«И душу я избавлю от насилья» - ч. IX

Nov 14, 2019 14:21

Современные «святые» отцы также придерживаются традиционных христианских взглядов на роль женщины. Например, по мнению прп. Паисия Святогорца, образование только мешает ей в выполнении своего предназначения, ибо имеющей профессию будет труднее оставить работу и посвятить себя семье и детям. А если семья не сводит концы с концами, то это, конечно, лишь по причине женской стяжательности - желании иметь телевизор, видеомагнитофон, автомобиль и пр. Из-за этого матери тоже приходится идти на работу, а ведь надо довольствоваться малым 72↓, потому что «женщине необходимо приносить себя в жертву» [61], она «любит по-настоящему только тогда, когда забывает себя ради мужа, сосредотачиваясь на нём и живя его жизнью» [62]. Ведь даже если она «страдает, выбивается из сил», то всё равно «ни боли, ни усталости при этом не испытывает», потому что матери «семижильные» [63].

На фоне святоотеческой мизогинии уже не удивляют женоненавистнические выпады от российских проповедников, имеющих многомиллионную аудиторию. Вот каков их взгляд на женский пол и что они вбивают в головы тем, кто имеет неосторожность их слушать.

Церковные ораторы не устают напоминать, что женщины - виновницы бедственного положения рода человеческого, а Адам совершил преступление лишь из-за повиновения своей жене 73↓. Супруга должна смотреть на мужа и быть ему послушной - в этом её истинное счастье. Уступками жёнам мужчины себя унижают, выступая таким образом против воли божьей и из-за этого мельчая. А женщины, занимаясь не своим делом, становятся несчастными. Они должны рожать и заниматься домом. Если жена хочет решать какие-то проблемы, не касающиеся её семьи, то страдает всё человечество, не достигая из-за них, окаянных, благополучия и духовного роста.

Женщины эмоциональны, не способны на хладнокровное рассуждение при принятии решений 74↓, и потому порицаются даже их чувства 75↓. Им вообще запрещается любить, потому что любить не страстно они не умеют. Так что им надлежит слушаться либо мужа, либо игуменью, а иначе не спастись. Впрочем, и монашествовать она нормально не могут, поелику немощный пол 76↓.

Из-за действия в женщине кровяных движений - результата страстей, в ней проявляются «неразумие, являющее себя через легкомыслие, опрометчивость и плотское мудрование, сообщающее уму мнение знания, при отсутствии знания как такового, а во-вторых, сильная возбудимость эмоционального свойства, разнообразная в проявлении своём» [64]. Поэтому дочерям Евы чужд духовный разум, они руководствуются чувствами падшего естества. По причине таковой духовной инвалидности - молчи, женщина, обуздывай свою оживлённую кровь смирением и покорностью 77↓.

Современные витии очень подробно разъясняют, в чём состоит женская ущербность. Женщины не способны возвыситься духом над естеством, они подвластны природным стихиям как в них самих, так и вне их (мне, правда, не понятно, как «подвластность» внешним стихиям может свидетельствовать об ущербности: ураган, землетрясения, вулканы точно также сметут и мужчин) 78↓. Их отличает жизнь «через естество, но не выше его», «слабый самоконтроль, слепота в суждениях, подчинённость стихийным влечениям и беспорядочным чувствам» [65]. Из греховных страстей главными в них «являются тщеславие, сладострастие и лукавство» [66]. Украшение себя драгоценностями, использование благовоний, хорошей нарядной одежды - это всё суть свидетельства «беспутства, проявления похоти, сладострастия. Даже то, что считается украшением женщины: её застенчивость и стыдливость, есть действие всё тех же страстей - тщеславия и плотской похоти» [67].

Дочери Евы слабее умом, а мужчины в целом умнее их 79↓; также они глупы, недальновидны, а из-за особенностей психики им нельзя работать в школе 80↓. У женщин мышление неоформленное, они не могут различать свои расплывчатые мысли и чувства, в отличие от мужчин. Женский ум скользит по поверхности, не проникая вглубь вещей, будучи не в силах понять их сущности и составить о них определённое представление. Их мышление не способно быть самостоятельным и бьётся в беспомощности и одиночестве 81↓.

