«Летающяя боевая машина пехоты», многоцелевой вертолет Ми-24 (обозначение НАТО - Hind), был разработан в середине 1960-х годов, в КБ М.Л. Миля.
Основными предназначениями нового вертолета были непосредственная поддержка наземных войск, борьба с танками противника, а так же высадка десантов (восемь десантников с личным вооружением и боеприпасами) в зоне прорыва и при захвате плацдармов, сопровождение десантно-транспортных вертолетов и прикрытия их при высадке десантов, транспортировка груза и эвакуация раненых (двух лежачих и двух сидячих с одним сопровождающим), борьба с вертолетами противника. Экипаж вертолета состоит из летчика и стрелка-оператора систем вооружения и, в случае необходимости, бортмехаником, находившимся в грузовом отсеке.
Новый вертолет имел внешнюю компоновку и динамическую схему как у Ми-8, классическую одновинтовую схему с пятилопастным трехшарнирным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Несущий винт Ми-24 меньшего диаметра, чем у Ми-8,
но большей удельной нагрузки, лопасти имеют стеклопластиковую обшивку, многие элементы конструкции выполнены из алюминиевого сплава. Ось вала винта (и всей силовой установки) наклонена влево на 2,5°. Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора. Фюзеляж типа полумонокок, более узкий, чем у Ми-8. Свободнонесущее высокорасположенное крыло имело небольшой размах с большим отрицательным углом поперечного V (-12°). Консоли крыла двухлонжеронные, трапецевидные в плане. За счет создания дополнительной подъемной силы крылья позволяют разгрузить несущий винт. На каждой консоли этого крыла могли размещаться различные варианты вооружения. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж.
Силовая установка состоит из 2 ТВД ТВ3-117. От двигателей к валам винтов и вспомогательных механизмов мощность передаётся через трёхступенчатый главный редуктор ВР-24.
Запас топлива размещён в 5 мягких топливных баках. Предусмотрена установка 2 дополнительных металлических баков в
фюзеляже и подвеска 2 или 4 ПТБ по 400 л под крылом.
В грузовом отсеке вдоль оси вертолёта установлены складные сиденья для отделения десантников. Доступ в грузовой отсек осуществляется через двустворчатые двери по обоим бортам. Нижние створки фиксируются в открытом положении тягами и служат трапами. Окна могут открываться во внутрь для ведения десантниками огня из табельного оружия. На борт вертолет может взять 1500 кг груза.
При эксплуатации Ми-24А в частях выявился серьезный недостаток - неудовлетворительный обзор из кабины экипажа. Из-за относительно просторной кабины образовались большие «мертвые» зоны: оператор закрывал летчику вид вперед - вправо, не имея,
в свою очередь, возможности обозревать левую заднюю сферу. Стекла «бликовали». Кроме того, размещение летчиков в общей кабине повышало опасность их одновременного вывода из строя в боевой ситуации. Поэтому уже в 1971 году в ОКБ им. М.Л Миля была спроектирована принципиально новая носовая часть фюзеляжа: летчик и оператор располагались тандемно, в изолированных кабинах на разных уровнях, летчик находится выше и имеел возможность аварийно покинуть вертолет после сбрасывания фонаря или через грузовую кабину. Фонари кабины выполнены из оргстекла. Обе кабины были оснащены системой герметизации и кондиционирования, позволяющей выполнять полеты в условиях радиационного и химического заражения. На случай выхода пилота из строя в кабине штурмана-оператора установлен второй комплект управления.
Удалось избавиться от затенения элементами конструкции прибора наблюдения системы «Радуга-Ф» и антенны командной радиолинии управления в секторе 60° по азимуту, что было достигнуто установкой систем по бортам ниже обвода фюзеляжа.
Патронный ящик был перенесен ниже уровня пола и стал обслуживаться снаружи.
Кроме того, в начальный период эксплуатации Ми-24А было выявлено, что на некоторых режимах полета (например, висении с левым боковым ветром в условиях влияния земли) вертолет имеет недостаточную путевую управляемость. Эта проблема была решена в 1974 году, путем переноса рулевого винта с правого борта на левый. Винт из толкающего превратился в тянущий, потери от обдувки балки возросли, зато, за счет изменения направления вращения, его окружающая скорость стала складываться с индуктивным потоком несущего винта, в результате тяга рулевого винта значительно увеличилась. Так окончательно сложился внешний облик вертолета Ми-24.
В начале лета 1972 года на опытном производстве МВЗ два опытных Ми-24 были оснащены новой носовой частью. По мимо высокотемпного пулемета, на них предусматривалась установка нового противотанкового комплекса со сверхзвуковым ПТУР «Штурм
-В». Изначально, новым вертолетам был присвоен индекс «В», однако доводка серийного комплекса «Штурм» затянулась, и в серийное производство поступил вертолет с раздельными кабинами, но с комплексом вооружения как на опытном Ми-24Б, с предыдущим вариантом носовой части. Этот промежуточный вариант получил обозначение Ми-24Д.
