утром пятницы 19 сентября я ждал маршрутку на свою дачу. она находится в маленьком селе, куда маршрутка ходит не каждый день. в должное время она не пришла, но я был спокоен - за 6 лет, что я езжу на дачу, она всегда прибывала, хотя иногда с небольшим опозданием. в этот же раз она таки не приехала. «у меня три машины, но все три сломаны, ночью вода из бла-бла-бла подмочила двигатели, мы их ремонтируем».
возвращаться домой так не хотелось - я по работе всё сдвинул, чтобы провести два дня в огороде. и тут нас троих, ждавших маршрутку, [предложил подвести мужчина...]предложил подвести мужчина, возраста 50+. узнав, куда нам нужно, посокрушался о разбитой дороге. мы предложили большую сумму за доставку и он нас повез. из динамиков нам пел Высоцкий, из уст водителя шли уточняющие вопросы, кому из депутатов принадлежат охотничьи угодья. я запомнил лишь, что Могрица - всегда была вотчиной Литвина и четко охраняется.
потом речь зашла о дороге Сумы - Мирополье. водитель: «в августе ведь деньги на ремонт выделялись. но весь месяц строители просидели возле источника, бухали. кому-то из местных загнали асфальт, а дорога будет и дальше будет с колдобинами. Сталина сейчас нужно, Жукова, их методы, чтобы навести порядок».
и поломка маршрутки, и воровство денег, выделенных на ремонт дороги, оказались возможными из-за бардака, что происходит в стране. теперь ещё с 1-го октября, как говорят люди, в Сумах будут отключения подачи электорэнергии каждый день с 19 до 22. вот это уже то, что реально давит на мозг и побуждает писать этот пост.
малоуважаемые идеологи и стратеги парламентского большинства и правящей партии, не мешайте мне делать покращення уже сьогоднi и помогать другим жити по-новому. для этого мне нужна нормальная работа инженерных коммуникаций и подача электричества и газа, за которые я плачу выставляемую цену. мы же понимаем, что ничего вы не наэкономите путем отключения подачи, процент потребления эл.энергии весьма незначителен по сравнению с тем, что расходуют промышленные предприятия. если я вас правильно понял, вы намереваетесь получить эффект, описанный в притче о покупке козы.
однажды бедная женщина пришла к мудрецу с жалобой на тяжелую жизнь. - купи козу был совет. купила. но чем же её кормить? - осень на дворе. коза требует к себе внимание, лезет куда ни попадя. в общем, только проблем добавилось. через месяц снова пришла к мудрецу с жалобами на ещё худшую жизнь. - продай козу. так и сделала. и теперь столько времени и сил освободилось, жизнь прям наладилась.
в 1997 году уже было такое - больше месяца отключали подачу энергии каждые 2 часа и только в Сумской области! бесило ужасно! я в том году после работы за станком на заводе на ин.яз поступил, совершенно новую жизнь начал, и тут такие социальные эксперименты на людях. оппозицией тогда были коммунисты, социалисты и Тимошенко. хоть бы кто тогда старался что-то сделать для устранения этой унизительной ситуации! дом - это место отдыха и вдохновения для новых действий по построению лучшей жизни. мрак, в который вы его погружаете, выйдет за его стены, и сгустит тучи над нашим прекрасно-блакитним горизонтом новой жизни. Сумская область - малый электорат, я так понимаю. если снова будут отключения, подобных постов, разговоров на улице, раскладов ситуации от водителей того типа, что я описал выше, будет много от разных людей, совершенно не склонных обсуждать политику.
далее моя подборка из материалов замечательной книги Малкольма Гладуэлла «Переломный момент». Молва остается загадочным явлением. Люди постоянно передают друг другу разную информацию. Но только в редких случаях такой обмен запускает эпидемию молвы. В моем районе есть небольшой ресторан, в котором я люблю посидеть и я рассказывал о нем своим друзьям месяцев шесть подряд. Но он до сих пор полупустой. Моих заверений явно не хватило, чтобы началась эпидемия молвы, хотя есть рестораны, которые, по моему мнению, ничуть не лучше этого и которые, открывшись всего несколько недель назад, не имеют отбоя от посетителей. Почему одни идеи, тенденции и сообщения ведут к «взрыву», а другие нет?