Никакого равенства полов быть не может 82↓, поскольку мужчина - «совершенно другая ипостась человеческого естества» 83↓. Богом установлен порядок следования: сначала мужчина, потом женщина как более слабое создание 84↓. Она влечётся к мужчине, ей он нужен сущностно, без него она не может жить и потому ищет себе мудрого сильного хозяина 85↓. Женщина без мужчины как ребро без тела, как кость, которую может сгрызть любой пёс 86↓. Она создана, чтобы «варить кашу, вытирать задницу, мыть горшки, вешать занавески» и быть от этого счастливой 87↓.
Женщине невозможно быть одной, потому что её некому утешать, жалеть, а сама себя она утешить не может, у неё спутанное мышление, не способное к логике и анализу, из-за чего она не в состоянии разобраться с тем, что с нею происходит, по этой причине истерит, не умея самостоятельно разрешить противоречия. И только мужчина может ей помочь в этом. Потому-то и испытывает женщина к нему психическую зависимость. Она готова ждать хоть всю жизнь, пока кто-нибудь её найдёт и придёт на помощь 88↓.

Мужчина не должен отчитываться перед женой, где он был, что делал и с кем - у неё ведь «другое» психическое устроение, так что не нужно всё дома рассказывать и делиться переживаниями. Чего доброго, ещё поучать начнёт, а то и вмешиваться, тогда проблем не оберёшься 89↓.

Примечания72 «- Геронда, если женщина работает - это правильно?
- Женщине не просто оставить свою работу и посвятить себя детям, если она получила образование до замужества. А вот женщина, образования не получившая, работающая на какой-то простой работе, может оставить её без затруднений.
- Геронда, я думаю, если женщина не имеет детей, то работа ей на пользу.
- Что же, по-твоему получается, если у неё нет детей, то она обязательно должна заниматься профессиональным трудом? Ведь есть так много других дел, которыми она может заниматься. Конечно, если у неё дети, то лучше ей сидеть дома. Ведь в противном случае как она сможет им помочь?
- Геронда, многие женщины говорят, что они вынуждены работать, потому что не сводят концы с концами.
- Они не сводят концы с концами, потому что хотят иметь телевизор, видеомагнитофон, личный автомобиль и тому подобное. Поэтому они должны работать, а результатом этого бывает то, что они не радеют о собственных детях и теряют их. Если трудится только отец и семья довольствуется малым, то такой проблемы не существует. А оттого, что работает и муж, и жена - якобы потому, что им не хватает денег, - семья распыляется и теряет свой действительный смысл. <…> Сидя дома, мать может следить за детьми и заниматься каким-то другим делом. Это помогает семье избежать многих расстройств».
Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь. Часть вторая. О родителях и их обязанностях. Глава первая. О рождении детей. Работающая мать https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/semejnaja-zhizn-slova-tom4/3

73 «Адам совершил преступление, но не потому, что был обманут или увлечён страстью, а повинуясь своей жене. Он знал, что делал, он сознательно преступал заповедь Божию, обманувшись разве что в том только, что, видимо, счёл совершаемое им преступление извинительным. Но он не был прельщён ни врагом, ни женой, ибо не сказал, что его прельстил змий или жена прельстила его, а просто, что он ел то, что дала ему жена (Быт. 3, 12). Жена же призналась в том, что змий или диавол её прельстил (3, 13)».
Коржевский Вадим иерей. Сосуд немощный https://www.xpa-spb.ru/libr/Korzhevskij/sosud-nemoshhnyj.html

