«И душу я избавлю от насилья» - V ч.

Nov 13, 2019 21:28


Обычно же с годами регулярной церковной жизни очень сильно приходится себя понуждать к сохранению прежнего режима благочестия, поскольку домашние молитвы и последование служб ты знаешь наизусть, особенно воскресных, все виды напевов и репертуар церковного хора тоже, что отнюдь не привносит ни эффекта новизны, ни побуждает интереса к давно известному ходу служб. Пытаешься возносить ум горé, видеть символизм за каждым действием священника, но… сколько ж можно? Одно и то же, одно и то же… И так - по кругу. Ты зациклен на одних и тех же событиях, потому что Церковь вынуждает тебя проживать их раз за разом, как в дне сурка. К тому времени все возможные толкования были услышаны, эмоционально прочувствованы, а что-либо нарочито выдавливать из себя нельзя, потому что это т.н. мнимодуховные переживания 38↓. Если работаешь в храме, то ещё как-то можно поддерживать угасающий интерес к службам, но когда ты просто прихожанин, то со временем приходится тащить себя за шкирку, а женщины радуются «технической паузе», во время которой им с чистой совестью можно остаться дома.
Даже при почти полном прекращении церковной жизни человек всё равно остаётся в тисках догм, запретов, обрядов, которые держат его на психологическом крючке, не позволяя вырваться из сложившегося уклада и сопутствующего ему образа мыслей. Ему не дают забыть о его непотребстве, что приводит или к перманентному неврозу, или включаются защитные механизмы психики, при котором христианство трактуется максимально безболезненно для верующего, выборочно, применительно к собственному удобству. Как уже упоминалось, найти обоснование и нужные ссылки из отцов для своего оправдания проще простого. На самом деле это нормально, потому как постоянная концентрация на собственной негодности в режиме постоянных запретов и предписаний - вещь крайне деструктивная, ничего доброго из сего не получится. Хотя богослужебные тексты и разбавляются славословиями богу и святым, но даже на пасхальной службе звучат слова «Господи, помилуй».

Однако нельзя воспитать нравственно здорового и психологически устойчивого человека, постоянно тыкая его в дерьмо, тем более мнимое. Невозможно жить постоянно в режиме «я великий грешник, во мне нет ничего доброго». Здоровая психика от этого ломается, пропадает воля к жизни. Я подразумеваю не просто словесную декларацию оного, а глубину и искренность такого мнения о себе, чего и добивается христианство. Так незаметно подкрадываются неврозы и кошмары.

Отношение же к неврозам в православной среде весьма примитивное: «Грех, как корень всякого зла, влечёт за собой невротические расстройства»[7]. До чего просто: наука «запуталась», а Церковь даёт однозначный ответ[8]. Ай молодца! А раз грех, то надо усилить аскетическую практику. Главная причина - в гордыне, стало быть, нужно сильнее смиряться. Ну, и конечно, без дьявольских происков тут тоже не обошлось, как же без врага рода человеческого 39↓. Но смирение, которому учат «святые» отцы, это способ залить пожар бензином: чем глубже религиозно «смиряется» человек, тем бедственнее его эмоциональное самочувствие 40↓.

Можно сколько угодно говорить, что-де люди, скатившиеся в неврозы в результате «духовной» жизни, неправильно читали святых отцов, неправильно молились, не «уповали на бога», не умели «держать ум во аде» и не отчаиваться, не имели опытного наставника или неправильно выполняли его слова и т.п., и потому лишь они сами виноваты в своих проблемах. Опять винят человека, не сумевшего найти верный духовный путь, но никак не безучастно взирающего на его потуги и метания бога, который давал (наверное) какие-то знаки, но грешник по своей греховной слепоте их не понял и не вразумился (хотя на самом деле это вопрос компетентности подсказчика: не смог или не захотел ясно донести до человека, что же ему делать).

