Подписывайтесь на наш анимационный
видеоблог про сторителлинг и видеомаркетинг.
Click to view
Представляем вольный перевод
статьи Ffion Lindsay.
Построение сюжета - сложная задача даже для опытных сценаристов. Кажется, что вариантов бесконечное количество. А что, если в основе всех историй лежит только 7 универсальных сюжетов? Если найденный однажды правильный сюжет, может раз за разом увлекать ваших зрителей?
В книге
"The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories" ("Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории") Кристофер Букер объясняет, как наши самые любимые истории складываются только из 7 типов сюжетов. Он исследует длинную череду теорий, которые пытались объяснить - почему сторителлинг является таким универсальным и мощным средством коммуникации.
Здесь, я опишу для вас эти основные 7 типов сюжетов. Конечно это не универсальный список, но попробуйте вспомнить о книге, фильме или пьесе, которые не соответствуют одному из этих сюжетов.
Преодоление монстра
Что общего между фильмами Беовульф и Звездные войны: новая надежда? В обоих случаях, сюжет строится на борьбе главного героя с сильным злодеем или злой силой, которая угрожаем ему или его дому.
Часто кажется, что все обстоятельства против героев, и их шансы на победу не велики, но их смелость и находчивость помогают преодолеть все трудности и одержать победу.
См.:
Давид и Голиаф, Звездные войны: новая надежда,
Аватар.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о следовании к цели, несмотря на все трудности встречающиеся на пути.
- Обсуждение жизненных уроков, чему учит преодоление препятствий.
- Демонстрация того, как вы, ваша команда или компания стали сильнее благодаря преодолению трудностей.
Из грязи в князи
Герой - скромный, возможно униженный, вдруг получает желаемое; деньги, власть, любовь, но вскоре вынужден расстаться с тем, что приобрёл, чтобы обрести снова, но уже через преодоление трудностей, в борьбе за своё счастье.
Обычно герой «откусывает больше, чем может съесть», не справляется со своим успехом, т.к. не готов ещё к нему. Он должен вырасти как личность и добиться желаемого сам.
См.: Золушка,
Большие надежды,
Волк с Уолл-стрит.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о важности учиться на своих ошибках и приобретать счастье через преодоление трудностей.
- Обсуждение умения рисковать и принимать неудачи.
- Демонстрация того, как герой заслужил свой успех.
Путешествие и возвращение
Главный герой попадает в незнакомое место, встречается с новыми персонажами и преодолевает трудности, пытаясь вернуться домой. Приобретённые в этом путешествии друзья и накопленная, благодаря преодолению препятствий - мудрость, позволяют ему найти путь домой.
Этот сюжет распространён в детской литературе, довольно часто можно увидеть рассказ, о том, как герой попадает в сказочную страну и путешествует по ней, участвуя в различных приключениях.
См.:
Волшебник страны Оз, Алиса в Стране Чудес,
О, где же ты, брат? Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о пользе открытости новому опыту.
- Рассказ, о том, чему герой научился в своём путешествии, как изменился.
- Демонстрация силы дружбы.
Приключение (Квест)
Герой отправляется на поиски конкретного приза, подвергаясь на своём пути различным искушениям и испытаниям. Чтобы достичь цели, он должен будет преодолеть все свои недостатки, возможно ему придётся столкнуться со своими страхами и прошлым.
Герой, чаще всего, сопровождается группой друзей, которые дополняют его своими навыками, поддерживают на пути и помогают достичь цели.
См.:
Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега, Властелин колец: Братство кольца,
Перси Джексон и похититель молний.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о важности придерживаться своих убеждений.
- Если нужно показать как, стараясь преуспеть, герой эмоционально растет.
- Демонстация силы командной работы.
Комедия
Комедия - это беззаботная история, в центре которой часто бывает некая путаница, недопонимание, которые приводят к конфликту, но в конце все благополучно разрешается и возвращается на свои места.
См.:
Гордость и предубеждение, Предложение,
Чумовая пятница.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о начале трудностей партнёрских отношений - романтических, дружеских или деловых.
- Обсуждение того, какой опыт получил ваш герой в сложившейся сложной ситуации.
- Демонстрация того, как обе стороны начинают принимать и поддерживать друг друга.
Трагедия
Главным героем выступает негативная или неприятная личность, часто злодей и нам рассказывается история его падения.
Иногда злодей начинает каяться, обычно к концу истории, но часто для него бывает слишком поздно. И он, в любом случае, погибает или оказывается побежденным. Падение отрицательного героя позволяет положительным участникам истории процветать.
См.:
Дориан Грей, Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит,
Лицо со шрамом.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Использование сильного, принципиального характера для освещения проблем в обществе.
- Сопоставление своих собственных принципов с принципами отрицательного персонажа.
- Демонстрация того, как не нужно поступать, мы можем учиться на ошибках отрицательного героя.
Перерождение
Главный герой - отрицательный персонаж, который, по ходу истории, осознаёт свои ошибки и искупает их.
Обычно, в сюжете появляется персонаж, который помогает отрицательному герою совершить переход к перерождению (возрождению) своей личности. Часто, таким побудительным фактором выступает любовный интерес героя к одному из персонажей или появление ребенка и привязанности героя к нему. Их задача показать герою его извращенное мировоззрение и открыть ему глаза на истинную суть вещей.
См.:
Красавица и Чудовище, Гадкий Я,
Рождественская история.
Такой сюжет хорош в следующих случаях:
- Рассказ о поучительном опыте.
- Когда нужно показать важность наличия поддержки со стороны близких.
- Демонстрация того, что каждый человек может измениться к лучшему.
Недостаточно мрачный?
Все эти типы сюжетов имеют аналоги, в которых счастливый конец изменяется и история заканчивается мрачно. Исключение из этого - трагедия, концовка которой, по умолчанию, не подразумевается счастливой.
Конечно эти типы сюжетов, не истина в последней инстанции. Если у вас есть идея, которая не соответствует этим типам сюжетов, или же сочетает несколько из них - здорово! Но, надеюсь, это краткое руководство помогло вам выбрать тип сюжета, который лучше всего сможет раскрыть ваш замысел и донести ваше сообщение.
Автор
Ffion Lindsay. Оригинал
этой статьи.
Делитесь этой статьёй с друзьями в социальных сетях!
Перевод и адаптация «Сторителлинг и Видеомаркетинг»
Елизавета Викулова, основатель, арт-директор студии «Сторителлинг и Видеомаркетинг».
Если вы хотите применять видеомаркетинг для продвижения своего бизнеса или вам нужны видео для решения задач HR (обучающие видео для персонала, в том числе видео для производственного персонала, например, видеоинструкции, видео по технике безопасности труда) пишите мне запрос на почту
art@visualstorytelling.ru и вместе найдем оптимальное решение ваших задач.