***Чтобы удержать человека в своих тенетах, церковная педагогика широко использует абьюз, прежде всего эмоциональный, психологический. Абьюз - это угрозы, манипуляции, унижение, давление с целью всецелого контроля и подчинения чужой воле. Такому эмоциональному насилию человек подвергается при чтении «священных» текстов, разнообразной «духовной» литературы, при участии в общественных и частных молитвах, мероприятиях, подчинения своей жизни церковному укладу с его традициями.
Уже при знакомстве с Библией, когда верующего уверяют, что окружающая действительность и он сам якобы совсем не таковы, как привык считать, вместе с газлайтингом начинается и абьюз, при котором человеку методично внушается, насколько он непотребный, недостойный неба и земли, и даже самой жизни
31↓. Утренние и вечерние молитвы, последование ко святому причащению, молитвы суточного круга не дают забыться верующему, насколько он грешен, какую великую милость ему оказывает бог, терпя ещё на земле и не призывая на свой суд. Святоотеческие наставления также направлены на натаскивание человека «видеть свои грехи», что является мощным инструментом изменения сознания, когда он навыкает за всё себя виноватить
32↓.
Чтобы периодически взбадривать привыкших к обличению грешников, в Церкви установлены посты, во время которых эта тема интенсивно муссируется в стремлении вызывать эмоциональную реакцию. Пост неразрывно связан с пищевыми запретами, что усиливает воздействие напоминаний о бесконечной вине. Этим особенно отличаются великопостные богослужения, которым предшествуют подготовительные недели, чтобы настроить грешников на покаянный «подвиг». Помимо строго ограничения на «скоромную» пищу и регламентацию её приёма, усиления физической нагрузки для «смирения» тела бесчисленными поклонами, увеличения продолжительности богослужений
33↓, молитвословия в высшей степени наполнены покаянными мотивами.
Это также достигается дополнительно дважды читаемым великим (т.е. очень длинным) каноном Андрея Критского - по частям четыре дня на первой седмице (т.е. неделе) и один раз полностью на утрене в четверг пятой, воспоминаниями о великой покаявшейся грешнице Марии Египетской (т.н. «Стояние»). Страстнáя седмица, помимо последнего аккорда «покаяния» и, соответственно, усиленного внушения о том, какие люди мерзкие грешники, отмечена драматичным театрализованным действом - выносом плащаницы
34↓, поклонением ей верующих в Великую субботу. Таким образом Церковь пытается вызвать у них чувство сопричастности к событиям двухтысячелетней давности: это, мол, из-за ваших грехов распялся и тяжко страдал безгрешный спаситель мира.
Завершается всё торжественной пасхальной службой в воскресенье. После праздничной литургии в качестве положительного стимула разрешено разговение, когда снимаются пищевые запреты, и аж целую седмицу верующие могут каждый день есть всё, что захотят - нет поста в среду и пятницу (но при этом сохраняется запрет на супружескую близость, а венчания начинают совершаться лишь на Красную горку - в первое послепасхальное воскресенье). Такая вот «награда» за долгое воздержание.
Важным элементом психологического абьюза, кроме постов, являются и аскетические практики: исповедь (её предельная форма - т.н. «откровение помыслов»), контроль интимной сферы, ритуализированность жизни христианина, его поведения, соблюдение обрядности, запрет на общение с неверующими или минимизация контакта с ними, на чтение «недушеполезной» (т.е. «не духовной», светской, развлекательной, познавательной, научной и т.п. литературы, если она не «благословлена» церковной цензурой или лично духовником), вменена обязанность регулярного посещения храма и участие в таинствах (в первую очередь причащения), домашнее молитвенное правило, т.н. «хранение чувств», прежде всего зрения и слуха.
Как проходит рядовой день благочестивого прихожанина РПЦ?