Дело в том, что возникновение социальной эпидемии любого рода в огромной степени зависит от участия людей с набором определенных и редких коммуникативных способностей. Есть три типа людей, имеющих особенное значение для социальных эпидемий. Они окружают нас повсюду. Но мы часто не отдаем им должное за ту роль, которую они играют в нашей жизни. Я называю их Объединителями, Знатоками и Продавцами.
Есть люди, на которых мы опираемся, когда надо связаться с другими людьми - Объединители, но есть и люди, на которых мы опираемся, чтобы получить свежую информацию. Есть специалисты по людям и есть специалисты по информации, - Знатоки. Иногда, конечно, они бывают в одном лице.
Важнейшая черта Знатоков - это то, что они не просто пассивные собиратели информации. Их отличает то, что, как только они понимают, как можно улучшить ситуацию, они тут же хотят рассказать об этом вам. В последние годы экономисты уделяли большое внимание изучению феномена Знатоков по очевидной причине: если рынки зависят от информации, то люди, обладающие самым большим объемом информации, должны быть важнее всех.
Хотя большинство из нас не следят за ценами, каждый розничный торговец знает, что есть меньшинство, которое за ценами следит. И если эти люди при этом обнаружат что-нибудь мошеническое, они предпримут меры. Если какой-то магазин пытается слишком часто проворачивать трюк с распродажей, когда выстявляемая цена выше рыночной, такие люди поймут это и обратятся с жалобой к руководству, потом посоветуют друзьям и знакомым этот магазин избегать. Эти люди охраняют честный рынок. За десять лет, с тех пор, как эти люди были впервые классифицированы, экономисты изо всех сил пытались их понять. Их присутствие было обнаружено во всех сферах жизни и в каждой социально-экономической группе. Одно из названий - надзиратели за ценами, другое, более распространенное - знатоки рынка.
«Знаток - это человек, обладающий информацией о многих различных товарах, или ценах, или местах продажи. Этот человек всегда идет на разговор с потребителями и готов ответить на их вопросы, - сообщает Линда Прайс, профессор маркетинга в Университете штата Небраска и пионер исследований феномена Знатоков. - Им нравится помогать людям на рынке. Они распределяют купоны на скидки, берут вас с собой за покупками, ходят в магазин вместо вас. Они знают, где находится туалет в розничных торговых точках. Вот каким знанием они обладают.
Они больше чем эксперты, - утверждает Прайс, - которые будут говорить, например, об автомобилях, потому что им нравятся автомобили. Но они не станут говорить с вами только потому, что вы им нравитесь, и они хотят помочь вам с принятием решения. Знаток рынка поступит именно так. Он более социально мотивирован».
Л. Прайс утверждает, что доброй половине американцев известен такой Знаток или кто-то, на него похожий. Она сама фактически основала свою концепцию на примере человека, которого встретила, учась в аспирантуре.
«Я писала тогда докторскую диссертацию в Университете штата Техас, - рассказывала Прайс. - В тот момент я этого не осознала, но я встретила идеального Знатока. Он был евреем. Была Пасха, и я спросила его, где можно купить ветчины. Он ответил, что он еврей, но все равно знает, что мне лучше пойти в такой-то гастроном и купить ветчину вот по такой цене». Л. Прайс рассмеялась: «Вам надо бы с ним встретиться. Его зовут Марк Алперт».
Марк Алперт - невысокий, энергичный человек чуть за пятьдесят. У него темные волосы, выдающийся нос и маленькие, горящие, умные глаза. Он говорит быстро, точно и основательно. Он - тот человек, который никогда не скажет, что вчера было жарко. Он скажет, что температура воздуха вчера была 30,5 градуса. Он никогда не идет вверх по лестнице, он по ней взбегает, как мальчишка. Такое впечатление, что ему интересно абсолютно все, все любопытно, что даже в его возрасте, если дать ему детский химический набор, он тут же усядется за стол и сотворит какую-нибудь новую смесь.
