в узлах которых будут конкретные ситуации. вокруг этих узлов мы будем собирать слова. и, потянув за узел, приподнимутся и пара десятков увязанных слов. примеры ситуаций: кто я такой кратко, мои потребности и планы на сегодня, мои потребности и планы на год, мой типичный день, подробней про мою работу и отдых, поиск информации, ориентирование на местности, мое отношение к тому, что вижу вокруг,... это - 8-й МАРШ 3-го ЭТАПА. вот теперь уже наша задача - дееспособный словарный запас в 1000-2000 слов, отработка навыков и скорости устной речи, улавливание языка на слух. новых правил грамматики мы выучим лишь немного...[содержание предыдущих маршей...]
1-й ЭТАП. самостоятельно осваиваем основы английского чтения-произношения и 100-200 самых важных слов. у начинающих пусть это будет пока пассивное знание, то есть мы будем понимать, слово, когда увидим его на иностранном языке, но едва ли вспомним его, когда нужно будет перевести с русского на английский.
1-й марш. чтение и произношение. ступеньки 1-4. 2-й марш. запоминание первых слов. слова - это строительный материал, кирпичики языка. и чтобы их уложить стройными рядами, нужно приложить усилия. ступеньки 5-7. про способности к языкам. 30-ти секундный тест.
2-й ЭТАП. овладеваем 80 % нам нужных правил, по которым слова собираются в предложения, и 600-800 самых полезных для начинающих слов слов. то есть, среднему человеку для решения почти всех его задач достаточно знания правил грамматики на уровне немного выше среднего и 1000-2000 слов. в английском это между уровнями Intermediate и Upper-Intermediate. на этом этапе осваиваем до уровня между Intermediate. это ключевой этап - если мы его пройдем, то дальше всё пойдет как по маслу и самостоятельное изучение будет плодотворным.
3-й марш. всё наше внимание и усилия - грамматике. она - костяк, фундамент, несущая конструкция, на которую будут навешиваться слова и фразы. все необходимые слова и выражения - будем учить на 3-м этапе. пока что достаточно 600-800 слов. ступеньки 8-9. 4-й марш. сетевая структура правил грамматики и значений слов язык создавался и апробировался тысячелетия назад. всё слабое - отметалось, всё сильное становилось частью системы. ступеньки 10-14. 5-й марш. много писать и мало говорить на этой стадии изучения, - если мы хотим МНОГО ГОВОРИТЬ И МАЛО ПИСАТЬ на следующем этапе. ступеньки 15-19. 6-й марш. время дня для изучения. в разное время суток наш мозг воспринимает и перерабатывает информацию не одинаково. выбирайте для изучения английского самые лучшие части дня. ступеньки 20-24. 7-й марш. что и как выбирать - репетитора, курсы или учебник. начинающим можно пробовать все три способа, чтобы приобрести опыт и уметь сравнивать. но остановиться на одном. ступеньки 25-32.
* ступенька 33. чтобы мочь говорить о чем угодно - свой работе, политике, кино, моде, - нужно знать 2000 самых полезных для иностранца слов. ещё раз - не лишь бы каких, не самых частых, а САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ. откуда я взял эта цифру? во всех языках есть одноязычные толковые словари, где значение слов объясняются другими словами этого же языка. в них обычно чуть больше 100 000 слов. и все эти слова издательсвто Oxford истолковывает 3500 слов. издательство Longman - 2000-мя тысячами. например, запах - то, что чувствуют носом. купить - иметь что-то, заплатив некоторую сумму денег. половина - одна из двух равных частей чего-то Издательство Collins делает это 3000 слов в * этом толковом словаре.
вдумайтесь, используя 2000 слов можно передать смысл 100 000 слов - подкова, чешуя, каблук, гвоздь, лосось интенсификация, ковка, уголь, - да каких угодно. если в ваши планы не входит вести дискуссии про интенсификацию выковывания подков, в то время как в мире резко меняется цвет чешуи лососевых рыб, - а лишь про работу-отдых, дом-семью, поездки-покупки и круг ваших интересов, то будет достаточно 1000-1500 слов.
