Приветствую вас, будущие гении журналистики, авторы ведущих изданий и популярные блоггеры!
Вы настолько молодцы и так стараетесь, что мне хочется познакомиться с каждым лично))) Спасибо вам за участие и за интересные творческие ответы. Вы меня вдохновляете, надеюсь, что и я вдохновляю вас!
Сегодня мы поговорим о подготовке текста, сборе информации, работе с источниками и попутно про «фишки», которые делают текст более насыщенным, глубоким, интересным и привлекательным.
Вы уже поняли, что я люблю примеры, поэтому расскажу вам, как работала над одной из своих статей. Хотите узнать про женские драки? ))) Люблю этот текст за провокационную тему, за сложную подготовку, за то, что получилось сделать его максимально полным.
Загляните
сюда, чтобы знать, о чем я буду говорить.
Итак:
1. Идея
Я уже говорила, как мне пришла в голову идея написать про дерущихся девочек. Смотрим
здесь.
2. Синопсис
Чтобы донести идею до редакции, я написала такой синопсис:
Это грубо, некрасиво, жестоко, бывает редко, но все-таки иногда случается - девочки дерутся. Этим не хвастают перед подругами и вообще часто просто утаивают, но все-таки… Почему вдруг одна девушка начинает бить другую? Предлагаю собрать истории и проанализировать причины драк.
3. План
Тему утвердили - ура! Начинаю писать план.
Редактор попросил собрать как можно более разносторонние истории, поэтому я сделала список-шпаргалку, какие потенциальные драки мне нужны:
- в общественном месте,
- с лучшей подругой,
- на работе,
- с родственницей,
- с незнакомым человеком и пр.
4. Поиск героев
Начинаю собирать истории. Так как статья должна основываться на реальных примерах, нужно было найти действительно классные ситуации.
1) размещаю запрос о поиске героев в социальных сетях (обычно, я ставлю соответствующий статус, например, - Девочки, а вы когда-нибудь дрались? Вы мне нужны! Сами знаете, для чего)))
2) рассылаю личные сообщения по списку контактов, где уже более подробно рассказываю про истории, которые ищу, и прошу вспомнить, случалось ли что-то подобное со знакомыми;
3) прошу сестру проделать первые два пункта в своих сетях (у нее контактов намного больше);
4) пишу сообщение на форумах о поиске героев для статьи (в основном, в теме «Поиск героев и историй» на Cosmo-форуме, иногда в сообществе paparazzi);
5) мониторю различные форумы - ищу темы, схожие с моей. Иногда бывает, что посетители оставляют сообщения, из которых понятно, что историю вытянуть можно.
Например, мне нужны были истории в статью про стукачества на работе. Я нашла рассказ девушки, где она упоминала, что ее начальница сплетница. Раз сплетница, решила я, значит, может заставлять и других сплетничать. Списалась с той девушкой и оказалось, что у них на работе налажена система взаимных доносов, в которую втянут весь коллектив.
Так о моей «проблеме» знают около сотни человек, которые, уверена, отнесутся к просьбе с вниманием, и несколько тысяч «случайных», которые, возможно, что-то вспомнят.
По опыту самые действенные пункты - 3 и 5.
Что нашлось по дракам:
- в общественном транспорте - моя знакомая
- с коллегой на работе - знакомая, которая увидела статус в одноклассниках
- с бывшей девушкой мужа - сестра знакомой моей сестры
- с сестрой на отдыхе - подруга сестры
- на городском празднике - дальняя родственница
- с незнакомкой в кафе - знакомая сестры
- с подругой в лагере - знакомая сестры откликнулась девушка с форума
Как видите, моя сестра - кладезь различных историй)))
5. Комментарии специалистов
Для объективности, солидности, тщательного изучения информации комментарии специалистов в статье нужны обязательно!
У меня их было трое: сотрудника милиции и травматолога попросила найти редактор, психолога предложила я сама.
