SPAD XIII C-1, Франция, 1917 год

Nov 09, 2009 21:03




   Одноместные бипланы SPAD, разработанные фирмой Société Pour L'Aviation et ses Dérivés, основанной пионером французской авиации Луи Блерио в 1914 году, получили широкое распространение в ВВС Франции, Великобритании, США и Италии.
   Ротативные двигатели воздушного охлаждения, у которых картер вместе с цилиндрами и воздушным винтом вращался вокруг неподвижного коленчатого вала, достигли пределов своих конструктивных возможностей. Из-за ряда проблем, максимальная мощность таких двигателей не превышала 130 л.с., что серьезно ограничивало возможности истребителей тех лет.
   В 1915 году компания SPAD получила в свое распоряжение новейший V-образный, восьмицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza, мощностью 150 л.с., имевший так же хорошие перспективы по последующей форсировке. Конструктор Луи Бешеро сконструировал для двигателя фюзеляж и прототип самолета SPAD HS совершил первый полет в Апреле 1916 года. Серийные машины, получившие обозначение SPAD VII, начали поступать в боевые Французские эскадрильи уже осенью того же

года.
   В течение короткого времени, британцам так же удалось адаптировать двигатель Hispano-Suiza на свои новейшие истребители S.E.5 и начиная с начала 1917 года, S.E.5 и SPAD VII вернули союзникам превосходство в воздухе.
   Остальные стороны, вовлеченные в войну, Германия и Великобритания так же сидели не сложа руки. В Августе 1916 года у немцев появился истребитель Albatros D.I с рядным двигателем, быстро сведя на нет превосходство Союзников в воздухе.
   Со временем самолет начал уступать самолетам противника в скорости и, вооруженный одним пулеметом, в огневой мощи.
   В начале 1917 года французский ас Жорж Гинемер предложил на легкий и маневренный SPAD VII установить 37-мм пушку. Эксперимент получился неудачным, самолет был слишком требователен к мастерству пилота, в итоге он был выпущен в небольшом количестве.

   Следующей модернизацией самолета была версия SPAD XIII. Фюзеляж был увеличен в размерах по сравнению со SPAD VII, имел лучшую аэродинамику, в качестве вооружения он имел два 7,7-мм синхронных пулеметов Vickers, установленных сверху фюзеляжа, с боезапасом по 400 патронов. Самолет получил новый двигатель Hispano-Suiza 8BA, мощностью 220 л.с., поздние версии которого, 8BEc, были форсированы до 235 л.с. Выхлопные газы выводились за кабину пилота длинными трубами с пламегасителями на концах. Перед лобовым радиатором находились жалюзи, регулировавшие прохождение воздушного потока через радиатор. Силовой набор планера деревянный, обшивка в основном полотняная, за исключением съемных алюминиевых капотов в носовой части фюзеляжа. Винт Éclair series 153, его вал имел противоположное направление вращения, чем у предыдущих модификаций, что несколько повлияло (по сравнению с VII) на поведение самолета во время старта. Элероны установлены на верхнем крыле. Тяги проходили через нижнее крыло к специальным толкателям, расположенным за крайними

задними стойками. Питание пулеметов на SPAD XIII сделано по британской схеме - с металлической составной патронной лентой. Патронная коробка с этими лентами находится между пулеметами. Двухлонжеронные крылья с тросовой задней кромкой. Средние пары стоек состоят из двух частей, соединенных шарнирно. К шарнирам крепились расчалки. Pапасной топливный бак разместили в центральной секции верхнего крыла, а главный топливный бак выполнен под обвод нижней части фюзеляжа. Слева за кабиной пилота располагалась ниша для фотокамеры или размещения бомбового вооружения.
   Прототип самолета, серийный номер S392, впервые поднялся в воздух 4 Апреля 1917 года, под управлением младшего лейтенанта Рене Дорме. 23 Апреля самолет был доставлен на базу недалеко от Фим, для демонстрации боевым пилотам.
   На испытаниях SPAD XIII достиг потолка 4000 метров за 11 минут и развил максимальную скорость 200 км/ч. Французские пилоты встретили самолет с большим энтузиазмом, самолет начал выпускаться в больших количествах. Начиная с первого заказа

в 250 самолетов (на 9 заводах), производство планировалось увеличивать, до планируемого максимального количества 2230 штук до 31 Марта 1918 года. Этим планам не суждено было сбыться, к этой дате в войска было поставлено только 764 самолета. В конце мая 1917 г. первые самолеты стали поступать на вооружение французских строевых частей Западного фронта (эти машины получила 81-я эскадрилья). Начальные поставки шли очень медленно, на 1 Августа 1917 года было поставлено во французские боевые эскадрильи всего 17 самолетов, а еще 6 находились в резерве.
   SPAD XIII имел худшие пилотажные характеристики, чем предшественник, однако был более скоростным. Существенным недостатком самолета была недоведенность температурного режима двигателя, из-за чего часто срывались планы поставок и боевые задания на фронте, англичане даже начали проводить замену двигателей Hispano-Suiza на своих S.E.5 на Wolsey Viper. Было много нареканий на перегрев двигателя и со стороны летчиков, многие из которых вполне обоснованно считали, что этот