74 «Задачей Адама было смотреть на Бога и исполнять Его волю. Задача Евы - смотреть на мужа, быть послушной и ему помогать.
И нет никакой дискриминации в том, что Бог создал женщину помощницей мужчины. Женщина счастлива в исполнении своего предназначения; она имеет высший смысл - даёт жизнь, благодаря чему род человеческий распространяется. Женщина спасается через чадородие. Воистину, велика сия обязанность!
Роль Адама занижена, мужчины мельчают, позволяют себя унижать, уступая женщине, что противоречит воле Божией.
Ева сегодня стала другой: вместо озабоченности женскими делами, она норовит во всём заменить мужчину. Но Богом ей это не дано! И она остаётся несчастной, ибо занимает не своё место в жизни. От таких нестроений человечество только страдает, не достигая благополучия и духовного роста.
Женщина должна понимать, что она - образец смирения, кротости и прочих высших христианских добродетелей, воплощение доброты и женственности. Она обязана быть любящей матерью, ей незачем вступать в политические баталии, стремиться завоевать мир, баллотироваться в президенты и решать глобальные проблемы. Ей и без этого забот хватает. Потому Православие не принижает роль женщины, а, наоборот, демонстрирует миру её многополезность и многозаботливость, особенно для семьи. Женщина замечательна в служении материнства, милосердия, доброделания.
Мужчина, в отличие от эмоциональных женщин, прежде чем сделать серьёзный шаг, сначала основательно поразмышляет. Когда, наконец, до него доходит зов Божий, он уже осознанно вступает на путь спасения, и никто не может его заставить свернуть в другую сторону. Поэтому священнослужители - мужчины, так как они не подвержены эмоциям, настроению, тверды в принятии решения; им по силам нести тяжёлый крест служения людям и Богу».
Протоиерей Сергий Иванов. Замысел Божий о женщине http://www.deiverbo.com/zamysel-bozhij-o-zhencshine

75 «Если благоразумному мужу позволено лишь только тихо улыбаться, то мудрой женщине едва советуется даже и это. Ведь и улыбаться женщине, посвящающей себя богопочитанию, нечто тяжкое и сопряжённое с опасностью, потому что гораздо лучше - та женщина, которую видят живущею степенно, нежели весело и радостно».
Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Творения, том 2, книга 2. Беседа о том, что аскету не должно предаваться шутливости
https://svyatye.com/chitat/Sviatitel-Ioann-Zlatoust-Polnoe-sobranie-tvorenii-Tom-2-Chast-2/4822/

76 «Мужу сказано любить свою жену, да? А жене что сказано? Слушаться, бояться и слушаться. Почему жена не может любить? Почему жене не заповедано любить? Что, жена не умеет любить?
(С лёгким сарказмом в интонации.) Да умеет, ещё как! Но вот так, как жена умеет любить, любить не нужно. Не нужно эмоционально и страстно. Не нужно чувственно любить. Почему? Да потому, что это общий наш путь духовного делания - страсти в себе убить. Эмоции в себе убить. <…>
На страсти не может быть построено ничего хорошего. Почему? Потому что страстность неуправляема. Страстная любовь - это не заслуга перед Богом, это - грех перед Богом. И ничего прочное на страстной любви построить невозможно. Семью в особенности. Это точно совершенно. Современный семейный кризис, он, собственно, имеет причину в том, что семью пытаются построить на любви, разумея под этим чувством страстные чувства, которые мы имеем. Это ошибка, и поэтому семьи разрушаются. Поэтому море, туча слез выплакано в этом отношении. Так вот, так любить запрещено. Запрещено. <…>
Страстность в нашу душу всегда вселяет дьявол. Всегда вселяют бесы. На чувстве, которое произошло от бесовской страсти, хорошего не построишь. Поэтому постольку, поскольку любовь - это скорее даже не чувство, а волеизъявление, это некое излияние совокупного внутреннего человека, оно не включает в себя, как правило, страсть, страсть у человека любящего, она уже побеждена.
А женщина нестрастно любить не умеет, и любить ей запрещается. Ей сказано слушаться. Ей сказано подчинить себя Богу и тому человеку, который поставлен над ней Богом. Подчинить в любом случае, вне зависимости от того, прав этот человек или неправ. Я могу смело сказать церковное учение о том, что женщина может спастись только через послушание мужу либо же своей главе, если она является участником другой структуры церковной. Я имею в виду монашество. <…>
А женщина спасается только через послушание мужу. Мужу либо же игуменье, либо же кому-то ещё. Об этом ясно написано в Евангелии и об этом пишут святые отцы.
Собственно, монашество было немножко неженским делом всегда, потому что силы служить Богу таким образом у женщины, как правило, нет. Потому что женщины».
Слово на усекновение главы Иоанна Предтечи. Протоиерей Георгий Крылов,
11 сентября, г. Москва https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=576640306205705&id=100015792217588