в первой части «как самому английский учить» я уже давал ссылку, где можно взять 300 самых первых слов, разбитых на 24 смысловые группы. здесь же вы найдете «680 и 1040 самых частых английских слов».
* ступенька 34. мы говорим фразами. поэтому для среднего уровня нужно иметь четко запомненными 40-80 самых ходовых фраз. do you have…? - I don’t have. would you like…? - I wouldn’t like. I would like you to… could you tell me… например, вы находитесь на окраине города чувствуете, что заблудились. и тут - о чудо! - видите прохожего европейской наружности. и вам нужно спросить. «так… вежливая форма can -> could… у нас вопрос -> глагол на первом месте. say или tell…?» пока вы так будете думать, человек знающий ответ - пройдет себе дальше.
даже если брать нормальную беседу, то имея в запасе 40-80 речевых шаблонов, ими можно заполнить 20-40% процентов содержания всей беседы. начинающие таким образом сэкономят очень много своих ментальных сил. последний язык, который я самостоятельно учил, был китайский. я подметил, что для того, чтобы удалось провести получасовую беседу, нужно знать около 500 самых важных слов и около 50 готовых речевых шаблонов. если знать лишь слова - будут долгие зависающие паузы. то есть
* ступенька 35. мы будем попадать в затруднительные ситуации, когда 1) или плохо поняли смысл сказанного, 2) или не можем быстро вспомнить нужное слово или слова. для этого нужно четко знать 10-20 фраз, дающих возможность потянуть время, пока мы вспоминаем слово. или дать обтекаемую оценку услышанного. и регулярно запускать их в дело. например, ваш заграничный друг очень эмоционально рассказывает о своем приключении. но - вот засада! - вы там почти ничего не поняли. а сказать “Sorry. I don’t underdtand”, - не поворачивается язык. ну вот и скажите, задумчиво качнув головой Such is life. или That’s what may happen when you go abroad.
* ступенька 36. - «но ведь не всегда возможно отделаться таким образом. часто бывает важно вникнуть и понять смысл сказанного». - в таких случаях используем волшебную фразу Do you mean that…? и дальше пересказываем своими словами, рисованием схем, жестами то, что и как мы поняли. после каждого правильно понятого предложения последует ОК. после неправильного NO, no!... и разъяснение ситуации более простыми словами.
* ступенька 37. учимся спрыгивать на более простые формулировки, если не можем за 1, 5, 20 секунд - в зависимости от вашего уровня - построить фразу более изящным и точным способом. наш верный помощник в этом деле - глагол be. например, вы ещё не знаете прошедшего времени и вообще, многих нужных глаголов. а вас спрашивают: ты сварила суп? - ответьте: суп есть готовый. - а хлеб ты купила. - хлеб есть на столе. - Саша сегодня придет? - он есть уже в пути. - а что там с Машей? - Маша есть больная. она есть дома. таким образом можно еще долго продолжать беседу. развивайте этот навык, работая с * этим толковым словарем.
* ступенька 38. у каждого слова есть свой набор взаимосочетаемых слов. в подобных сочетаниях не только проще запомнить, - см. ступеньку 14 - это ещё надежней и практичней. например, можно иметь шанс или получить шанс, но не купить-выиграть-найти. хороший шанс или последний шанс, но не красивый-нужный-крайний.
* ступенька 39. основной путь НАБОРА новых слов - чтение и слушание коротких текстов, имеющих внутренние взаимосвязи, с параллельным их выписыванием. основной путь ЗАПОМИНАНИЯ новых слов - написание и говорение текстов, имеющих внутренние взаимосвязи.
поэтому практикуйтесь в построении предложений, пишите письма иностранным друзьям, разговаривайте с ними по скайпу и вживую. чем больше органов восприятия включается в работу, тем лучше идет запоминание.