Добрый день, дорогие друзья!
Продолжаем бороться с падающим ЖЖ :(
Очень надеюсь, что на этот раз он не грохнется как раз во время выкладывания записи :(
Спасибо за комментарии по посту про Колесо Баланса, вы хорошо потрудились, и надеюсь, что у вас в голове сформировалась та самая карта жизни, без которой сложно эффективно двигаться дальше.
В аудиокасте - разбор ваших комментариев по Колесу Баланса
Итак, теперь у нас есть карта жизни, мы визуализировали Мечту, превратив ее в Цель. Казалось бы, самое время заняться планированием. И вот тут мы подходим к очень большой проблеме, которая особенно актуальна для людей творчества. Это страх перед планированием как таковым: как можно запланировать что-то, если это что-то нельзя сосчитать, измерить и разложить на составляющие? А если я запланирую, а что-то пойдет не так? А если это отнимает больше времени, чем я заложила в план?
Ну что ж, давайте избавляться от очередной порции иллюзий : )
Измерь это!
Во-первых, есть очень мало дел, которые действительно нельзя сосчитать и измерить, было бы желание. Когда я готовила этот тренинг, я, естественно, написала план. В плане, не поверите, было 54 пункта. Казалось бы, совершенно неизмеримое дело - подготовить такую эфемерную вещь как тренинг! Тем не менее, это становится легко, если соблюдать методику.
Для начала, я представила себе результат: что должно получиться. Я должна подготовить последовательную серию постов, и с определенной периодичностью выкладывать ее в сообществе и у себя на сайте. Каждый пост должен содержать теорию, упражнения, домашнее задание и разбор комментариев и вопросов по предыдущему заданию. Что мне нужно, чтобы подготовить это? Наметить план тренинга, разложить его по дням-темам, еще раз просмотреть литературу по каждому вопросу, написать теоретическую часть каждого дня, подобрать нужные упражнения, найти картинки, цитаты, иллюстрирующие сказанное, записать аудиокасты. Кроме того, каждый день по ходу тренинга мне надо будет анализировать комментарии и корректировать план в соответствии с запросами участников.
Дальше я прикинула, сколько мне надо времени на то, чтобы выполнить каждый пункт плана, и посчитала, когда я должна начать готовиться, чтобы успеть в срок, работая над этим проектом 2 часа в день до начала недели и 3 часа в день - когда начнется сам тренинг. Чтобы составить этот план, я потратила не меньше 2 часов, но как же легко мне было дальше! Естественно, были и сложности: например, недоступность Живого Журнала в понедельник, из-за чего у меня были сложности с разбором комментариев первого дня. Были моменты, когда мне приходилось заниматься тренингом меньше из-за каких-то жизненных обстоятельств (в один из дней я просто заснула, укладывая ребенка), но я компенсировала это, поработав подольше на следующий день, пока с детьми сидела бабушка.
Что делать, если все пошло не по плану?
Такие ситуации действительно случаются: начала писать статью, но вдруг выяснилось, что не хватает материала, и надо срочно ехать на другой конец города брать интервью?
В этом случае можно задать себе ряд вопросов:
1. Что произойдет, если я сделаю это позже?
В нашем случае, если я сдам статью не завтра, а в пятницу
2. Что произойдет, если я не сделаю это?
В нашем случае, если я обойдусь без этого интервью в статье
3. Что произойдет, если я сделаю это по-другому?
В нашем случае, если я возьму интервью по телефону или скайпу, или найду другого респондента, поближе ко мне
Ответив на эти вопросы, вы выберете действие, которое будет иметь наименьшие последствия.
Ода перфекционизму
А если вдруг выясняется, что я никак не укладываюсь в поставленные рамки? Чаще всего проблема - в нашем стремлении сделать все идеально, или перфекционизме. Очень многие творческие люди имеют это качество, и многие его даже воспитывают в себе. Не спорю, иногда перфекционизм здорово помогает в жизни, но чаще, к сожалению, мешает. Наверняка слышали про принцип Парето, который формулируется так: «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий - лишь 20 % результата».
Иначе говоря, правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны.
Вам решать, когда закончить доработку какого-то проекта, сколько времени сверх запланированного вы готовы на него потратить. Но чаще всего оказывается, что то, что вы считаете вопиющими недостатками работы, на взгляд ваших читателей, зрителей или слушателей - несущественные шероховатости, которые не снижают качество работы, а наоборот, создают ощущение живости и реалистичности.
Вернемся к моему примеру. Я точно знаю, что мне требуется около 2 часов, чтобы подготовить 1 пост тренинга. Поэтому я разбиваю эту работу на 2 куска по часу. В первый час я пишу план и начинаю наращивать «мускулы» статьи, второй час я дорабатываю те части, которые мне кажутся незаконченными, усиливаю акценты, перечитываю, исправляю ошибки и правлю стиль. 3-й час я трачу непосредственно перед публикацией, вставляя картинки, корректируя в соответствии с ходом тренинга, еще раз внося стилистические и грамматические правки. Если я по ходу подготовки вижу, что я выбиваюсь из графика, это значит, что я поддаюсь своему перфекционизму. И тут я вольна выбрать, либо поддаться ему, если у меня есть время и силы, либо взять волю в кулак и оставить «все, как есть». Как правило, во втором случае все в итоге получается даже лучше.
Переходим к нашему заданию на сегодня. Мы пойдем нестандартным путем: не будем пытаться спланировать месяц, неделю и день, расписать задачи, ставить плюсики…
Мы пойдем с другой стороны: постараемся сегодня упорядочить всего лишь час-два нашей ежедневной жизни. Итак, что мы сегодня сделаем:
1. Составим список всех проектов в вашей сегодняшней жизни. Под проектом я понимаю некое дело, которое делается больше, чем за час, состоит больше чем из 2-3 последовательно совершаемых дел и имеет конечный результат. Написать статью - проект. Выучить язык - проект. Похудеть на 10 кг - проект. Найти новую работу - проект.
2. Возьмите проект, над которым вы будете работать на этой неделе. Это может быть самый актуальный на сейчас проект, или проект, который вы давно откладываете. Разбейте его на кусочки-действия. Действие должно быть понятным, а не абстрактным, и занимать от 15 до 45 минут. Действие может повторяться. Например, чтобы написать большую картину, надо сделать несколько действий «порисовать» длиной 15 минут. Лучше и их разбить на «проработать композицию», «нарисовать эскиз», «сделать подмалевок», «написать фон», «проработать детали». Плюс «подготовить материалы», «помыть кисти», «сфотографировать готовую картину и разместить ее у себя на сайте».
3. Подумайте, сколько времени вы готовы уделять этому проекту в день. Пусть это будет 1-2 часа, не торопитесь, выделите столько времени, сколько реально можете. И ежедневно, в удобное для вас время, необязательно подряд, просто берите любые кусочки-действия из вашего плана и выполняйте их в течение того времени, которое вы выделили под проект.
А теперь ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!!!
Я прекрасно понимаю, что планирование - это для многих участников нашего тренинга дело нелюбимое. Поэтому нужна мотивация. Я готова дать вам дополнительную мотивацию на выполнение вашего плана!
Тот, кто составит план для своего проекта, будет до конца недели ежедневно посвящать ему то время, которое выделил, и отчитываться в комментариях к посту для участников конкурса, я подарю
запись моих вебинаров из цикла «Тайм-менеджмент для творческих натур».
Чтобы принять участие в конкурсе, напишите об этом в комментариях.