В идеале так. Проснулся - читает утренние молитвы, поклоны (количество зависит от указания духовника). Принимает с молитвой кусочек артоса
35↓, просфоры, запивает святой водой. Потом завтрак (хотя особо благочестивые обходятся без него, т.к. есть обычай не вкушать пищу до окончания литургии в храме, даже если не присутствовал на ней), перед едой и после - молитва, осенение крестным знамением пищи. Далее человек идёт на работу или на службу в церковь. Перед выходом из дома - специальная молитва, перед началом работы - тоже, по окончании - аналогично. Кроме того, есть разные молитвы на все случаи жизни. Многие православные в моменты, когда ум не занят, мысленно произносят Иисусову молитву, чтобы он не рассеивался и не начал случайно мыслить о греховном и суетном.
В дороге читается или правило, или Новый Завет, или «святые» отцы (как вариант - слушается аудиоверсия текста). Если правило не вычитано в дороге, то оно совершается уже дома после работы. При вдумчивом чтении это занимает час-полтора. Оно обычно включает в себя каноны, акафисты, Псалтирь, Евангелие, которое принято читать стоя из-за особого благоговения, поклоны, Иисусова молитва. Вариантов много. Перед сном - молитвы на сон грядущим. В целом правило с поклонами может отнимать в день до трёх часов, если не халтурить, утренние и вечерние молитвы - до получаса. Если верующие просыпаются среди ночи от бессонницы, то особо благочестивые кладут поклоны - считается, что это ангел разбудил на молитву.
Дом христианина можно назвать его крепостью: он освящён, в нём обязательно есть иконы, часто святые маслице, водичка, земелька, ещё какие-то святыньки - камешки, песочек, тряпочки с мощей, кусочки деревьев со святых могилок и т.п. Постель перед сном осеняют крестным знамением, перед отходом ко сну тоже крестятся. В доме воскуряют ладан, затепляют лампаду во время молитвы, а у некоторых она горит постоянно. После стирки некоторые благочестивцы обрызгивают святой водой бельё и читают «Молитвы на освящение всякой вещи». Священники советуют периодически окроплять помещение великой агиасмой
36↓.
Если пост, среда или пятница, то соблюдается запрет на мясные и часто рыбные блюда, при строгом посте практикуется сухоядение (в зависимости от указания Устава), с растительным маслом или без него, а также возможно полное воздержание от пищи в какие-то дни. Это решается в индивидуальном порядке с духовником.
Пост пищевой обычно совпадает с запретом на супружескую близость. В эти дни в церкви не венчают, соответственно, нельзя и заниматься интимом. Конечно, воздерживаются далеко не все, но тогда в этом положено каяться на исповеди. Как думаете, если ещё светскому человеку сказать, что его половая жизнь будет регламентироваться Церковью, т.е. совокупления (ещё одно словечко, которое часто употребляется в церковной литературе) разрешены только по особому расписанию - с учётом постов, праздников, дней болезни, подготовки к причастию, а при нарушении нужно будет рассказывать о них постороннему мужику в платье, за которые тот наложит епитимью на исповедующегося, то как воспримет нравственно здоровый гражданин подобное известие?
Нормальная реакция будет брезгливо-возмущённая: третий в постели (пусть и виртуально) - лишний однозначно. Но для верующих власть священника в данной сфере уже кажется естественной. Их и так на ложе трое: супруги и бог, «иже везде сый и вся исполняяй»[6], не забываем и о снующих вокруг бесах, подбивающих на «излишества» и «извращения», предстоящих ангелах хранителях, присматривающих за подопечными именными святыми, короче, уединение получается мнимое. Памятуя о такой компании, поневоле будешь заниматься сексом по-быстрому и только в миссионерской позе, в темноте и под одеялом.
Если перед попом обнажают душевные «язвы», то вопросы телесности расцениваются как более «тяжкие» и потому обязательно подлежащими «откровению» с закономерным принятием наказания при нарушениях в интимных отношениях (обычно в виде поклонов, дополнительных молитв, чтения «Священного» Писания, отстранения от причастия и т.п. на усмотрение батюшкиной фантазии). Ибо Церковь суёт нос в чужие постели и диктует свои правила также в вопросах контрацепции, разрешённых позах и видах секса. По одному этому примеру можно судить, насколько далеко зашло изменение личности христианина, который «являет послушание» в сфере пола, подчиняясь накладываемым запретам в интимных отношениях и покорно в них кается. Как нетрудно понять, это очень сильно деформирует сексуальную сферу верующего.
