Мой рассказ адресован людям, которые спустя много лет после воцерковления
1 ↓[1] стали подвергаться «мысленной брани» касательно тех или иных сторон церковной жизни, вопросов вероучения и с горечью переживают таковое «искушение». Но тревожащие их мысли не уходят, и непонятно, что же с ними делать. От этого возникает ощущение своей «негодности» как христианина, однако данное состояние не имеет ничего общего со «смирением», к которому человек вроде бы должен прийти по мере познания своей греховности.
Мой жизненный анамнез отягощен религиозным воспитанием в детстве и стихийной религиозно-бытовой средой. В средней школе я на какое-то время перестала верить в Бога, но вскоре «ружье выстрелило». После воцерковления в юности все было хорошо примерно в течение лет десяти, но по мере взросления, столкновения с неординарными жизненными проблемами и трудностями на ранее понятные и привычные, казалось бы, вещи я начала смотреть под другим углом зрения и многое с годами переосмыслила.
У меня возникали вопросы, на которые не находилось адекватных ответов в рамках православного вероучения и аскетики. Ничего хорошего из того, что я пыталась замолчать перед собой беспокоящие меня мысли не вышло, только понапрасну себя терзала. Не помогали ни молитвы с исповедью, ни причащение, ни строгое внимание к «прилогам»
2 ↓[2] и их «отвержение». Пока я не обрела внутреннюю устойчивость, не решила многие психологические проблемы, то не увидела дороги вне веры. А еще, как бы я ни боялась смущающих меня помыслов, не могла врать самой себе и не хотела заниматься самообманом. Собственно, последовательно я и пришла к тому, о чем написала в своей истории, хотя далеко не сразу.
У каждого есть свои «крючки», за которые его зацепила вера, т.е. определенные внутренние предпосылки, при которых те или иные аргументы оказались наиболее близки и понятны. Далее, в период пребывая в православии, мое внимание акцентировалось на каких-то определенных сторонах вероучения, созвучных внутренним проблемам, переживаниям, особенностям и ценностям. Поэтому когда начала разбираться, что же со мной происходит и почему, то обратный процесс проходил, естественно, по тем точкам, которые были наиболее значимы и болезненны.
Моя история может шокировать своей откровенностью, а и местами резкостью. Но без предельно искреннего разговора до души не достучаться; лично мне рассказ кого-то о своем пути был бы полезен. Пишу я потому, что только сейчас почувствовала потерянную радость жизни и полноту бытия и не могу не сочувствовать тем, кто, как ранее я, окаявал себя, пытаясь хранить «верность православию», а вместо этого лишь нарабатывал психологические искажения личности и разлад в мировоззрении.
Я не ставила перед собой задачи на профессиональном уровне познакомиться ни с библеистикой, ни с научным атеизмом, ни с другими упоминаемыми в моем рассказе сведениями, хотя они, безусловно, помогли быстрее и глубже разобраться в возникших вопросах. Но, строго говоря, хватило бы одной Библии и собственно православной литературы, чтобы проанализировать тексты и сделать правильные выводы. Недаром говорят, что наиболее убежденные атеисты появляются из верующих людей, хорошо знающих Священное Писание, неоднократно и вдумчиво его читавшие, изучившие массив святоотеческого наследия и богословия.
Мой рассказ обращен к похожим мне людям: к тем, кому интересен внутренний мир человека, мотивы его поступков, поведения, кто склонен к критическому и честному самоанализу и не боится выйти из зоны психологического комфорта. Я знаю, какие непростые, тяжелые внутренние переживания и борения могут быть у вдумчивых интровертов, поэтому и поделилась своим опытом, чтобы помочь таким же, как я. Мне было бы легче, если бы в свое время смогла прочитать о схожем внутреннем поиске, о взгляде на извечные проблемы с другой стороны.
Мне представляется такая аналогия: ты попал в болото, по горло вязнешь в трясине, комары едят, а тебя уверенно убеждают: «Верной дорогой идешь!» Ты собираешься с силами и бредешь через топь дальше. Вязнешь, проваливаешься, хлебаешь болотной жижи, но наконец доходит, что ты все-таки в трясине. Видишь деревце, делаешь из него палку и далее, нащупывая тропу и устойчивые кочки, наконец выходишь на твердую землю. И хочется подсказать другим бедолагам, что есть суша с красотой цветущего луга, зеленеющего леса и чистой родниковой водой.
Лучше всего меня поймут люди, для которых религия занимает приоритетное место в жизни, является её смыслом и центром, и все душевные силы и энергия направлены на воспитание себя настоящим христианином, а не те, у которых вера стоит на n-ом месте в ряду рабочих, домашних, семейных и досуговых занятий, почти на уровне хобби или доступной психотерапии, играющая функцию гармонизирующего элемента жизни.
Хочу приободрить мятущихся и ищущих: какими бы они ни были сомнения, главное - не грызть себя за них, если не удается их отогнать или переключиться на другие вопросы. Внутри каждого из нас идет работа, и коли что-то тревожит, значит, это важно для нашего сердца. Да, иногда может заносить в крайности, но когда проблема переживётся в душе, то можно взглянуть на нее с другой стороны. Как бы то ни было, нужно оставаться мирными, прощать себя. Со временем найдется своя мера. Важно научиться правильно себя любить, и тогда многое проясняется. Но это приходит с опытом.
Часто неверующим и сомневающимся говорят, мол, для того, чтобы понять истинность христианства, нужно начать жить по заповедям, молясь «Господи, помоги моему неверию!», «Господи, открой мне Себя!», понудить себя ходить в храм, исповедать грехи, которые препятствуют Святому Духу просветить ум и сердце омраченного ими человека, читать святых отцов и Евангелие для усвоения правильного духовного устроения, - этим они дадут Богу возможность войти в их жизнь. Дескать, попробуйте, поставьте опыт, и вы сами убедитесь в истинности православия.