Все эти «покаянные» действия - молитвы, чтение специально подобранных фрагментов «Священного» Писания, униженные многочисленные поклоны, ползания на коленях, целования рук священства, разных святынь, пищевые запреты, вторжение в сексуальную сферу и т.п. - направлены на растаптывание самооценки и самоуважения 41↓ человека, обесценивание его дел 42↓ и приучение к беспомощности 43↓, оскорбления 44↓, запугивание земными скорбями 45↓ и вечными ужасными муками 46↓, страхом скорой смерти 47↓. Верующему то так, то эдак вдалбливается, какой он неключимый. Всё это в совокупности бесследно для психики не проходит и исподволь её повреждает. «Сломи и властвуй» - девиз абьюзера.

Такой эмоциональный террор преподносится как великое благо для «очищения» и «освящения» души, её «смирения» и носит, повторю, целенаправленный, систематический характер, отравляя сознание человека и незаметно порабощая его волю. Люди постепенно теряют критичность восприятия, их реальность размывается, подменяется рабскими ценностями, и они перестают адекватно осознавать действительность и самих себя.

В этом проявляется т.н. эффект иллюзии правды - ещё одной формы газлайтинга, тесно связанной с абьюзом. Это феномен, при котором слушатель начинает верить чему-либо лишь по причине частого повторения тезисов. Когда человек изо дня в день, из года в год постоянно слышит и читает, что он непотребный, аки свинья, валяющийся во грехах, яко пёс, возвращающийся на свою блевотину (2 Пет. 2, 22), ничего без бога не может, сам по себе ничего не стóит, омерзителен перед лицом небесной святости, то естественно, что его самоуважение уничтожается, он в самом деле начинает верить, что действительно «негодный раб». Вода камень точит.

Эти убеждения закрепляются в разуме верующего как непоколебимые истины, особенно при условии, что авторитет бога для него незыблем, его образ рисуется в воображении недосягаемым идеалом совершенства, по каковой причине находится вне критики даже в мыслях. Человек стремится «угодить» господу, ожидает его одобрения и надеется на «небесную награду», а Церковь, как институт, присвоивший право говорить от его имени, успешно, подобно кукловоду, манипулирует верующим человеком в своих интересах, паразитируя на его чаяниях и лучших устремлениях души.

Таким образом, мы видим, что Церковь, подобно эмоциональному насильнику, нашла действенные способы непрерывного контроля христианина и управления им, так что он сам радостно «подвизается» по её наставлениям, всё глубже погружаясь в религиозное болото. Он со временем начинает верить, что в самом деле достоин такого обращения, ибо «раб нестоящий», его травмированная психика привыкает жить в атмосфере эмоционального церковного диктата и под духовным наркотиком. Поэтому нередки случаи, когда порвав, к примеру, с РПЦ, уходят в другие конфессии или религии, лишь бы удовлетворить свою тягу к иррациональному, не умея уже жить без костылей и не имея внутренней мировоззренческой опоры.

На чём же Церковь основывает своё право так ломать психику адептов? Она исходит из божьего отношения к грешникам. Если мы внимательно прочитаем Библию, то легко увидим, что господне поведение, как это бывает в абьюзивных межличностных отношениях, характеризуется довольно специфическими маркерами.
  • Бог никогда не признаёт своей неправоты, т.е. он априори безгрешный и всё делает превосходным образом.
  • Он превозносит себя за счёт унижения своих «падших» созданий, которые для него ничтожнее грязи (Ис. 40; 15, 17; Дан. 4, 32).
  • Он ревнив 48↓, мстителен 49↓. И этот бог-мститель - тот самый бог-«любовь»?
  • Он гневается, если люди не согласны с его действиями, запрещая им «испытывать судьбы божии». «Упал - отжался, ать-два!»
  • Он шантажирует вечными невообразимыми муками, если человек не соответствует его требованиям или до предела не «смиряется» в униженном молении о помиловании.
  • Он скорее безразличный. На страницах Библии ещё можно увидеть его эмоции, преимущественно негативные, но в настоящее время он молчит, уйдя в глубокое подполье, а свой гнев на «беззаконников» выражает в стихийных бедствиях, эпидемиях, авариях и т.п., по словам верующих 50↓, применяет «холодный душ» 51↓, включает игнор после «призывающей благодати». Между тем бойкот в отношениях крайне разрушителен (это, кстати, относится к затронутому ранее вопросу о том, что господь всё время молчит).
  • Он заставляет отрекаться даже от родных до ненависти к ним 52↓.
Православный уклад жизни выстроен таким образом, чтобы доминировать над всеми сторонами как внешней, так и внутренней жизни верующего человека до такой степени, чтобы сделать «божественное» «единым на потребу» (Лк. 10, 42), добиваясь признания нравственным и правильным лишь того, что таковым определяет Церковь. А т.к. «мирская» светская жизнь с её критичностью способна подорвать церковный авторитет, то последний стремится ограничить её влияние на верующих. Если человек глубоко воцерковлён, то образование и работу он отдаёт на откуп своим духовным наставникам. Соответственно, люди подвергаются финансовому абьюзу, особенно это касается монашествующих и сосланных на дальние приходы священников, а также верующих, которым «не благословили» получать образование, строить карьеру или искать более денежную работу, женщин, которым повелели рожать столько детей, «сколько бог пошлёт» 53↓, со всеми вытекающими последствиями.