В состав оборудования входят - оптико-электронная (ТВ для низких уровней освещенности) обзорно-прицельная система в правом и радиокомандная система наведения ракет в левом носовых подфюзеляжных обтекателях, пушечный прицел ПКВ, приемник предупреждения о РЛ облучении, оптико-электронной обзорно-прицельной системой, система опознавания госпринадлежности, фотокинопулемет, контейнеры АСО-2 со 132 ЛЦ. Пилотажно-навигационное оборудование включает систему автоматического управления полетом САУ-В24-1 с автопилотом ВУАГ1-1 для автоматической стабилизации вертолета по крену, курсу, тангажу, барометрической высоте и скорости полета. Имеются также автоматические радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2, доплеровский
измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер РВ-5, комбинированная курсовая система "Гребень-1". В состав приборного оборудования входят командный пилотажный прибор ПКП-72М, указатель крена и тангажа УКТ-2, радиомагнитный индикатор РМИ-2. Связная аппаратура включает командные УКВ радиостанции Р-860, Р-863 и Р-828, связную КВ радиостанцию "Карат", самолетное переговорное устройство СПУ-8. Имеется бортовой регистратор САРПП-12, для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете установлена аппаратура речевых сообщений РИ-65.
Алюминиевые лопасти винта были заменены на композитные из стали и фибергласса. Так же были заменены на стальные и титановые многие алюминиевые части и узлы. Вооружение вертолета включало пулеметную установку УСПУ-24 с дистанционным
управлением, включающюю в себя четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 мм конструкции Якушева-Борзова (12.7мм, 4000 выстр/мин, 1400 патронов) с вращающимся блоком стволов. с боекомплектом 1400 патронов, и ПТУР Фаланга-П, объединенной с системой наведения Радуга-Ф. Это привело к практически двойному увеличению точности попадания.
Вместо ПТУР на четырех подкрыльевых пилонах могут быть установлены УР ближнего воздушного боя Р-60, блоки УБ-32-57 или УБ-20-57 с НАР С-5 (32х57мм или 20х57мм) или блоки с НАР С-8 (80мм) или с НАР С-13 калибра 130мм, пусковые установки НАР С-24 калибра 250мм, универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л (калибр 23мм, боекомплект 250 патронов), контейнеры ГУВ с двумя пулеметами ТКБ-621 калибра 7.62мм и одним ЯкБ-12.7 калибра 12.7мм или гранатометами АГС-17 "Пламя" калибра 30мм, до 1500кг обычных или химических бомб, универсальные контейнеры для разбрасывания мин, блоки осветительных ракет и другое вооружение. Вертолет может осуществить посадку и перезарядить оружие с помощью боезапасов в кабине.
Ми-24Д защищала 4-5-мм стальная броня, прикрывавшая кабину экипажа, коробку приводов и маслобаки двигателей, редуктор и гидробак, задерживала более 2/3 попадавших пуль. Бронестекла кабин во всех случаях вообще ни разу не были пробиты, хотя наибольшее число попаданий Ми-24 получал именно спереди, во время атаки, и больше всего доставалось рабочему месту оператора (однажды в лобовом стекле насчитали 6 пулевых отметин). Высокая боевая живучесть вертолета обеспечивается бронированием кабины и жизненно важных агрегатов, а также дублированием систем и применением средств, уменьшающих вероятность взрыва и пожара при повреждениях.
Госиспытания нового вертолета проходили с февраля по ноябрь 1974 года. Ведущими по машине были инженер Г.И.Кузнецов, летчики-испытатели С.В.Петров, М.В.Разомазов и Л.З.Татарчук. В НИИ ВВС вертолет прошел широкий спектр испытаний и исследований. С положительными результатами завершились испытания вертолета и его противообледенительной системы в
условиях естественного обледенения в Заполярье. Исследованы возможности Ми-24Д и отработаны рекомендации по выполнению взлетов и посадок в горных условиях при высоких температурах воздуха. В процессе испытаний был отработан широкий набор фигур и элементов боевого маневрирования: вираж, разворот, форсированный разворот, горка, боевой разворот, поворот и разворот на горке, пикирование и т.д. Проведены исследования по выполнению прерванного и продолженного взлета, выполнению посадок с одним работающим и двумя отказавшими двигателями. Наконец, в полном объеме были завершены войсковые испытания Ми-24Д. Все это естественно распространялось и на последующие модификации.
Приказ о запуске в серийное производство на Ростовском вертолетном заводе Ми-24Д вышел 13 февраля 1972 г., а в 1973 г.
заказчику были сданы первые пять серийных вертолета Ми-24Д. 29 марта 1976 года Ми-24Д принят на вооружение Советской Армии.
Вертолет широко применялся во время войны в Афганистане, с начала боевых действий в котором началась бесконечная череда модернизаций вертолета. Уже летом 1980 года начались доработки, включавшие перерегулировку заводскими бригадами топливной автоматики двигателей, призванную компенсировать падение мощности в разреженном жарком воздухе, и установку пылезащитных устройств (ПЗУ). На «особый период» подняли допустимую температуру газов перед турбиной, предпочитая возможность прогара недобору мощности. «Заглушки» ПЗУ, отсеивавшие песок и пыль на входе в двигатели, очищали воздух на 70-75%, снижая износ лопаток компрессора в 2,5-3 раза. С 1981 года в Афганистан начали поступать Ми-24В, оснащенные новыми высотными двигателями ТВЗ-117В, которые имели на 15-20% большую мощность в условиях жаркого высокогорья. При ремонтах этими двигателями стали оборудовать и Ми-24Д.
