◊ как люди воспринимают себя в прошлом, в настоящем и в будущем? только как череду важности-неважности. с одной стороны, как чувство собственного достоинства, это ядро всего доброго в нас, а с другой стороны - это источник нашей внутренней гнили.
◊ я уехал на несколько дней в другой город на соревнования по дзю-до и вернулся, награжденный кубком и грамотой за первое место. я чувствовал себя очень гордым и счастливым, и захватил свою грамоту на встречу с мастером Ли, чтобы порадовать его моими достижениями. учитель отнесся к моим восторгам довольно прохладно и насмешливо. - человек издавна ценит не то, что действительно является ценным, - сказал он. - в его ценностях, ценностях обычного человека, заложено в первую очередь самоутверждение среди подобных ему существ. твоя грамота - это как перо в головном уборе индейца, акулий зуб в ожерелье туземца или медаль на груди солдата. все это - миф. сомнительный факт признания обществом каких-то твоих заслуг, заставляющий человека считать себя особенным, выделенным из общей массы.
трепетное отношение к подобным знакам отличия стимулируется самим обществом, моделирующим мнимые ценности взамен истинных, лишь для того, чтобы управлять сознанием и поведением людей, время от времени вручая им бумажки или блестящие значки в качестве поощрения за правильное поведение. стремясь получить знак отличия твоих заслуг, ты можешь пожертвовать своим здоровьем, счастьем, а иногда и жизнью только потому, что общество создало привлекательную приманку, на которую с легкостью клюют подобные тебе идиоты.
- Ли, раз тебя так раздражает грамота, давай, я сожгу ее, -предложил я. - жечь ее так же глупо, как и травмировать свое тело для того, чтобы ее получить и повесить на стену. грамоты и медали нужны человеку, чтобы поддерживать свой престиж в собственных глазах и в глазах окружающих людей. сильный человек и так знает, что он сильный, а если он еще и мудрый, то не станет демонстрировать свою силу остальным, помня, что сила может стать слабостью, когда о ней всем известно. помнишь пословицу: «все знают, как важно быть полезным, но никто не знает, как важно быть бесполезным». перефразируя ее, можно сказать: «обычные люди знают, как важно демонстрировать свои достоинства, но только мудрые знают, как важно эти достоинства скрывать». - это одна сторона медали, - сказал я, - а как же ее обратная сторона?
- с другой стороны, грамота может оказаться и очень полезной для человека, не уверенного в себе, в своих силах. получение грамоты успокаивает его, избавляя его от комплекса неполноценности и доказывая, что он тоже может добиться успеха в жизни. подобная победа важна для человека, но нет смысла относиться к ней с таким эмоциональным накалом, как ты к своему титулу чемпиона. это всего лишь временный успех, тебе же нужен успех постоянный, постоянная внутренняя сила, ровно и спокойно ведущая тебя к гармонии и совершенству. ты не должен доказывать обществу, что ты можешь чего-то добиться в физическом или интеллектуальном плане.
важно то, что ты представляешь собой сейчас, каждую минуту. только ровная и постоянная внутренняя сила действительно воздействует на окружающих, выявляя друзей и врагов, тех кто пойдет за тобой и кто встанет против тебя. только уровень внутренней силы делает человека Человеком с большой буквы, способным без излишней эмоциональности общаться с окружающим миром и принимать себя таким, какой он есть, без позы и самоутверждения, четко понимая свои преимущества и недостатки. навык видеть себя со стороны и трезво оценивать свои преимущества и недостатки позволяет впоследствии быть снисходительнее к окружающим людям, понимать внутренние импульсы, управляющие их поведением, и не требовать от окружающих больше, чем они могут дать. Медведева ◊
◊ как люди воспринимают себя в прошлом, в настоящем и в будущем? только как череду важности-неважности. почти любое социальное действие определяется этим чувством, ради этого сомнительного «кайфа» мы живём и работаем, богатеем и создаём новое, гонимся за политической властью или за «крутыми» друзьями и ждем одобрительной реакции. именно по этой причине мы все - конкуренты на этой маленькой земле. каждодневная активность такого рода выматывает, требует бесчисленных усилий - но обычный человек не способен остановиться. Ксендзюк ◊
◊ самое первое и самое главное в этой жизни - это стараться владеть собою. Гумбольт ◊
◊ гордость не хочет быть в долгу, а самолюбие не желает расплачиваться. ◊ люди упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку проницательности, и из-за избытка гордости. они видят, что «первые ряды» в правом деле уже разобраны, а «последние» им не хочется занимать. ◊ люди охотно молчат, если тщеславие не побуждает их говорить. ◊ тщеславие заставляет нас поступать против наших вкусов гораздо чаще, чем требование разума. ◊ желание вызвать жалость или восхищение - вот что нередко составляет основу нашей откровенности. ◊ мы всегда любим тех, кто восхищается нами. но не всегда любим тех, кем восхищаемся мы. ◊
◊ мы потому возмущаемся людьми, которые с нами лукавят, что они считают себя умнее нас. ◊ как только дурак похвалит нас, он уже не кажется нам так глуп. ◊ какие бы похвалы нам ни расточали, мы не находим в них ничего нового. ◊ мы хвалим других обычно лишь для того, чтобы услышать похвалу себе. ◊ уклонение от похвалы - это просьба повторить её. ◊ мы так привыкли притворяться перед другими, что уже начинаем притворяться перед собой. ◊ мы ничего не раздаём с такой щедростью, как советы. ◊ люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам. люди большого ума всё замечают и ни на что не обижаются. ◊
◊ не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у близких. ◊ порою легче стерпеть обман того, кого любишь, чем услышать от него всю правду. ◊ счастье и несчастье мы переживаем соразмерно нашему себялюбию. ◊ чем бы мы ни объясняли наши огорчения, чаще всего в их основе лежит обманутое своекорыстие или уязвлённое тщеславие. ◊ все циататы от Ларошфуко
◊ зло, причинённое тебе, легко прощается. гораздо труднее простить другим людям зло, которое мы сами им причинили. Моэм. ◊ различная манера держать себя есть лишь естественное следствие уважения, которое каждый питает к самому себе по сравнению с другими. Мальбранш. ◊ вся наша критика сводится к упреку ближнему за то, что он не обладает достоинствами, которые мы приписываем себе. Ренар ◊ чувство величия - одно из проявлений ничтожества. Б.Шоу ◊
*
Чем определяется везение, аkа удача *
У каждого - своя правда