Я попалась на эту уловку, проведя такой эксперимент со своей жизнью. Мне потребовалось 30 лет, чтобы наконец выпутаться из ловушки. Все не так просто, как представляется на первый взгляд. Недаром в последнее время появилось даже понятие «культовой травмы», связанное с изменением в системе мышления человека. «Коготок увяз - всей птичке пропасть». Лучше не проводить со своей жизнью подобных опытов. Поэтому для тех, кто еще не утратил здравомыслия, кто способен учиться на чужих ошибках, для подобных мне подранков веры я и поделилась рассказом о своем религиозном опыте.
Хочу сразу предупредить: в книге нет захватывающего action. Первоначально я ставила всего лишь задачу разобраться, что со мной произошло, и почему; как случилось такое порабощение разума и души, что потребовались десятилетия для возвращения к реалистичному взгляду на мир. По мере получения интернет-откликов на свою первую статью [3] мои размышления оформились в текст, затрагивающий разные темы, значимые для верующего человека. Вопросы, на которые я искала ответ, часто мелькают на православных площадках, предлагая христианские пути решения, но которые мне категорически не походили. Возможно, кто-то найдет для себя что-то созвучное в моих размышлениях. Дорогого стоит освобождение от превратного взгляда на мир, человека и себя, некритично впитанного с детства из религиозной среды. Моя история, конечно, затрагивает лишь ключевые моменты моей внутренней жизни и интенсивного поиска, наиболее значимые для меня, обо всех нюансах рассказать нет возможности, да я и не ставила перед собой задачи всестороннего анализа, но, надеюсь, хоть кому-то это поможет вернуться к здравому взгляду на мир и обрести душевное равновесие и гармонию.
P.S. Еще раз рекомендую не читать эту книгу, если у вас душа подобна трепетной лани. Текст местами весьма жёсткий, и верующее сердце непременно смутится, но сомнения будут посеяны, ибо в книге приводится много научных сведений, которые просто хоронят религиозные представления. Для кого Бог - смысл жизни, Христос - идеал человека и Спаситель, Церковь - пристанище в «житейском море», а без веры им холодно на свете, то по-дружески советую воздержаться от чтения ради собственного душевного спокойствия. Если вы не подошли к отчаянной грани, когда даже мысли о погибели души отступают перед желанием разобраться в важных для внутренней жизни вопросах, всё же не рекомендую читать эту книгу, ибо тяжело осознавать крушение многолетних идеалов; очень непросто, когда у неподготовленного человека выбивается почва из-под ног, а замены былым ценностям он еще не нашел. Зато книга даст пищу для размышлений людям, ищущим ответы на вопросы, возникшие в результате длительного воцерковления и не находящим их в поле святоотеческого наследия и церковных канонов, т.е. кому терять уже нечего, равно как и тем, для кого религия - лишь социально-культурологический феномен.
P. P. S. В книге значительную часть занимают пространные примечания. Это вызвано следующими причинами. Во-первых, эти материалы в своё время помогли мне разобраться в том, во что я верю, и какой путь выбрать дальше, они могут тоже оказаться полезными для замороченных христианством последователей этой религии. Конечно, я включила лишь малую часть того, что помогло мне разобраться в содержании «веры отцов», но и их достаточно, а указание на первоисточник цитат поможет при желании ознакомиться с полным текстом. Во-вторых, благодаря разнообразным пространным примечаниям книгу могут читать люди, лишь поверхностно знакомые с православием или совсем далёкие от него. В-третьих, ряд высказываний и выводов наверняка покажется таким невероятным, что захочется воскликнуть «да не может быть!». В частности, это относится к тому, чтó на самом деле представляют из себя христианская любовь, православная духовность, а священники оказались в действительности близкими коллегами колдунов. Поэтому дабы не сочли, что мною возводится поклёп на возвышенный образ религии благой вести, я подкрепляю свои высказывания соответствующими ссылками на источники, которые, кстати, все находятся в открытом доступе. Когда душа настроена на «единое на потребу» (Лк. 10, 42), то информация воспринимается с определенной точки зрения, и каждое лыко оказывается в строку.
Литература и web-ссылки
1. Воцерковление
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B52. Прилог
https://azbyka.ru/prilog3. А. Малышева. История одного расцерковления. «Часы истории идут»
http://razumru.ru/atheism/liter/malysheva.htm Примечания
В цитатах - как в примечаниях, так и в основном тексте - жирным шрифтом, жирным курсивом, просто курсивом выделены слова и фразы, на которых я хочу сакцентировать внимание. Там, где присутствуют авторские пометки, в тексте указано отдельно.
Поскольку у меня не академическое научное издание, то для удобства чтения я опустила указания на пропуск фрагментов текста (<…>), в некоторых местах поставлено многоточие.
1 В современной практике воцерковле́нием иногда называют также постепенное введение в основы веры и благочестия (катехизация) взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения или уже крещённого ранее (например в детстве).
↑ 2 Прило́г (греч. рrosbole) - начало помысла, вкрапление в наше сознание какой-либо мысли; первая степень проникновения греха в душу. Подвергающийся прилогу невиновен. Прилогам подвержены все христианские подвижники, кроме достигших высшей степени бесстрастия.
Прилог действует извне на душу человека. Подобное действие христианские подвижники часто сравнивали с действием ветра, который опасен лишь тем, кто не защищен одеждой. Не достигнув бесстрастия, нельзя не подвергаться прилогам, но в воле человека не принять помысел прилога. Трезвение души постепенно научает подвижника не реагировать на случающиеся прилоги.
↑