Церковь вторгается в самые сокровенные стороны жизни людей, диктуя даже о чём им можно и о чём нельзя думать, вообще, как жить, к каким идеалам стремиться. Несоответствие объявляется грехом и подлежит «покаянию» с «исправлением». За тысячелетия набрался внушительный список запретов и предписаний, которые объявлены обязательными к исполнению под угрозой ада.
Впрочем, Церковь норовит диктовать свою волю и свои представления о должном не только верующим, но и светским людям, пытаясь использовать государственный аппарат принуждения для продвижения своих идей (о чём уже говорилось в предыдущих главах). Всё вместе это создаёт изматывающие морально условия.

Ведь начинается вербовка с «бог есть любовь», прекрасных посулов вечной блаженной жизни и только потом происходит постепенное приучение к унижению и безропотности под видом «смирения», обесцениванию, манипуляциям и шантажу. Когда верующий привыкнет к роли виноватой жертвы и его личные границы будут не то что размыты, а сметены, тогда произойдёт его нравственная дезориентация и можно вести овцу в нужное стойло.

Светские люди не в курсе подобных психологических ловушек и степени их воздействия на личность. Сейчас едва-едва начинает распространятся информация о методах психологического насилия в межличностных отношениях. Люди только учатся распознавать маски абьюза, газлайтинга, неглекта 54↓, открывают для себя, кто такие перверзные нарциссы, психопаты и социопаты, знакомятся с признаками токсичной связи. Поэтому осознать, что всё это ещё обретается и в Церкви («врачебнице», «тихой пристани», «утешительнице»), чрезвычайно сложно, ведь обычный человек даже не допускает мысли о подобном «кощунстве», пока его душа не окажется вконец растоптанной, а жизнь сломанной. Но, как видим, виктимблейминг, газлайтинг и абьюз цветут там пышным цветом.

Это настоящий эмоциональный террор, при котором церковных «отцов» совершенно не интересует психологическое состояние и душевное благополучие человека, подвергающегося столь жестокому прессингу с малых лет. Ему запрещаются даже «неположенные» чувства, к которым относится, например, не только гнев, но и радость из-за «тленных» вещей, даже «духовных» переживаний 55↓.

Всё вместе неизбежно вырабатывает определённые черты характера у верующего. В результате у него теряется способность доверять себе (которая вообще трактуется «святыми» отцами как прямой путь к погибели 56↓), он сомневается в собственном здравомыслии, истощаются его внутренние ресурсы, прежде всего моральные и эмоциональные, а со временем и физические - из-за постов, скрытого невроза или психоза. Человек сосредоточен на собственных проступках, в том числе мысленных, гиперболизирует свою вину, что порождает новые комплексы, неуверенность, страх «погибели» и «богоотверженности». Внимая церковным манипуляторам, веря им, а не своему уже слабому внутреннему голосу критики, человек привыкает подвергать сам себя газлайтингу и абьюзу 57↓.