Мы встретились за обедом в ресторане на берегу озера в Остине. Я приехал первым и выбрал столик. Вскоре появился Алперт и убедил меня пересесть за другой столик, сказав, что там будет лучше. Так оно и вышло. Я спросил его, как он покупает что бы то ни было, и он начал рассказывать. Он объяснил, почему у него кабельное телевидение, а не спутниковая антенна, а также выдал мне все подробности последнего кинообзора от Леонарда Молтина и назвал имя своего человека в Park Central Hotel в Манхэттене, который всегда помогает получить номер за очень хорошую цену. Он показал па мой диктофон и сказал: «Мне кажется, у вас пленка закончилась». Точно. Он объяснил, почему мне не следует покупать «Audi». «Это немцы, и иметь с ними дело - головная боль. На какое-то время они обеспечат вам гарантию из-под полы, но не больше того. Дилерская сеть неразвита, так что трудно получить обслуживание. Мне нравится ими управлять, но мне не нравится ими владеть». Следует сказать, что Алперт - не противный всезнайка, у вас никогда не возникает впечатления, что он рисуется.
Во время нашей беседы было несколько ключевых моментов, когда он, похоже, пытался выудить из меня информацию, выведать, что я знаю, чтобы прибавить это к своей внушительной базе данных. Быть Знатоком - значит быть учителем. Но это одновременно, с не меньшим пылом, быть учеником.
«Знаток - это тот, кто хочет решить проблемы других людей, как правило, за счет решения собственных» - говорит сам Алперт. Знаток решает свои проблемы (свои эмоциональные потребности), решая проблемы окружающих. М. Алперт в глубине души остался довольным тем, что я после этого стану покупать телевизор, или автомобиль, или устраиваться в нью-йоркский отель, будучи вооружен знанием, которое он мне дал.
«Марк Алперт удивительно бескорыстный человек, - сказал мне Лей Мак-Алистер, коллега Алперта по Университету штата Техас. - Должен признать, что он помог мне сэкономить полторы тысячи долларов, когда я впервые приехал в Остин. Он помог мне договориться о цене на дом, потому что понимает игру вокруг продажи недвижимости. Потом мне понадобилась посудомоечная машина и сушилка, и Алперт нашел их мне по самой лучшей цене. Потом я покупал автомашину. Я хотел купить „Volvo“, чтобы последовать примеру Марка. Тогда он показал мне сайт в Интернете, где были все цены на „Volvo“ в штате Техас. Он отправился вместе со мной покупать машину. Он помог мне разобраться в хитросплетениях пенсионной системы Университета штата Техас и упростил для меня все на свете. У него все систематизировано. Это Марк Алперт. Это знаток рынка. Благослови его Господь. Он из тех, кто делает Америку великой».
Что делает таких людей, как Марк Алперт, настолько важными для начала эпидемии? Очевидно, они знают вещи, которых не знаем мы. Они читают больше журналов, чем мы, больше газет и они - единственные люди, которые читают макулатурную почту. Марк Алперт оказался знатоком электронной бытовой техники. Если произойдет прорыв новых технологий в производстве телевизоров или видеокамер и если вы его друг, то вы услышите об этом очень быстро. Знатоки обладают информацией и искусством общения в достаточной мере, чтобы запустить эпидемию молвы. Что, однако, отличает Знатоков, так это, скорее, не содержание информации, а их умение ее передать.
Алперт, конечно, вряд ли знает столько же людей, сколько знает Объединитель, поэтому у него нет такой огромной сети распространения. Если вам что-то посоветует Объединитель, вы можете последовать его совету, а можете и не последовать. Вы отнесетесь к его совету с той же серьезностью, что и к совету любого вашего знакомого. Но если совет вам дает Марк Алперт, вы всегда ему последуете. Объединитель может сказать десяти своим друзьям, где остановиться в Лос-Анджелесе, и половина из них может прислушаться. Знаток может сказать пятерым слушателям, где остановиться в Лос-Анджелесе, но будет хвалить отель так горячо и убедительно, что все пятеро сделают именно так, как он советует. Вот вам разные индивидуальности в действии. И оба обладают способностью начать эпидемию молвы. (с) Малкольм Гладуэлл «Переломный момент»