77 «Итак, о Еве сказано, что она жизнь и жизнь преимущественно кровяная. Физически на это могут указывать и её ежемесячные кровяные движения напрямую связанные с появлением жизни. Психологически это проявляется, прежде всего, в том, что женщина руководится не духовным разумом, ей вполне чуждым, а чувствами падшего естества. В конце концов, святые Отцы прямо говорят, что “в женщине преобладает кровь”, а значит “в ней с особенной силой и утончённостью действуют все душевные страсти”.
Таково учение Церкви и самой жизни, которое исходит из назначения женщины. <…>
Тем же законом повиновения жёнам предписывается сдерживать в себе неуместное дерзновение и в отношении духовных понятий. Для этой цели ей разрешается учиться в безмолвии, со всякой покорностью (1 Тим. 2, 11) и не разрешается, не только учить духовным вещам (1 Тим. 14, 34), но даже вопрошать о них в присутствии других (1 Кор. 14, 35). Учить духовным вещам и вопрошать о них в собрании не разрешается как по причине свойственного её природе неразумия относительно этих вещей, так и по причине свойственной этой же природе говорливости. То и другое - свидетельство оживления крови, а средствами обуздания её считаются смирение (покорность) и молчание».
Иерей Вадим Коржевский. Об особенностях женской природы. Недоумение 2-е. О кровяном движении
https://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevskij/ob-osobennostjah-zhenskoj-prirody/#0_3

78 «О женщине сказано - немощный сосуд (1 Пет. 3, 7). Немощь её, главным образом, состоит в подвластности природным стихиям, как вне её, так и в ней самой. Она живёт полнотой естественной жизни, не возвышаясь духом над естеством и не господствуя над ним. В этом заключается различие мужской и женской психологии в отношении своего естества».
Коржевский Вадим иерей. Сосуд немощный
https://www.xpa-spb.ru/libr/Korzhevskij/sosud-nemoshhnyj.html

79 «Глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов заявил в эфире радио “Радонеж”, что мужчины в общей своей массе умнее женщин.
“Женщины слабее умом. Конечно, бывают какие-нибудь там Марии Кюри, но все-таки это редкость”, - сказал священник».
По радио «Радонеж» сказали, что мужчины умнее женщин https://www.interfax.ru/russia/668311

80 «“У нас нет даже в русском языке женского рода от слова “педагог” - это не женское дело! У женщин не хватает дальновидности. Знаете, есть русская народная пословица - они у нас все гениальные - “Волос длинный - ум короткий”. Просто сама психика так устроена. Мужчина смотрит дальше, поэтому, когда поступает к нему в первый класс мальчик, он должен видеть перспективу на десять лет, он должен видеть, угадывать, он должен смотреть, что в классе происходит, он должен контролировать весь учебный процесс, и, во-первых, воспитательный. Для женщины это не под силу, поэтому она за счёт своего здоровья, криков, истерики пытается побороть класс, а класс с ней справляется”, - пофилософстовал Смирнов на встрече со священнослужителями.
О недалёкости женщин протоиерей упоминает не первый раз».
«Волос длинный - ум короткий»: протоиерей РПЦ заявил, что женщины слишком глупы для работы в школе https://news.myseldon.com/ru/news/index/215997757

