На полях. Авторское.

Mar 30, 2018 15:59


Работа и дела околорабочие меня доедают и продолжат доедать, посему только на полях.

Суждения современного обывателя о сиюминутном a.k.a. "заголовках" обязаны своей формой допаминовой зависимости и мозаичному восприятию.

Сперва о мозаичном. Неспособность сколько-нибудь убедительно вообразить окружающий мир следствием единого набора правил и результатом ограниченного числа эффектов ведёт к распаду обывательской картины мира на множество не связанных между собой картинок, каждая из которых хороша "здесь и сейчас". Сложность частных картинок оказывается ограничена "сверху" способностью обывателя их объяснить.

Последователь самого узколобого религиозного учения (форменный мракобес), не уделанный мозаичным восприятием, вполне может признать то, что окружающий его мир един и сложен. На неудобные вопросы мракобес будет отвечать "не знаю, как именно так устроено, однако устроено сложно, красиво и непонятно. Бог велел, наверное". Признание своего незнания, умение жить с ним - вопрос не доктрины, которой следует признающий, а личных способностей и воспитания.

Соблазн мозаичного восприятия состоит в том, что отказ от презумпции единства и связанности мироздания даёт возможность разбивать мироздание именно на такие части, которые обыватель гарантированно может объяснить (правильно или нет), а значит, не тратить нервы на признание своего неведенья даже перед самим собой.

Поддаваться этому соблазну означает привыкать к своему всезнанию, быть готовым платить дороже и дороже за его, всезнания, подтверждение в каждый следующий раз. На этом рынке и процветают самопальные пророки, продающие обывателю лёгкие объяснения всего заметного, что случилось только что. Павшему обывателю достаточно выбрать подпись под видимую им картинку случившегося, совпадающую с его собственным наименее затратным предположением о случившемся.

Из прежних милосердных времён, когда были только газеты, и тех было мало: "газеты водят хороводы уже сейчас. Ах, какой ты у нас славный, дурак! Ах, какой ты бодрый и здоровый, дурак! Ах, какой ты оптимистичный, дурак, и какой ты, дурак, умный, какое у тебя тонкое чувство юмора, и как ты ловко решаешь кроссворды!.. "

Введите поправки на Интернет и малое предпринимательство.

Не уверен в точности термина "допаминовая зависимость", но пусть его. Речь идёт о переживании человеком собственной целеустремлённости как блага, об его опьянении предвкушением желаемого результата. Это переживание, это опьянение не имеет отношения ни к довольству собственно результатом, когда/если тот всё же наступает, ни к качеству результата.

Пример: "неуловимые мстители", продолжающие езду по степи на фоне заката, испытывают именно что допаминовое опьянение от того, что куда-то едут на борьбу, а не радость уже состоявшегося триумфа над штабс-капитаном Овечкиным. Другой пример: я, читающий перед сном книгу (Pocketbook 631+, "Instrumentalities of the Night" Глена Кука) и уже восьмидесятый раз, каждую страницу напоминающий себе "это последняя, а потом спать, потому что вставать же уже через пять с половиной часов, а не через семь".

Это механизм, без которого нет человека как человека, и сам по себе он не хорош и не плох. Проблема в том, что человек, опьянённый собственной целеустремлённостью, саму цель уже не проверяет. Туда посторонний может вписать всякое. И - хуже того - вписав, посторонний в лице всяких там маркетинговых отделов норовит разбить вписанное на множество масипусеньких целюлюшечек, которые допаминовый наркоман будет достигать поштучно за десять секунд с каждым кликом. Получая ободрения, бонусы... короче, привыкая далее.

Совмещение мозаичного восприятия и допаминовой зависимости даёт следующее требование: всякий кусок мироздания, на который обратил своё внимание обыватель, должен таить в себе историю, на исход которой обыватель якобы способен повлиять своим действием. Не важно, предпримет он это действие (репост, выход на митинг, комментарий, штурм Рады, лайк, бурные и продолжительные аплодисменты) или не предпримет. Важно, что перед обывателем провели целью, и у него произошёл выброс допамина. Обывателю стало хорошо. Ему стало хорошо здесь. Он придёт сюда ещё раз. Реклама стала дороже. Я смогу купить на эти деньги то, что мне подскажет другая реклама с девичьими задницами на заднем плане.

Чем меньше кусок мозаики, к которой привык обыватель (чем он глупее), тем менее подробна история от самопального пророка. Это "менее" перпендикулярно масштабу самой темы куска. Ту же мировую геополитику можно уместить в два абзаца, если постараться. Я уж не говорю о великолепных в своей законченности суждениях пророков по меньшим вопросам, когда "при наличии отсутствия пропитанных шпал это будет не трамвай, а одно горе". Спрос на суждения есть, и судящие его развивают. К метагалактическим победам на основе последнего сообщения ТАСС это тоже относится.

Хватит на сегодня. Как читатель уже догадался, это был рекламный пост. Автор, так и не собравшийся покинуть когда-то Живой журнал, объясняет, почему придерживается длинных занудных теорий, выдавая в порядке придерживания этих теорий длинные и занудные тексты. Вместо того, чтобы кричать с каждой важной новостью "мы обречены" или "грядёт великая победа".

Нет, я серьёзно. Именно поэтому. Даже не потому, что не спешу наживаться на читателях (живу на другие деньги), а потому, что отучаю самого себя от падения в эту пропасть. Почему отучаю? Ничего личного, гигиена. Нынешняя ситуация в соцсетях уж очень напоминает мне обращение с экскрементами в старом добром европейском городе перед эпидемией чумы.

Спасибо за внимание.

общество, дыбр, теория

Previous post Next post
Up