И вот здравствуйте, депрессии, уныние, тревоги, посттравматические расстройства, неврозы, культовая травма. Что мы и наблюдаем в церковной среде даже среди некогда психически здоровых людей. Человек или ломается, или порывает с религией, или «лукаво» приспосабливается, поскольку эмоционально ему комфортно «быть с богом», но только на своих условиях.

По причине медленной, но неумолимой когнитивной интоксикации, люди перестают понимать, что с ними происходит. Принимается логика абьюзера (Церкви), усваивается его взгляд на мир и место верующего в нём, жизнь начинает подчиняться «душеспасительным» правилам, и потому-то так трудно выбраться из этой психологической ловушки. Чтобы не обвинять увязших в таких токсичных отношениях верующих («его же никто насильно в Церкви не держал», «входя в храм, снимают шляпу, а не голову», «надо было с рассуждением принимать», «нужно было очистить сердце», «без усердия слушался духовного отца»), достаточно провести аналогию со светской жизнью, когда жёны десятилетиями живут с нарциссами, алкоголиками, психопатами. Они втянулись в зависимые и созависимые отношения, их нравственные ориентиры сбились, а личные границы давно слетели. Психологические механизмы подчинения абьюзеру в семье и в церковной среде идентичны.

Примечания
38 «Другой ошибкой, малоприметной, но, пожалуй, самой опасной, является, по выражению святителя, мнение сердца. Нашему сердцу свойственно чувствовать, ощущать, и если, допустим, чувства сердца в молитве примут неправильный порядок и строй, то это повлечёт за собой гибель души.
Подобная ошибка возникает тогда, когда человек стремится к высоким духовным ощущениям, намеренно настраивается и ищет в сердце ощущений святых, благодатных, божественных. Стремление насладиться этими чувствами когда-нибудь легко произведёт в душе мнение, что благодатные ощущения уже достигнуты. Под видом благодатного чувства является тончайшее тщеславие, которое несёт сердцу кажущееся утешение в наслаждении самим собой. Здесь действует наслаждение именно самим собой, поскольку мнимодуховное чувство создано самим неочищенным сердцем».
Духанин Валерий Николаевич. Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/svjatitel-ignatij-brjanchaninov-ob-opasnosti-mnimodukhovnykh-sostojanij/

39 «Невроз (особенно некоторые его формы: упорные навязчивые состояния, стойкие страхи) может быть также следствием дьявольского ополчения».
Авдеев Д.А. Нервность: её духовные причины и проявления. https://azbyka.ru/zdorovie/nervnost-ee-duxovnye-prichiny-i-proyavleniya#n15

40 Вот характерные цитаты о смирении из копилки святоотеческой мудрости. Смотрите сами, насколько эти наставления в действительности будут способствовать духовному оздоровлению.
«Уничижающего и умаляющего себя преумудрит Господь. Отпадает от премудрости Божией тот, кто признает себя мудрым» (прп. Исаак Сирин):
«Отличительные черты и признаки человека, имеющего истинное смирение, следующие. Считать себя самым грешным перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело. Никого не хулить и не находить на земле человека, который был бы гнуснее, или грешнее, или нерадивее его самого, но всегда всех хвалить и прославлять. Никого никогда не осуждать, не уничижать, ни на кого не клеветать, во всякое время молчать и без приказания или крайней нужды ничего не говорить. Когда же спросят и есть намерение или крайняя нужда заставляет говорить и отвечать, тогда говорить тихо, спокойно, редко, как бы по принуждению и со стыдом. Ни в чем не выставлять себя за меру, ни с кем не спорить - ни о вере, ни о чем другом, но если говорит кто хорошо, сказать ему: “Да”, а если плохо, отвечать: “Сам знаешь”. Быть в подчинении и гнушаться своей волей, как чем-то пагубным. Смотреть всегда в землю, иметь перед глазами свою смерть. Никогда не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить высшему. С радостью переносить обиды, уничижения и утраты. Ненавидеть покой и любить труд. Не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Таковы признаки истинного смирения; и блажен, кто имеет их, потому что здесь ещё начинает именоваться домом и храмом Божиим, и Бог является в нем, и делается он наследником Небесного Царства» (прп. Ефрем Сирин).
Святые отцы о смирении / 1. В чём состоит смирение https://verapravoslavnaya.ru/?Svyatye_o_smirenii#1