81 «Прежде чем истина перейдёт в сердце, её надо сначала найти, а потом довести до сердца. А к этому приспособлена скорее психика мужская, чем женская. Есть в женской психике то качество, что она как бы не очерчена резко и ясно. Женское мышление - неоформленная, но готовая принять любую форму материя. Мужское мышление принципиально отличается от женского потребностью в ясных и твёрдых формах. Мужчина обладает тем же психическим содержанием, что и женщина, но только в более расчленённой форме. Там, где переживания у женщины неопределённы, смутны, у мужчины уже имеются ясные отчётливые представления, которые сопровождаются вполне определёнными чувствами. Мысль и чувства мужчины можно различать, тогда как подобного самостоятельного различения нельзя обнаружить в женской природе. К тому же женский ум не стремится проникнуть в “глубь вещей”, а как бы только осязает предметы, пробует, скользит по поверхности, но не может схватить их сущности и составить определённые о них понятия. Такое мышление не может быть самостоятельным и не может оставаться в одиночестве без ощущения своей беспомощности.
Именно в этих чувствах одиночества, покинутости, беспомощности и неопределённости очень ярко проявляет себя женская немощь».
Коржевский Вадим иерей. Сосуд немощный https://www.xpa-spb.ru/libr/Korzhevskij/sosud-nemoshhnyj.html

82 «- Очень часто, читая книги, лекции, рассказы и проч. православных священников, я наталкиваюсь на почти яростное неприятие женщин, феминизма. Почему? Разве Бог не сотворил мужчину и женщину изначально равными? Почему же, если мужчине можно развивать свой творческий потенциал, то женщина остаётся этаким бездушным биороботом, организмом для обслуживания мужчин?
- С чего Вы взяли, что Бог “сотворил мужчину и женщину изначально равными”?
“И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2, 18).
Вы разумеете значение слова “помощник”?
Мир с самого начала имеет иерархию: Бог, человек, природа. <…> (Быт. 1:27-28)
Человеческая семья уже сразу имела иерархичность: прежде сотворённый мужчина, жена-помощница и дети...
А потом? После грехопадения власть мужа волею Бога ещё более усилена, именно для подавления семени феминизма: “Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою” (Быт. 2:16)
А что писал апостол Павел?
[Цитаты опускаю - А.М.] (1 Кор. 11, 3) <…> (1 Тим. 2, 8-15), (1 Кор. 14, 34-35), (Кол 3, 18-19), (Еф. 5, 22-25).
Что есть современный феминизм? Желание власти над мужем, нежелание рожать детей. Т.е. противление заповеди Бога: “…и он будет господствовать над тобою” (Быт. 2, 16).
Все же, что противится воле Божией - есть смерть».
Максим Степаненко, сотрудник Миссионерского отдела Томской епархии Русской Православной Церкви http://www.k-istine.ru/head/questions-426.htm

83 «Мужчины и женщины не могут быть равны, потому что мужчина - совершенно другая ипостась человеческого естества».
Протоиерей Дмитрий Смирнов о гендерном беззаконии https://www.pravmir.ru/protoierej-dmitrij-smirnoj-o-gendernom-bezzakonii/

84 «Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что реального равноправия полов быть не может.
“Господь Бог изначально определил мужчину как более ответственное лицо. В православной традиции женщина как более слабое существо заслуживает всяческой помощи и поддержки со стороны мужчины. И порядок следования - сначала мужчина, а затем женщина - был установлен Богом. Такова природа”, - напомнил он.
МОНИТОРИНГ СМИ: «Господь Бог изначально определил мужчину как более ответственное лицо». Религиозные деятели о равноправии полов https://credo.press/118918/

85 «Женщине мужчина больше нужен, чем женщина мужчине, это факт. Мужчина нужен женщине сущностно, она влечётся к нему не для удовольствия, а для жизни. Иначе она просто жить не может.
А мужчина влечётся к женщине для удовольствия. Сущностно он без неё, хоть и со скрипом, но может.
Поэтому на женщине, соответственно, греха меньше - в силу своего неизбежного влечения к мужчине. Как птица хочет в небо, так и женщина хочет замуж или под крыло. Её и обвинять в этом смысле не за что.
Почему женщина на Востоке носит паранджу? Потому что мужчина смотрит на женщину как на объект вожделения. А у женщины при взгляде на мужчину похоти нет, есть поиск хозяина, есть поиск силы и мудрости. Поэтому ей разрешается смотреть на мужчин, а мужчинам на неё смотреть нельзя. То есть, его взгляд нечист, а её - чист.
Собрание проповедей протоиерея Андрея Ткачёва. О блудной страсти. Беседа с отцом Андреем http://www.andreytkachev.com/o-bludnoj-strasti-beseda-s-otcom-andreem/