Исповедь вообще является мощным инструментом абьюза, заставляя выворачивать все сокровенные движения сердца перед посторонним человеком, рассказывать обо всех своих ошибках, ляпах, несовершенствах. Если человек старается быть христианином не номинально, то у него «настоящих» грехов делом практически не встречается (не крадёт, не убивает, не лжесвидетельствует, не прелюбодействует и т.д.). Поэтому ему приходится со стыдом рассказывать об эмоциональной несдержанности (даже если речь идёт о какой-то спонтанной реакции - стало быть, вылезла скрытая «греховная суть»), различных чувствах - обиделся на кого-то, позавидовал, потщеславился, промелькнули не слишком благочестивые мысли, смеялся (о ужас! - «горе вам, смеющиеся ныне!», Лк. 6, 25), ленился, съел печеньку в постный день, в которой было скоромное масло или следы яиц, вообще объелся, услаждался вкусом пищи (это т.н. «гортанобесие»), празднословил, впал в мечтательность ума и пр. Человек не просто говорит, что «согрешил делом, словом, помышлением», но даёт развёрнутое объяснение, чем именно. А коли испытывал «нечистые ощущения», «не сохранил» зрения и на кого-то засмотрелся с сексуальным подтекстом, «осквернился во сне», то вообще - готовый кандидат в ад, потому бегом на исповедь!
Посещение воскресных литургий для православного обязательно. Если верующий не был три воскресения подряд, то он считается отпавшим от Церкви
37↓. Многие стараются причащаться раз в месяц, а это означает дополнительные постные и молитвенные «подвиги» с непременной исповедью, с предшествующим и последующим после причастия воздержанием от брачного ложа. Во всяком случае, хотя бы однажды в каждый пост верующий должен приступить к святым тайнам, т.е. минимум 4 раза в год. Впрочем, не почтить причащением святого в день своих именин и в престольный праздник тоже не очень благочестиво. Так что раз шесть в год православный должен подойти к «святой» чаше.
Читать можно только то, что благословил священник. Одного грифа «Печатается по благословению…» недостаточно: батюшка смотрит на «духовный возраст» своего прихожанина и решает, что он уже сможет принять, а что ему преждевременно «открывать» из церковной «мудрости» (т.е. смотря по тому, насколько переформатировались мозги, сумеет ли «чадо» без возражений проглотить какую-либо продвинутую «духовную» дичь).
Благочестие требует отказа от развлечений, «излишнего» попечения о плоти, о мирском, от общения с неверующими знакомыми, дабы они «не повредили душе»: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33) и «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1, 1), но тут уже зависит от степени углублённости в боговерие. И такая жизнь - из года в год, ежедневно. Подобная ритуализированность очень въедается в психику, формируя особый склад личности, часто приобретая значение самоценности. Любые вольные или невольные нарушения уже воспринимаются совестью как грех, усугубляя такое ощущение благодаря регулярным исповедям (а многие православные исповедуются еженедельно или хотя бы раз в месяц). Однако есть и другой вариант - всё это со временем настолько надоедает (называется «охлаждением»), что люди перестают молиться, поститься, регулярно ходить на службы, продолжая при всём при том считать себя верными.
Примечания
31 «Тéмже и аз, áще и недостóин есмь небесé и земли́, и сея́ приврéменныя жи́зни, всегó себé повину́в греху́, и сластéм порабóтив, и Твой оскверни́в óбраз…»
Последование ко Святому Причащению. Молитва Василия Великого, 1-я
https://ms.pravoslavie.ru/105669.html «Гóсподи Бóже мой, вем, я́ко несмь достóин, нижé довóлен, да под кров вни́деши хрáма души́ моея́, занéже весь пуст и пáлся есть, и не и́маши во мне мéста достóйна éже главу́ подклони́ти…»
Последование ко Святому Причащению. Молитва святого Иоанна Златоустого, 2-я
Там же.