самолет летает хуже семерки. SPAD тестировался с 190 сильным двигателем Renault 8Gd, который предполагалось использовать вместо двигателей Hispano-Suiza.
   Но в итоге инженерам удалось преодолеть проблемы с моторами Hispano-Suiza и SPAD XIII доказал, что является превосходным истребителем, особенно в руках таких пилотов, как Гинемер.
   Самолет поставлялся во многие авиационные отряды Великобритании, Бельгии, Италии и США, которые эксплуатировали эти самолеты и в послевоенные годы. 893 самолета получили авиационные отряды американских экспедиционных сил, некоторые самолеты имели пулеметы Marlin. Во французских ВВС SPAD XIII эксплуатировались до 1923 г. В начале 20-х годов самолеты экспортировались в Бельгию, Чехословакию, Польшу и Японию.
   Самолеты, находившиеся в Британских ВВС имели закругленные законцовки крыла. Англичане не стали модернизировать

форму крыльев и элеронов своих самолетов, в отличие от Французских ВВС, законцовки крыльев которых имели практически прямоугольную форму, для лучшей продольной устойчивости. Французы наклеивали на крылья и элероны фанерные накладки, англичане сочли такую конструкцию ненадежной.
   В итоге, Бешеро моедрнезировал форму крыла и элеронов, предполагалось, что ими будут оснащаться новые самолеты, поставляемые в Royal Flying Corps. Первый такой экземпляр (серийный номер S.4563) был поставлен в Марте 1918 года. Однако у него уже не оставалось времени показать свое преимущество перед ранними SPAD XIII, в виду грядущего переоснащения новыми Sopwith Dolphin, в Мае 1918 года.
   Осенью 1918 года Бешеро начал проектировать новый самолет для двигателя Hispano-Suiza мощностью 300 л.с.
   Самолет выпускался большими сериями, всего было построено 8472 экземпляра. К производству этого самолета были

подключены заводы Berliot, Bernard, Kellner, Nieuport, Borel, Levasseur, SAFCA и другие.
   На SPAD XIII летало много французских асов, самый известный из которых - Жорж Гинемер.
    SPAD XIII с серийным номером S504 он получил в конце июля 1917 года. На нем он одержал первую для этих самолетов и последнюю в своей жизни, 53-ю, воздушную победу, сбив 20 Августа DFW CV. 10 Сентября Guynemer совершил вынужденную посадку из-за поломки водяного насоса на Бельгийском аэродроме Ле Моере. В 8 утра следующего дня, самолет был готов к вылету. Вместе с Гинемером в патруль должны были взлететь младший лейтенант Бозон-Вердураз и Sgt Луи Рисаше. Из-за тумана вылет отложили до 8:25, у последнего так и не запустился двигатель и в воздух поднялись только Гинемер и Бозон-Вердураз. К северо-востоку от Ипр, рядом с Поэлькапелле, они обнаружили DFW CV, на высоте 3500 метров. Они атаковали немецкий самолет, Бозон-Вердураз промахнулся, начав маневрировать для нового захода, он заметил 9 приближающихся немецких самолетов и пикируя,

ушел от них. Он вернулся на место сражения, чтобы найти товарища, но ни следов Гинемера ни немецкого DFW CV не обнаружил, после чего повернул на аэродром. По приземлению в 10:25, первыми его словами были: «Он приземлился?».
   Гинемер не приземлился. Спустя месяц немцы сообщили, что он был сбит лейтенантом Куртом Виссманном. Немецкий сержант из 413-го пехотного полка стал свидетелем падения самолета и по документам опознал тело пилота, раненого в голову. Артиллерийский огонь союзников вынудил немцев уйти, не захоронив тело. После двухнедельной артподготовки союзников от тела Гинемера и его самолета ничего не осталось.

Модель Revell, Масштаб 1:72

ЛТХ SPAD XIII C-1


РАЗМЕРЫ
   Размах крыльев, м.........................................8.25
   Длина, м..........................................................6.25
   Высота, м.........................................................2.60
   Полщадь крыльев, м2....................................20.20
ВЕС
   Взлетный вес, кг.............................................856
   Масса пустого самолета, кг............................601
ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Двигатель........................................................V8, жидкостного охлаждения, Hispano-Suiza 8Bc (8 BEc), 220 (235) л.с.
   Максимальная скорость, км/ч.......................222
   Крейсерская скорость, км/ч.......................206
   Потолок, м........................................................6550
   Длительность полета, ч..................................2
ВООРУЖЕНИЕ
    два синхронизированных 7.7-мм пулемета Vickers



















1900-1924, hispano-suiza, Самолеты, истребитель, spad, Франция

Previous post Next post
Up