появилась первая низкокачественная фотография «невидимки». Только после этого начались дневные полеты, до этого он летал исключительно ночью с базы Тонопа. Первая публичная демонстрация двух F-117A состоялась 21 апреля 1990 года на авиабазе Неллис.

     4 августа 1992 г. в результате пожара была потеряна 18-я серийная машина (хвостовой №802). 14 сентября 1997 г. в ходе авиашоу неподалеку от Балтимора, штат Мэриленд, у одного из F-117A в полете разрушилось крыло. Самолет рухнул на землю, ранив 6 человек. Пилот сумел катапультироваться. Имеются данные, что всего до середины 1999 г. с летной эксплуатации сняли девять F-117A, включая несколько по выработке ресурса. Кроме того, по официальным данным - одна, по данным независимых источников - четыре машины были потеряны в ходе боевых действий. Два Nighthawk из числа предсерийных самолетов установлены на постаменты при въездах на авиабазы Неллис и Райт-Паттерсон.
     Несмотря на вполне успешное боевое применение, самолет, разработанный более 25 лет назад начал устаревать. Первые выработавшие свой ресурс «невидимки» были сняты с вооружения в марте 2007 года. Оставшиеся в строю самолеты по плану должны быть сняты с вооружения в 2008 году. В будущем Nighthawk будет заменен в USAF новыми многоцелевыми самолетами F-22 Raptor.
     Самый первый F-117A находиться на пьедестале перед базой Неллис, Невада, второй (хвостовой номер 781) в музее авиабазы Райт-Паттерсон, Огайо. Покрытие RAM у него заменено на обычную черную краску, а сопла двигателей закрыты от посторонних глаз. В Белградском музее авиации можно увидеть остатки сбитого F-117A в небе над Сербией.

Модель Revell, масштаб 1:144

ЛТХ F-117A "Nighthawk"




Размах крыла,м...............................................................................13.30
Длина самолета,м............................................................................20.30
Высота самолета,м...........................................................................3.78
Площадь крыла,м2..........................................................................105.90
Угол стреловидности,град...............................................................67.30
Масса,кг
     пустого самолета...........................................................................13381
     взлетная масса..............................................................................23625
     топлива..........................................................................................8255
Двигатель..........................................................................................2х ТРДД General Electric F404-GE-F1D2
Тяга,кн...............................................................................................2х46,70Т
Тяговооруженность............................................................................0.4
Максимальная скорость,км/ч...........................................................970
Крейсерская скорость,км/ч................................................................306
Посадочная скорость...........................................................................278
Перегоночная дальность,км..............................................................2012
Боевая дальность действия,км...........................................................917
Практический потолок,м....................................................................13716
Макс. эксплуатационная перегрузка..................................................6
Экипаж,чел...........................................................................................1
Вооружение:
     Боевая нагрузка - 2268 кг.
     УР воздух-земля AGM-88 HARM, AGM-65 Maveric, AGM-137 TSSAM, AGM-154 JSOW,      AGM-154 JASSM.
     2 907кг бомбы с оптическим наведением GBU-10, GBU-12, GBU-27 Paveway или BLU-109 c лазерным
     или ядерные бомбы B-61(100/500 килотонн)
     или 2 бомбы Mk.84или Mk.61 или GBU-30 (31,32) JDAM 2 боеприпаса WCMD










бомбардировщик, lockheed martin, истребитель, 1975-1999, Самолеты, США, f, general electric

Previous post Next post
Up