«От сквéрных устéн, от мéрзкаго сéрдца, от нечи́стаго язы́ка, от души́ осквернéны, приими́ молéние, Христé мой, и не прéзри мои́х ни словéс, нижé образóв, нижé безсту́дия».
Последование ко Святому Причащению. Молитва святого Симеона Нового Богослова, 6-я. Там же.
↑ 32 «Проверяйте себя и кайтесь в согрешениях своих. Конечно, утром припоминать можно только грубые согрешения, например, проспал и опоздал к утрени, осудил за утреней кого-либо, вольно держал себя и т. п., ибо ночь у нас проходит во сне, а у древних отцов она проходила в бдении... Проверка своей жизни приводит к познанию своих грехов, познание своих грехов приводит к познанию своей немощи и покаянию, а это приводит, в конце концов, к мысли о Боге и смерти, а вполне определённого здесь ничего не может быть. Поэтому достаточно будет, если мы будем вспоминать свои согрешения, проверять свою жизнь и каяться в своих согрешениях, бывших за день или за ночь. “Прости мне, Господи, что я оскорбил брата или сделал то-то и то-то!” (преп. Варсонофий)».
«Глаза береги. “Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его” (Мф. 5, 29). Господь повелел. Борьбу себе навлечёшь, если не будешь беречь глаз и языка (преп. Анатолий)».
«Вопрос: “Как себе внимать, с чего начинать?”
Ответ: “Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как гордишься, как тщеславишься, как сердишься, и прочее” (преп. Амвросий)».
Поучения преподобных оптинских старцев. Трезвение
https://www.optina.ru/lection/90/ ↑ 33 Как-то с одним недавно рукоположенным батюшкой на только вновь открывшемся приходе мы в один год пытались служить великопостные богослужения полностью по Уставу. Чтобы всё выполнить, мы с ним начинали службу в 5.30-6 утра (в зависимости от того, была ли литургия Преждеосвященных даров, предполагались ли причастники и сколько, а также соответственно, исповедь), а заканчивали в 14-14.30. На вечерние же службы нас, многогрешных, уже чисто физически не хватало.
Тут или мозги съедут, или психика выставит заслон от перегрузки. Со мной произошло последнее. Я была уже не способна ни на какие духовные переживания, ни на какое покаяние. К этому же прибавлялась нечеловеческая усталость от многочасового стояния, бесчисленных поклонов и голода (ведь грех есть перед службой).
↑ 34 Плащани́ца (греч. επιτάφιος от ἐπί- «на, сверх-» + τάφος «могила») - плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.
Плащаница употребляется в Православной церкви во время богослужения Великой пятницы и Великой субботы (с изображением Иисуса Христа), а также в богослужении Успения (с изображением Богородицы).
Плащаница
https://ru.wikipedia.org/wiki/Плащаница ↑ 35 А́ртос (греч. άρτος - хлеб) - в Православной церкви хлеб, приготовляемый на закваске, освящаемый в первый день Пасхи и раздаваемый народу в субботу.
Артос
https://ru.wikipedia.org/wiki/Артос ↑ 36 Агиа́сма (греч. Αγίασμα - святыня) - в православии название святой воды, то есть воды, освящённой в храме по определённому обряду.
Великая агиасма - вода, освящённая по чину великого освящения в день праздника Богоявления (19 января), а также накануне в Крещенский сочельник. В отличие от великого освящения воды, имеется ещё малое, совершаемое в обычные дни на молебнах. Такая вода агиасмой не является.
Агиасма
https://ru.wikipedia.org/wiki/Агиасма ↑ 37 «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удалён от общения».
Правило 80 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/231 «Согласно 80-му правилу VI Вселенского Собора, человек, избегающий церковного общения, отпадает от Церкви. Три воскресных богослужения, пропущенных без серьёзной причины, являются таким рубежом».
Отпавшие
https://azbyka.ru/otpavshie ↑