41 «Обложен есмь одеянием студа, якоже листвием смоковным, во обличение моих самовластных страстей.
Одеяхся в срамную ризу и окровавленную студно течением страстнаго и любосластнаго живота.
Впадох в страстную пагубу и в вещественную тлю, и оттоле до ныне враг мне досаждает.
Любовещное и любоименное житие невоздержанием, Спасе, предпочет, ныне тяжким бременем обложен есмь.
Украсих плотский образ скверных помышлений различным обложением, и осуждаюся.
Облекся я одеянием стыда, как листьями смоковницы, во обличение самовольных страстей моих (Быт. 3, 7)».

По-русски:
«Оделся я в одежду, постыдно запятнанную и окровавленную нечистотой страстной и сластолюбивой жизни.
Подвергся я мучению страстей и вещественному тлению, и оттого ныне враг угнетает меня.
Предпочтя нестяжательности жизнь, привязанную к земным вещам и любостяжательную, Спаситель, я теперь нахожусь под тяжким бременем.
Украсил я кумир плоти разноцветным одеянием гнусных помыслов и подвергаюсь осуждению».
Великий канон святого Андрея Критского. Во вторник первой седмицы святого и Великого поста. Песнь 2 https://verapravoslavnaya.ru/?Velikii_pokayannyi_kanon#2

42 «Не должны мы считать добрых дел своими, не должны гордиться добрыми делами, не должны даже вспоминать о них - должны забыть их. Должны забывать тотчас о сотворённых нами добрых делах, ибо должны чувствовать себя рабами, которые обязаны творить волю своего господина, а Господин наш - Господь Иисус Христос. Если что доброе сделали, исполнили волю Его, должны забыть об этом, сказав: Я - раб; исполнил то, что должен был исполнить (Лк. 17, 10). Никогда не должны мы считать и вспоминать добрых дел своих. Должны думать о том, что не сделали того, что должны были сделать» (свт. Лука Крымский).

«Демон гордости двоякое имеет лукавство: или убеждает монаха исправные дела свои приписывать себе, а не Богу, подателю благих и помощнику в исправности, или, когда он не соглашается на сие, подущает уничижать менее совершенных братий. Но не ведает он, что и при таком действии на него, демон наущает его отвергаться Божией помощи» (прп. Максим Исповедник).

«Без Него мы не можем делать никаких истинно добрых и полезных дел; без Него все добрые дела наши проникнуты нечистотою страстей - самолюбия, честолюбия, самонадеянности, своекорыстия» (прав. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том III. 1859-1860).
Толкования на Ин. 15:5 http://bible.optina.ru/new:in:15:05

43 «Ты́ бо ре́кл еси́ пречи́стыми усты́ Твои́ми, я́ко без Мене́ не мо́жете твори́ти ничесо́же…»
Молитва перед началом всякого дела https://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pered-nachalom-i-po-okonchanii-vsyakogo-dela.html

См. также Ин. 15, 5.

44 Например: «Помяни́, Го́споди, моего́ уны́ния смире́ние, кал сый и персть».
Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтири https://ms.pravoslavie.ru/107352.html

«Кал» можно перевести как «говно, срань» и «персть» как «земля, прах, грязь». Это лишь одна цитата такого самоуничижения, на самом деле подобных выражений в молитвах множество.

45 «Когда человек грешит и не сознает себя виновным, Бог для вразумления его посылает скорби. Они еще более умножаются, если принимаются с ропотом, как незаслуженные».
Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова). Скорби https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/duhovnye-rassuzhdenija-i-nravstvennye-urok/430

Хотите знать, из-за каких грехов болеете? Вот вам табличка:



Какие болезни даются за какие грехи? http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/grehi-i-bolezni.html

Не знаю, откуда составители взяли такую зависимость «конкретный грех - конкретная болезнь» (наверное, кому-то открылось свыше, не иначе), но сайт позиционируется как православный информационный портал, который, по их словам, «разработан для тех, кто хочет разобраться в особенностях православной веры и воцерковления. Нашими гостями могут быть как новоначальные христиане, так и давно воцерковлённые, а также ещё сомневающиеся в выборе собственного жизненного пути».

