Получив краткий инструктаж о правилах вождения на площадке со скользкой дорогой мы расселись по машинам и поехали упражняться.
Что же представляет из себя площадка со скользкой поверхностью? Несклько параллельных дорог, почти на каждой из которых выполняется свое упражнение. Средняя часть этих дорог покрыта, как мне показалось, слоем масла. При выезде со скользской дороги после упражнения поворачиваешь по дороге ведущей к стартовой точке назад. В принципе, ездишь по кругу. Максимальная скорость при выполнении упражнения - 60 км/ч, максимальная скорость при возвращении на исходную позицию - 30км/ч (с машины стекает это "масло" на асфальт и дорога тоже становится скользкой, но не на столько, как на упражнении).
Итак, упражнение 1. Посмотреть на практике на сколько возрастает тормозной путь на скользской дороге при увеличении скорости на 10 км/ч. От стартовой точки до момента въезда на скользскую поверхность набираем скорость. Сначала 40 км/ч, по сигналу инструктора тормозим в пол. Ждем полной остановки, смотрим по разметке сколько составил тормозной путь. Естественно, чем он короче, тем лучше. У меня он был 45 метров. Что практически точно соответствует теоретическим расчетам в 43 м.
Увеличиваем скорость на 10 км/ч. Проделываем все тоже самое. Тадам - 65 метров на практике. 63, 8 м при теоретическом рассчете. 20 метров разницы - это дофига. С учетом того, что основную скорость машина сбрасывает на последних 5 метрах торможения, то любопытные могут посчитать, какая скорость будет у машины на отметке 45 метров тормозного пути.
Ситуация такова, что если вы едете на машине со скоростью 40 км/ч, на дорогу выпрыгивает человек на расстоянии 50 метров, вы его замечаете, тормоза в пол - полная остановка, все живы! Но если скорость машины всего на 10 км/ч больше, затормозить вовремя невозможно даже чисто теоретически, и этот человек окажется сбитым на скорости 40км/ч.
Кстати, нетрудно посчитать сколько времени вы экономите на каждые 10 км, увеличивая скорость всего на 10 км/ч - 3 минуты. Это просто ерунда по сравнению с возможностью попасть в аварию.
Упражнение 2. Разгоняемся. Тормозим по сигналу инструктора, пытаемся перестроится в левую полосу. То есть на практике проверяем работу ABS. Это не антипробуксовочная система, а антиблокирующая система, которая позволяет одновременно тормозить и совершать рулевое управление. То есть эта система не дает полностью заблокировать передние колеса, что дает возможность управлять машиной.
Упражнение 3. Поняв, как это работает, мы покидаем первую скользскую трассу, и отправляемся на следующую дорогу. Принцип тот же, разгон - дальше как получится - тормозим, перестраиваемся, делаем что угодно, главное вернутся на стартовую точку. Для меня было сюрпризом то, что моя инструкторша может управлять макетами пешеходов прямо из машины. Вот еду я на скорости 45 км/ч, приготовилась тормозить, как только въеду на скользскую поверхность, а тут сбоку,"откуда не возьмись", ПАРОЧКА МАНИКЕНОВ "ПЕРЕБЕГАЕТ ДОРОГУ". Надо сказать движутся они довольно шустро, и инструктор довольно ловко подставляет их под колеса машины. Естественно, первый раз я испугалась, резко нажала на тормоза, и с успехом переехала двух несчастных. Я так понимаю, что они "бегут" на расстоянии 50 метров от начала скользской поверхности.
Обсудив, мы поехали на стартовую точку снова.
Упражнение 4. Попытаться увернуться от сталкновения с маникенами, при полностью выжатом тормозе. Мои маникены бежали довольно быстро, и оценив ситуацию, я решила что рулем лучше не крутить, поскольку если я начну крутить руль влево пытаясь их объехать - то точно задавлю их. В итоге, один маникен успел перебежать дорогу и не был задет мной, второго я покалечила задев за ногу. Почти успех! :)
Повторяем упражнение 4. Маникены справа бегут медленнее, я торможу быстрее, при торможении перестраиваюсь в левый ряд. С успехом их объезжаю и останавливаюсь. Казалось бы - вот оно! Но не тут то было!!! Принимаем левый ряд за встречную полосу, и обвиняемся в создании опасной ситуации. Остановится надо на своей полосе.
Повторяем упражнение 4. Чтобы помочь мне вернуться на свою полосу, инструктор запускает из кустов слева еще пару маникенов. С успехом объехав всех самоубийц, переходим к следующему упражнению.
Упражнение 5. Отличается оно только тем, что теперь мы используем другую технику "торможения - объезда". А именно, сначала тормозим в пол, потом отпускаем тормоз, рулим,
(до тех пор пока у машины все колеса не буду стоять ровно), снова тормозим в пол. Таким образом увернуться от маникенов оказалось гораздо проще!
Покидаем данную дорогу. И отправляемся на шикарную скользскую дорогу с поворотами, разворотами и прочими сюрпризами.
Упражнение 6. Проехать по скользкой петляющей дороге и вернуться на исходную точку. Поскольку дорожка изгибается, вдоль дороги насажены деревца и сделаны "скалы", то видимость довольно ограничена. Очень захватывающе ехать по такой дороге в первый раз, поскольку ты понятия не имеешь где именно будет скользская зона. И вот после очередного поворота ты вылетаешь на скользскую дорогу, зад машины заносит "на встречку" и по моновению волшебной кнопки инструктора ты видишь, как к тебе приближается макет машины. Естественно, задача увернуться от него, выехать на свою полосу и продолжить движение. На 30-35 км/ч это сделать довольно просто, а вот со скоростью в 40 км/ч уже начинаются проблемы. Тогда нам на помощь приходит другая система - electronic stability program (ESP) или dynamic stability control (DSC), компьютерная программа, которая позволяет увеличить стабильность транспортного средства и предотвращает занос, путем блокирования нужных колес. Торможение автоматически применяться к каждому колесу индивидуально, например, ко внешнему переднему колесу для противодействия быстрому вращению (проскальзыванию). Некоторые системы ESP также уменьшить мощность двигателя, пока управление не будет восстановлено.
Упражнение 7. Заезд на крутую скользскую горку. Я заехала с третьей попытки. Стремно было понимать, что ты катишься по этой горе задним ходом вниз, при этом совершенно не контролируешь машину. Ее несет куда хочет. Учились возвращать себе контроль над машиной, спускаться задом по скользской горе в нужном положении. И приступали в заданию снова.
После таких покатушек все дружно собрались в классе обсудить полученные навыки, посмотрели несколько маленьких киношек по поводу безопасности на дорогах, раскланялись, и порулили в город.
Вот несколько видеороликов, найденных мной в сети. В одном из них показывают как раз эксперимент с ремнем безопасности. Обратите внимание на очки молодого человека.
Click to view
Click to view
Click to view
P/S. Все фотографии для этого поста взяты мной из интернета, поскольку сама я рулила, и снимать возможности не было.