Была предпринята неудачная попытка установить боковые бронестекла, но 35-кг рамы ухудшили обзор и уменьшили полезный объем кабины, буквально не давая повернуть головы. Топливные баки стали заполнять пенополиуретановой губкой. Эта мера хоть и прибавила 40 кг к массе вертолета, зато позволила свести на нет случаи пожара на борту из-за повреждения топливной системы, ставших причиной гибели до 45% всех сбитых машин. Побочным эффектом этого решения стали участившиеся случаи загрязнения фильтров крошками губки (вначале заполнитель был бельгийского производства, затем из-за отказа в поставках его заменили отечественным, более ломким).
На Ми-24 продолжали обходиться прикрытием стрелка-борттехника, использовавшего окна десантного отсека. Чтобы увеличить сектор обстрела, ввели раздельное открытие только верхних створок дверей, в которых можно было свободнее орудовать пулеметом (прежде они распахивались вместе с нижними и стрелку не на что было опереться). Обычно использовали уважаемый за дальность и
точность боя пулемет ПК (ПКТ), а иногда и пару, чтобы не тратить время на перебрасывание оружия с борта на борт.
Был выполнен комплекс доработок для защиты от ПЗРК. Они включали установку экранно-выхлопных устройств (ЭВУ). ЭВУ, смешивая горячие выхлопные газы с наружным воздухом, снижали тепловой фон двигателей в 2-3 раза, однако из-за большого сопротивления и неудобства в эксплуатации они прижились не сразу и стали обязательными лишь с 1983 года, когда угроза ПЗРК стала ощутимой.
Кассеты ИК-ловушек АСО-2В устанавливали вначале под хвостовой балкой, а с 1987 года - блоками по три на фюзеляже за крылом, «растопырив» их в стороны для создания за вертолетом широкого шлейфа ложных целей. Комплекс защиты увенчала станция активных помех СОЭП-В1А «Липа», оказавшаяся очень эффективной: с вертолетов не раз наблюдали, как обманутая «Липой» и ловушками ракета начинала метаться в стороны и разрывалась в отдалении. «Липа» работала от взлета до посадки, а при ее отказе
вертолет пристраивался над другим, прикрываясь его работающей станцией. АСО использовались не только при штурмовке цели, но и при пролете опасных районов.
Оборудование Ми-24Д впрыском воды на вход двигателей, призванное компенсировать минусы доработок (только ПЗУ отбирали 5-6% номинальной мощности, столько же съедали «уши» ЭВУ), приносило новые проблемы. Например, включение системы, повышавшей производительность и массовый расход компрессора, сопровождалось «взрывным» приростом мощности, с которым трудно было освоиться (в Кабуле на взлете один вертолет даже перевернулся), к тому же обычная вода быстро забивала форсунки отложениями солей, а требуемой дистиллированной взять было негде.
Всего с 1973 по 1977 на заводах в Ростове-на-Дону и Арсеньеве было построено около 350 Ми-24Д. В 1980 г. появилась учебная модификация Ми-24ДУ, полученная путем переделок, аналогичных примененным при создании Ми-24У на базе Ми-24А.
На экспорт вертолет Ми-24Д поставлялся с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25. Вертолет поставлялся в страны Юго-Восточной Азии, Индокитая, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки не говоря уже о страна бывшего Варшавского Договора. Первые экспортные Ми-25 поступили в конце 1978 года в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу и Чехословакию.
На фото вертолет с номером Ми-24Д из 254-й овэ Кундуз, Афганистан, июль 1980 года. Но на модели установлены появившиеся гораздо позже ЭВУ, а так же ПТУР "Штурм-В" и блоки Б8В20.
Модель "ЗВЕЗДА", масштаб 1:72
ЛТХ Ми-24Д
Диаметр главного винта, м....................................................17.30
Диаметр хвостового винта, м..................................................1.50
Длина,м....................................................................................17.51
Высота ,м..................................................................................3.90
Масса, кг
пустого...................................................................................8200
нормальная взлетная..........................................................11200
максимальная взлетная.....................................................12000
Внутренние топливо, кг..........................................................1500 + опционально 1000
ПТБ...........................................................................................1200
Тип двигателя.........................................................................2 ГТД Климов ТВ3-117
Мощность, кВт.........................................................................2 х 1620
Максимальная скорость, км/ч...............................................335
Крейсерская скорость, км/ч...................................................270
Практическая дальность, км.................................................1000
Дальность действия, км.........................................................224
Скороподъемность, м/мин.....................................................750
Практический потолок, м.......................................................4500
Статический потолок, м..........................................................1500
Экипаж, чел..............................................................................2 + опционально 1
Полезная нагрузка:.................................................................до 8 солдат или 4 носилок