Знакомый психолог у меня был (начальник на одной из бывших работ), он и дал комментарий, а вот с остальными товарищами возникли сложности.
Сотрудник милиции - сначала я кинулась на сайт МВД искать статистику по женским дракам и изучать структуру, планируя обратиться к самому высокому чину. Благо, додумалась сообщить о своих действиях редактору))) Она сказала, чтобы я нашла обычного милиционера, который задерживает нарушителей.
С травматологом было примерно то же самое - среди знакомых таких врачей не нашлось, начала звонить в травмпункты. Меня просили перезвонить, переключали на молчащие телефоны и пр. Можно было бы добиться разговора, приехать на встречу, в крайнем случае, просто прийти в травмпункт. У меня дело осложнялось наличием грудного ребенка, с которым я, понятное, дело по больницам таскаться не буду.
В итоге я нашла выход - позвала в соавторы знакомую журналистку из еженедельной газеты. Она нашла специалистов и сделала с ними комментарии.
6. Врезки
Врезки, боксы, вставки - часть статьи, информация, которая не вошла в основной текст.
Что может быть врезкой?
- цитата
- статистика
- выдержка из закона
- классификация
- комментарии специалистов
- личные истории (если их нет в статье)
- анекдот в тему
- любая нестандартная информация, которая неуместна в основном тексте или не вошла/не поместилась.
У меня врезкой шли три комментария специалистов и дайджест фильмов, в которых были женские драки.
Раньше я начинала работу над текстом с того, что мониторила интернет на заявленную тему. Я собирала огромный файл страниц на 30-40, что-то в нем выделяла, распечатывала и перечитывала. Потом я поняла, что практически ничего из отобранной информации в тексте не использую. Более того, мне этот файл жутко мешает. Изучая чужие тексты, я теряла свои мысли и распыляла идеи. Сейчас я использую открытые источники, в основном, для проверки информации (законы, точные данные, цитаты и пр.)
Вчера сестра просила, как я готовлю лекции. Переписываю какой-то учебник?
Зачем?))) Чужие мысли дорого не стоят.
7. План
Да, опять план))) очень важен, поэтому про него говорю дважды. Заглядываю в план постоянно, дополняю и исправляю.
Многие участники написали, что у них проблема с организацией текста, мол, идеи/мысли есть, а в единое аккуратное логичное чтиво они не складываются. У меня совет один - пишите план, как в школьных сочинениях.
1. введение - постановка проблемы
2. основная часть - как будете тему раскрывать
1) тезис 1 - развернули, доказали
2) тезис 2 - // - // - //
3) тезис 3 - // - // - //
3. вывод
Вот план, с которого я начинала работать над статьей «Синдром первой работы»:
Въезд
История девушки, которая работает на одном месте работы (для нее - первом) более 5 лет.
Блок
Создать квалификацию причин, по которым люди не меняют свою работу на более престижную. Например:
1. неуверенность в собственных силах
2. рутина («болото засосало» - вроде бы все идет спокойно, так и пусть идет)
3. сильная загруженность (нет времени подумать о новом месте)
4. преданность работодателю (он меня совершенно без опыта на работу принял, а я его предам!)
5. привычка и т.д.
Думаю, что причин будет несколько - надо проконсультироваться с психологом и, желательно, со специалистом по персоналу.
Плюс:
Вывести определение, добавить комментарии специалистов.
Задание 3
Выберите одну тему (одну! - пожалейте меня) из тех, которые вы придумали вчера, и напишите план будущей статьи.
Комментарии опять же не скрываю.
Все задания принимаются вплоть до вечера пятницы.
Напоминаю, что три участника тренинга Журналистика как вторая профессия, которые выполнят все задания и предложат самые нестандартные варианты, получат возможность пройти курс по глянцевой журналистике (с 11 июля) бесплатно. Еще пятерым будет предоставлена скидка 50%.
Удачи в творчестве!