46 «Преисподние темницы представляют странное и страшное уничтожение жизни при сохранении жизни. Там полное прекращение всякой деятельности, там - одно страдание, там господствует лютейший из сердечных недугов - отчаяние, там плачи и стоны, не привлекающие никакого утешения душе, раздираемой ими. Там узы и оковы неразрешимые, там тьма непроницаемая, несмотря на обилие пламени, там царство вечной смерти. Так ужасны адские муки, что ничтожна перед ними лютейшая из земных мук - насильственная смерть».
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова). Ад https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-ignatija-brjanchaninova-tereshenko/1

47 «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».
По-русски:
«Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий».
Великий канон святого Андрея Критского. Кондак, глас 6 https://verapravoslavnaya.ru/?Velikii_pokayannyi_kanon#2

48Исх 20:5 ...ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,..
Исх 34:14 ...потому что имя Его - ревнитель;..
Исх 34:14 ...Он Бог ревнитель...
Втор 4:24 ...Бог ревнитель...
Втор 5:9 ...ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,..
Втор 6:15 ...есть Бог ревнитель;..
Нав 24:19 ...ибо Он Бог святый, Бог ревнитель,..
Наум 1:2 ...Господь есть Бог ревнитель и мститель;..
Деян 22:3 ...ревнитель по Боге, как и все вы ныне.
Симфония для Библии. Ревнитель https://bible.by/symphony/word/16/1603/

49Наум 1:2 ...Господь есть Бог ревнитель и мститель;..
Наум 1:2 ...мститель Господь и страшен в гневе
Лев 26:25 ...и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет;..
Ис 59:18 ...врагам Своим - местью, островам воздаст должное.
Симфония для Библии https://bible.by/symphony/word/12/1322/

50 «Огонь, вода, земля, воздух - четыре стихии, инструменты Творца, которыми Он воздействует на отдельных людей и на массы для исправления и наказания. Кроме того, народ может быть наказан за нечестие царя. Это вывод из Библии».
Сайт «Елицы медиа». Марина Струкова. Природные катаклизмы - Божья кара?
https://media.elitsy.ru/otvety/prirodnye-kataklizmy-bozhja-kara/

51 Широко известное состояние, когда после «призывающей благодати» бог «вдруг» пропадает, часто на долгие годы, лишь изредка балуя верующих какими-то тёплыми сердечными ощущениями.
В психологии абьюзивных отношений «ледяным душем» называется внезапное немотивированное охлаждение в отношениях, внезапное исчезновение, тотальное обесценивание жертвы. Часто происходит после особенной близости (сексуальной или душевной), полного, казалось, взаимопонимания. Это делается с целью напугать возможной потерей отношений, стимулировать последующее послушание, чтобы и дальше манипулировать жертвой. На этом этапе часто подключается и газлайтинг.

52 Знаменитое: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 25-27).
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 34-39).

53 Стандартный старческий совет:
«Старец всегда подчёркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию и, так сказать, не планировать детей, ибо детей даёт Бог. И Он один знает, сколько детей дать, - Он один, и никто иной. Некоторые, правда, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь только одного ребёнка, поэтому они и предохраняются. Однако это великий грех, поскольку эти христиане показывают, что сами устраивают свои дела, лучше, чем Бог».
Изречения преподобного Паисия Святогорца https://pravoslavie.ru/114336.html

54 Неглект - пассивная форма абьюза, неспособность или нежелание обеспечить заботу и уход, помощь и поддержку для взрослых и детей, за которых отвечает абьюзер.
Вервольф Айлаш. Неглект https://femunity.livejournal.com/704300.html