86 «- С точки зрения библейской антропологии, женщина это - ребро, или сторона, бок, по-настоящему лишённый своего тела. Мужчина без женщины - тело без ребра, а женщина без мужчины - ребро без тела. Не обретшее своё тело ребро - это просто косточка, которую всякий пёс сгрызть может».
«Главная причина наших неустройств в том, что мужчина не молятся богу». Беседа с протоиереем Андреем Ткачёвым. Юрий Пущаев http://www.pravoslavie.ru/124961.html

87 «Женщина не создана управлять жизнью, - вещает Ткачёв. - Она создана варить кашу, вытирать задницу, мыть горшки. Вешать занавески. И быть счастливой. И не делать абортов. Для этого должен быть мужик, который управляет жизнью. Кормит её, бережёт её, не отдаёт её на стол палача и отвечает за жизнь».
«Дали бы мне палку! Ух, я б вам..!»: феномен Андрея Ткачёва https://ahilla.ru/dali-by-mne-palku-uh-ya-b-vam-fenomen-andreya-tkacheva/

88 «Женщине трудно, даже невозможно быть одной. Она нуждается больше, чем мужчина, в том, чтобы её любили, жалели, утешали, потому что сама себя утешить она не может. У неё может быть хорошая память, она может многое запомнить, но проанализировать полученные знания, сделать логические заключения самостоятельно ей трудно. Многие жизненные впечатления, в особенности отрицательные, остаются в женском сознании необъяснёнными. Она не может самостоятельно разрешить противоречия, возникшие в её мозгу, что нередко приводит к истерической реакции. Нужно, крайне нужно ей, чтобы кто-то объяснил и разрешил её недоумения. Этот кто-то - мужчина. От него женщина всегда требует определённых взглядов, чтобы иметь возможность заимствовать их у него. На этом именно и основывается её психическая зависимость от мужчины. Взятая от Адама, непреодолимо тянется к нему, желая обрести опору и занять то место, которое прежде занимала в нем.
Но в то же время она сама не действует, но ждёт действий от мужчины; она в глубине души своей ожидает, что её придут искать, хотя бы пришлось ждать всю жизнь».
Коржевский Вадим иерей. Сосуд немощный https://www.xpa-spb.ru/libr/Korzhevskij/sosud-nemoshhnyj.html

«Часто она [жена - А.М.] и не понимает, чего конкретно хочет добиться. А хочет она, чтобы сняли с неё бремя ответственности, чтобы ею руководили, подсказывали, чтобы её поддерживали. Жене необходим муж-заступник. Ей нужно, чтобы он её приголубил, утешил, прижал к груди: “Не волнуйся, ведь я с тобой”. Большинству женщин очень трудно без твёрдой мужской руки, крепкого плеча, без этой защиты. Эта надёжность в семье нужна куда больше, чем деньги».
Георгий, игумен (Шестун). Как стать образцовым мужем: о мужском призвании, чести и предназначении. Святость отцовства https://azbyka.ru/deti/kak-stat-obrazcovym-muzhem-o-muzhskom-prizvanii-chesti-i-prednaznachenii

89 «Не надо стараться отвечать на все женские вопросы. Женщины очень любят их задавать: где был, что делал, с кем? Мужчине следует посвящать жену только в то, что он считает нужным. Не всё надо дома рассказывать, помня о том, что у женщин - совсем другое психическое устроение. То, что муж переживает на работе или в отношениях с окружающими, жену так задевает, что она будет сильно нервничать, сердиться, обижаться, свои советы давать, а иная может даже вмешаться, чем только больше добавит проблем. Поэтому не всеми переживаниями надо делиться».
Георгий, игумен (Шестун). Как стать образцовым мужем: о мужском призвании, чести и предназначении. Святость отцовства https://azbyka.ru/deti/kak-stat-obrazcovym-muzhem-o-muzhskom-prizvanii-chesti-i-prednaznachenii
Previous post Next post
Up