Продолжая копаться в четырёх этиках, рискну порекомендовать уважаемым читателям сопутствующую вполне себе художественную литературу, где "северная" этика, в общем, заметна. Имхо. Ниже следуют ссылки, спойлеры и прочее. Жанр - естественно, фантастика, ибо отыгрывать подобное в реалистической литературе крайне затруднительно.
Урсула Ле Гуин, "Disposessed", что можно одновременно перевести и как
"Обездоленный", и как "Не-одержимый". Общество анархо-коммунизма в условиях крайней ресурсной скудости, с ярко выраженным приматом индивидуальной независимости как ценности, где главный герой находит непротивление аморальному поведению неэтичным и стремится уклониться от соответствующих отношений, вывести себя из них или препятствовать им, полагая такое поведение не столько вынужденным, сколько правильным - явный признак "северной" этики.
Пол Андерсон, "Зима мира" (ссылка пустая, не могу найти в сети). Тысячи лет тому вперёд, новый ледниковый период, в результате мутации на Земле где-то близ Сибири появляется новая раса - любопытно, что это остатки белой расы, остальные гибридизировались - биологически неспособная к компактному проживанию; автор что-то говорит о феромонах... Соответственно, независимость у этой расы является биологически обусловленной, своего рода инстинктом; сюжет романа построен вокруг попытки "цивилизовать" эту расу имперскими методами, характерными для "восточной" этики. Картина проработана автором тщательно, откровенных залепух в описании жизни хомо новусов, которые те ещё люпусы, не видно. Хотя, конечно, "биологический" допуск на обрисованное влияет сильно и во многом его обесценивает.
Станислав Лем,
"Осмотр на месте". Страна Люзания и шустросфера как техническое устроение, резко затрудняющее причинение гражданами вреда друг другу. Автор, известный как въедливостью, так и скептицизмом, рассматривает такое установление исключительно с позиций "западной" этической системы, и его персонажи ведут себя именно как "западные" люди, которых засунули в "северное" общество. Засунули, кстати, не от хорошей жизни... точнее, от слишком хорошей: был достигнут потолок по безопасному потреблению. Легко догадаться, что хорошо слишком "западным" людям в шустросфере не приходится; особенно радует эпизод, когда террористы, пытающиеся истребить Ийона Тихого, хотят убедить его в том, что его смерть станет не убийством, но величественной жертвой - и так обойти охранные системы. Если подумать над прочитанным, можно сделать забавные выводы об обратной ситуации, весьма актуальной: "северные" люди, вынужденные играть по "западным" правилам.
Теперь о кириллице.
Насчёт
"Лучшего экипажа Солнечной" вы и без меня догадались. Кто не догадался, берёте и читаете; неприлично не знать эту вещь, в конце-то концов... речь идёт именно о людях, а не про общество, там описанное.
Другой автор известен несколько менее Олега Дивова, тем не менее, тоже находится в списке мною покупаемых на бумаге. Алексей Бессонов пишет качественные космические оперы (насколько космические оперы вообще могут быть качественными). Основной сеттинг, им эксплуатируемый: история будущего, космическая Империя (кстати, очень сильное, хотя и не бесспорное описание национал-капиталистического государства на основе индивидуализма), подравшаяся с чужими и деградировавшая, а потом возродившаяся как Конфедерация и продолжившая меситься с чужими, ибо нафиг и нефиг. Читать в этом сеттинге стоит многое, однако особняком, на голову выше я бы поставил
"Стратегическую необходимость", в которой достаточно художественно и без особых заусенцев прописаны все четыре этические системы через сопутствующие им милитарные парадигмы.
Собсна, такой вот списочек навскидку. У кого есть что туда добавить в меру понимания вопроса, не стесняйтесь - издеваться не буду. Возможно.