в
1-й части части я рассказал, об ожиданиях людей в отношении того, как учить.
в этой части я изложу принципы как наилучше изучать иностранные языки. зная это,
вы сможете выбрать самоучитель, курсы, репетитора.
общая идея: язык - это система. в любой системе всё связано с чем-то другим
и сводимо к центрам. зная ключевое в системе - вы ей легко пользуетесеь.
1* образ: карта города. на ней хорошо видно, где центр, и другие важные места,
как пункт А соотносится с пунктом Б. и куда вам стоит пойти в первую очередь.
по делу: язык состоит из слов и правил грамматики, по которым слова
понимабельно собираются в предложения. вы должны иметь представление
о карте слов и карте грамматики. вернее, ваш учитель должен вам это показать,
что является очень важным, что хорошим и без чего можно обойтись.
2* образ: когда строится город, вначале прокладывается электропроводка, воды,
подводы тепла и газа. и лишь потом - здания, деревья, крашеные заборчики.
по делу: грамматика - это трубы, кабели, дороги. слова - дома и магазины.
вначале следует учить грамматику, выучив штук 300 самых ходовых слов.
и лишь освоив грамматику на 60-80% - не абы каких, а самых важных правил,
не вдаваясь в тонкости и исключения, принимайтесь за слова.
если мозг не знает, что делать с информацией, он откажется её запоминать:
чем больше правил грамматики вы знаете, тем легче запоминаются слова.
а если это делать параллельно? - а если параллельно и фундамент класть,
и мебель в дом заносить? можно, конечно, только куча времени и сил впустую.
3* образ: в городе самыми важными кажутся большие и красивые здания.
а на самом деле такие здания серо-бетонного цвета и не всегда в самом центре.
по делу: когда я говорю "грамматика" у людей это часто ассоциируется с
временами глагола. в крутых заграничных книжках временам глагола уделяется
где-то 10% от всего объема грамматики. чтобы вы поняли, насколько мало важны
времена английского глагола, вот вам 2 примера выражения одной и той же мысли.
американцы Бил и Нил давно учат русский. говорит Бил:
"Я позвонил друг-моя сестра и попросил ему помочь мой сосед-мама
вчера день после сегодня» Бил абсолютно правильно оформил времена и
наделал грамматических ошибок с другими вещами.
говорит Нил: «Вчера я звонить другу моей сестры и просить его помогать
маме моего соседа завтра». Бил правильно оформил другие вещи
и наделал ошибок с временами глагола. другие вещи, среди прочего, это:
порядок слов в предложении, падежи: мама друга - мамин друг, сестре, сестрой,
сестру, сестре, сестры. это предлоги и выделительные конструкции:
я дал книг сестре. я дал сестре книгу. сестре я дал книгу. побуждения к действию,
советы дружеские и настойчивые, восклицания: какой чудесный день!
это запросы: мне перезвонить?, и сожаления: если бы я тогда знал...
4* образ: "а в селах ведь живут люди и без утомительного рытья канав
для всех этих труб и кабелей. ведь часто бывает, что строить нужно быстро".
по делу: грамматика - это не высокие материи, если кто ещё не понял. это:
"ты позвони мне" вместо "ты звонить моя". это правила собирания слов в кучку.
это речевые шаблоны, которыми мы говорим. ведь мы говорим фразами, не словами.
может без этих правил вы и освоите что-то быстро, но стоять оно будет не долго,
и сквозить будет со всех щелей. грамматику можно осваивать 2 способами:
1) т.н. прогрессивным западным способом и 2) по-людски.
1) это когда учитель не вникает в родной язык учеников.
метод: если нормальному человеку дать 50 примеров на будущее время,
то он заметит, что во всех их есть слово "will". и всё равно он будет делать ошибки,
потому что в русском языке есть 3 способа показать будущность.
2) это когда учитель показывает ученикам эти три способа и говорит,
что во всех этих случаях в английском будет "will".
когда учитель и ученики - носители общего языка,
учитель знает, в какую сторону так и хочет соскользнуть ум ученика
и в этом месте сразу выруливает. пример: я хочу, чтоб ты мне завтра позвонил.
позвонил в таких случаях наши норовят написать в прошедшем времени - called.
а учитель-американец подумает "what the fuck! как можно делать такую ошибку?"
если же наши переведут я хочу, чтобы... как I want that... тогда будет двойной fuck.
1) так можно учить каких-угодно папуасов, но лишь простым выражениям.
если бы я тогда знал, так я бы тебе помог:
If I had known then, I would have helped you. - таким образом не объяснишь.
и это занимает кучу времени и сил. но зато так можно хвастать ничего не шарящим
друзьям: "а у меня учитель - американец!"
2) так можно учить людей от с 12-13 до 80 лет, быстро и эффективно.
зато выглядит не очень эффектно: учитель пару фраз сказал - тема ясна.
ещё пара фраз - ещё одна тема ясна. так вы понимате, что английский - примитивно
прост и что вам в школе годами морочили голову. это очень разочаровывает.
поэтому некоторые люди, коснувшись обучения по-людски, выбирают
т.н. прогрессивную западную методику.
5* образ: в городе есть пара крупных проспектов и множество мелких улочек.
чтобы мочь многократно ходить без блуканий по этим улочкам, нужно хотя бы раз
пройтись по ним своими ногами. если надеяться на карту, то можно перепутать.
по делу: нужно делать домашние задания. и делать их письменно.
иначе - в одно ухо вошло, из другого - вышло.
6* образ: когда на улицах города звучит музыка, это сразу поднимает настроение,
и город кажется милым и солнечным. хотя по факту в нем и работу не найдешь,
и на полках магазинов может быть или пусто или дорого.
по делу: произношение. с этим больше всего недопониманий и вымыслов.
а по факту: оно у вас или зачет, или не-зачет. если не зачет - упорно работайте.
пример: если вы слово apple произносите как эпл, то это зачет. если апле - не зачет.
на самом деле первая буква - это среднее между а и э, но больше э.
то есть, нужно знать общие правила чтения и не заморачиваться на красоту.
когда достигните среднего уровня владения языком, тогда можно и отрабатывать
произношение. я обнаружил способ, как за 3 дня "сделать" среднее произношение
в любом ин.языке, потратив 40 минут в день. все те картинки с небом и губами -
бред сивой кобылы. расскажу как-нибудь отдельно.
7* резюме: когда я принимаюсь за очередной язык - последним был китайский, то:
1) осваиваю основы чтения-произношения и около самых важных 300 слов.
2) быстро осваиваю 60-80% процентов самых важных правил грамматики.
быстро - чтобы не успевать забыть выученное. ведь всё взаимосвязано.
3) приступаю к изучению слов и речевых шаблонов, заходя на такие сайты,
и читаю такие книги, где концентрация самых важных слов - максимальна.
для среденего уровня нужно знать 40-120 речевых шаблонов, 1000 слов
и развитое умение "спрыгивать" на другие слова, когда вы забыли вам нужные.
или же 2-3000 слов без такого умения. типа, запах -> то, что чувствуют носом.
на что обращать внимание при выборе книги, и какие задавать вопросы
при обзванивании репетиторов и курсов. плюс отзывы моих учеников -
в продолжении, которое здесь.