1. Что такое борьба, о которой говорит Сунь-цзы "Это - борьба из-за выгоды. Получение выгоды и есть победа". Именно так определяет Сунь-цзы цель войны. Для него эта цель - не победа; победа нужна не сама по себе, она есть только средство для получения выгоды. "Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте", - говорит Сунь-цзы.
2. Но выгода не только цель, но и средство. Противник также сражается ради выгоды; выгода составляет цель и его действий. А если так, то, управляя этой целью, можно управлять и его действиями. Это значит: цель для него нужно уметь превратить в средство для себя. Именно на этом Сунь-цзы строит свое учение о заманивании, завлечении противника, о принуждении его к тем или иным желательным для меня действиям. "Уметь заставить противника самого прийти - это значит заманить его выгодой" И обратно:
"Отвлекают... противника выгодой". Так говорит Сунь-цзы о выгоде - как одновременно и о цели, и о средстве борьбы на войне.
3. Борьба на войне, как и всякая борьба, может приводить к успеху, может приводить и к неудачам. Успех для Сунь-цзы состоит в получении выгоды. Неуспех - это для него уже не просто неудача, недостижение цели; всякая неудача есть уже опасность.
4. Но война, как отметил Сунь-цзы, есть самый трудный вид борьбы, а следовательно, и наименее выгодный и наиболее опасный. Почему наименее выгодный? На этот предмет Сунь-цзы придерживается особых взглядов: «Наилучшее - сохранить государство противника в целости, на втором месте - сокрушить это государство. Наилучшее - сохранить армию противника в целости, на втором месте - разбить ее». Если война ведется ради выгоды, то, по мнению Сунь-цзы, выгоднее овладеть страной противника, не разорив ее, лучше подчинить себе армию противника, не уничтожая ее, а получив возможность распоряжаться и ее живой силой, и ее материальными ресурсами. Но на войне неминуемо хотя бы частичное уничтожение того, чем стремятся овладеть. Поэтому для Сунь-цзы война и есть наименее выгодный способ приобретения выгод.
"Сто раз сразиться и сто раз победить - это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего - покорить чужую армию не сражаясь... Самая лучшая война - разбить замыслы противника; на следующем месте - разбить его союзы; на следующем месте - разбить его войска", - говорит он. Из всех видов борьбы "нет ничего труднее, чем борьба на войне". Поэтому Сунь-цзы предупреждает: «Гнев может опять превратиться в радость, злоба может опять превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут. Поэтому просвещенный государь очень осторожен по отношению к войне, а хороший полководец очень остерегается ее».
5. "Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю его нападение на себя невозможным для него".
6. Хороший полководец - "сокровище для государства. Полководец, понимающий войну, есть властитель судеб народа, есть хозяин безопасности государства". В связи с этим Сунь-цзы предъявляет полководцу очень высокие требования, в первую очередь касающиеся его как личности. Он требует от него прежде всего наличия пяти качеств: ума, беспристрастности, гуманности, мужества, строгости. При этом характерно, что Сунь-цзы, считая необходимым, чтобы полководец обладал всеми пятью качествами, все же на первое место ставит ум.
7. После того как произведена вся нужная подготовка - и внутриполитическая, и специально военная, достигнуто внутриполитическое единство, доведена до полноты боевая подготовка, найден подходящий полководец, - можно начинать войну. Но и здесь Сунь-цзы требует одного: начинать войну можно тогда, когда существует план войны, выработанный заранее, еще "до сражения", как он выражается, план, разработанный "во дворце князя", т.е. особым военным советом. Этот план должен быть основан на том, что Сунь-цзы называет "расчетами". Само собой разумеется, что эти расчеты могут быть произведены лишь тогда, когда в распоряжении имеются соответствующие данные, т. е. полное знание обеих сопоставляемых сторон.
Эту мысль Сунь-цзы выражает в своих известных словах: "Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой Раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение".
8. Но как получить это знание, причем до того, как предпринимать какие-либо действия? Сунь-цзы отвечает: "Знание наперед нельзя получить от богов и демонов, нельзя получить и путем умозаключений по сходству, нельзя получить и путем всяких вычислений. Знание положения противника можно получить только от людей". На языке Сунь-цзы под "людьми" здесь подразумеваются тайные агенты. Для предварительных расчетов, т. е. для получения всех данных о противнике еще до войны, важна главным образом та категория агентов, которую Сунь-цзы называет "внутренними шпионами". Таких шпионов "вербуют из чиновников противника и пользуются ими". Иначе говоря, Сунь-цзы полагает, что наиболее достоверная информация получается от должностных лиц, находящихся на службе у противника. И чем выше по своему положению эти лица, тем важнее значение получаемой от них информации.
Не менее важна в этих же целях и другая категория агентов, которую Сунь-цзы называет "обратными шпионами". Это своеобразное название Сунь-цзы прилагает к агентам противника, засланным сюда, но распознанным и теми или иными средствами обращенным на службу себе. Они особенно ценны потому, что одновременно выполняют две задачи: поставляют нужные сведения о противнике, который продолжает доверять им, а с другой стороны, они доставляют по моему заданию ложную информацию обо мне, которую противник, доверяя им, принимает за достоверную. "Просвещенные государи и мудрые полководцы двигались и побеждали, совершали подвиги превосходя всех других, потому, что все знали наперед".
9. Сунь-цзы предупреждает и против недостатков, свойственных полководцу. Слишком пылкая храбрость, не контролируемая разумом, может только навлечь беду. Такую же опасность таят в себе и излишняя осторожность, превращающаяся уже в трусость, чрезмерная горячность, излишняя щепетильность к своему достоинству и чести, слепая любовь и доверчивость к людям. "Эти пять опасностей - недостатки полководца, бедствие в ведении войны. Разбивают армию, убивают полководца непременно именно этими пятью опасностями".
Помимо этих "опасностей" Сунь-цзы отмечает и ряд других недостатков полководца именно как руководителя армии. Это слабость характера, препятствующая полководцу проявлять необходимую строгость; это неумение оценивать способности своих подчиненных, а значит, неумение своевременно и целесообразно выдвигать их; это неумение установить надлежащий и прочный порядок в армии; это неумение оценивать противника и находить всегда нужную тактику борьбы с ним. Сунь-цзы считает, что эти недостатки полководца и вызываемое ими состояние армии могут привести к поражению.... продолжение следует. (с) Николай Конрад "Сунь Цзы и Искусство Стратегии"
*
18 неожиданных фактов о 300 спартанцах *
12 неожиданных фактов о гладиаторах