55 «Нашему сердцу свойственно чувствовать, ощущать, и если, допустим, чувства сердца в молитве примут неправильный порядок и строй, то это повлечёт за собой гибель души».
«Святитель Игнатий постоянно акцентирует внимание на том, что в нашем состоянии падения и удалённости от Бога единственно дозволенным сердцу чувством и должно быть чувство нашей падшести, то есть чувство покаяния, печали о грехах. Ошибочно отнимать “у сердца заповеданное ему Самим Богом, существенно и логически необходимое для сердца чувство покаяния и усиливаться раскрыть в сердце, в противность порядку, в противность установлению Божию, те чувствования, которые сами собою должны явиться в нем по очищении покаянием, но совершенно в ином характере”. Да, сердце создано для чувств духовных, для того чтобы быть обителью Бога, иметь к Нему непрестанную любовь. Но пока в нашем сердце живёт грех, пока нашего сердца касаются хотя бы малейшие нечистые чувства, оно, как знакомое лишь с плотскими и душевными ощущениями, не имеет никакого понятия о чувствах духовных, благодатных. Поэтому “сердце, усиливаясь вкусить божественную сладость и другие божественные ощущения и не находя их в себе, сочиняет их из себя, ими льстит себе, обольщает, обманывает, губит себя, входя в область лжи, в общение с бесами”».
Духанин Валерий Николаевич. Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/svjatitel-ignatij-brjanchaninov-ob-opasnosti-mnimodukhovnykh-sostojanij/

56 «Пока жив, не верь себе, доколе не минуешь всех властей темных» (прп. авва Исаия, 59, 92)
«Кто утверждается на собственном своём разуме и держит свою волю, тот привлекает к себе толпы бесов и не может быть от Духа (Божия), приносящего сердцу печаль (или сокрушение)» (прп. авва Исаия, 89, 316).
«...Полагающемуся на свой разум или на своё суждение невозможно повиноваться или последовать доброму делу ближнего» (прп. авва Дорофей, 29, 188).
«Всякий, мнящийся быти мудрым, потому что прошёл все науки и сведущ во внешней мудрости, никогда не сподобится проникнуть в тайны Божии и увидеть их, если прежде не смирится и не сделается в чувствах сердца своего буиим, вместе с самомнением отвергая и приобретённую учёность» (прп. Симеон Новый Богослов, 93, 38).
Самомнение http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt346.html

«Не следует доверять себе, своему сердцу и рассуждению. В решении вопроса, что вредно и что не вредно, надо руководствоваться указаниями Евангельского Писания и Уставом Церкви Православной и святых отцов, а также советами духовного отца или старцев, которые от опыта своего в духовной жизни могут дать назидание (преп. Никон)».
Поучения преподобных оптинских старцев / Трезвение https://www.optina.ru/lection/90/

57 Вот как внушают «святые» отцы учиться т.н. самоукорению.
«Залог истиннаго смирения обозначается самоуничижением и самоукорением, без которого, по слову Св. Аввы Дорофея, трудно устоять человеку на пути благочестия».
15. О том, что и грешникам смиряющимся должно радоваться в праздник Воскресения Христова. (1878 г.)
«Пятое врачество - самоукорение, т.е. во всяком неприятном и скорбном случае или обстоятельстве должно возлагать вину на себя, а не на других; - что мы не умели поступить как следует и от этого вышла такая неприятность и такая скорбь, которой и достойны мы, попущением Божиим, за наше нерадение, за наше возношение и за грехи наши прежние и новые».
27. Объяснение слов пасхальнаго канона: «ныне вся исполнишася света» (1884 г.)
«Учись, учись самоукорению; тогда без труда успокоишься».
83. Нужно учиться самоукорению
Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков). Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим
https://azbyka.ru/otechnik/books/download/8482.pdf

«Причина всякого смущения есть то, что мы не укоряем самих себя. Оттого проистекает всякое расстройство, оттого мы никогда не находим покоя. Какую радость, какое спокойствие имеет тот, кто укоряет самого себя! Куда бы ни пошёл укоряющий себя, какой бы ни приключился ему вред, или бесчестие, или иная какая-либо скорбь, он уже предварительно считает себя достойным всякой скорби и никогда не смущается».
Преподобный авва Дорофей. Дом души. О самоукорении https://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dom-dushi/#0_21
Previous post Next post
Up