5 привычек эффективно креативных людей

May 05, 2015 12:17




1. Изучать дело до мельчайших деталей. Швейцарский инженер Жорж де Местраль заметил, что на каждой прогулке к шерсти его собаки прилипает репей. Он изучил репьи под микроскопом и обнаружил, что их так сложно вытащить из-за мельчайших крючков, которые цепляются за спутанную шерсть. Он применил открытый принцип, создал искусственные аналоги крючков и шерсти - так появилась застёжка-липучка.
Далекие от творчества люди боятся, что излишняя загруженность деталями убьёт их творческие порывы, а слишком большой объём сведений создаст плотину на пути свободного творчества, или что новые идеи не смогут пробиться из-под слоя рутины.

автор: Арт Маркман,дДоктор наук, профессор психологии в Техасском университете, Остин, США, автор книг о развитии лидерских навыков, мотивации и продуктивном мышлении.

2. Не бояться рутины. Распространённый романтический образ гения: измученный творческими муками человек, который бешено работает в порыве вдохновения, в а перерывах между посещениями музы страдает и занимается саморазрушением. В реальности большинство креативных людей гораздо лучше дружат с дисциплиной. Они воспринимаю творчество как работу, поэтому постоянно трудятся.

Классический пример творца такого типа - Стивен Кинг. Если постараться представить, какой результат должен получиться у страдающего гения, то книги Кинга можно использовать как образец. Но сам он неоднократно говорил о важнейшей роли рутины. Он пишет каждое утро. По словам Кинга, для творчества рутина так же важна, как для сна. Некогда сидеть и ждать появления музы - нужно вкалывать, чтобы она заглянула на огонёк.

3. Понимать, что важно всё. Вопрос, который студенты часто задают преподавателям: «А это будет на экзамене?». Правильный ответ на него: «Да. Но, возможно, это будет другой экзамен». Нельзя угадать, из какого источника появится материал для отличной идеи. Истории самых интересных изобретений отличаются невероятными поворотами сюжета, но понять, какой шаг привёл к результату, мы можем, только оглядываясь назад.

Например, Джеймс Дайсон изобрёл новый тип пылесоса, опираясь на знания о работе циклонных установок, которые очищали воздух на лесопилках. Когда Дайсон из простого любопытства изучал особенности работы лесоперерабатывающих предприятий, он и представить не мог, что найденная информация принесёт ему миллионы прибыли. Ключ к креативности - стремление к знаниям, и неважно, кажутся они сейчас полезными или нет.

Иногда мы думаем, что заранее можем оценить, что нам пригодится, а что окажется бесполезной тратой времени и сил. Креативные люди всегда дополняют базу знаний, поэтому они готовы к любым возможностям, которые появляются в любой момент.

* на это "всё" не хватит ни сил, ни времени, ни оперативной памяти мозга, это обработать. нужно выбрать для себя несколько сфер жизни, которые нам интересны, а что мы игнорируем. лет 8 назад я четко определился. но готов и пересмотреть. важно: это наше "всё" нужно уметь выстраивать в виде системы, по мере получения нового. * постоянно пересматривай свою Карту Мира

4. Учитывать время и обстановку. С точки зрения инноваций в технике роль системы отлично понимал Стив Джобс. iPod не был первым плеером на рынке, но Джобс в подробностях изучил потребности пользователей и продумал, в каких ситуациях будет использован iPod. Внимание к окружающей обстановке привело к созданию сервиса iTunes, и плеер превратился в устройство plug-and-play.

5. Знать, когда нужно капитулировать. Если много читать о жизни творческих людей, появляется риск идеализировать настойчивость в достижении целей. Дайсон не только сумел почерпнуть вдохновение в отдалённых источниках, но и провёл годы, работая над прототипом своего пылесоса.

Опасно думать, что креативные люди работают над каждой идеей до победного конца, пока не увидят её воплощение. В экономике есть понятие «неокупаемые капиталовложения» - это время, деньги и энергия, которые уже были вложены в проект. Нельзя допускать, чтобы эти издержки оказывали чрезмерное влияние на выбор. Проект не заработает только потому, что вы уже отдали ему много сил и средств. Нужно оценивать проекты по тому, насколько они могут преуспеть, вне зависимости от потраченных ресурсов.

Ричард Нисбетт, профессор психологии Мичиганского университета, вместе с коллегами изучал работу успешных творческих людей (например, академиков, ведущих актуальные разработки в своих отраслях). В длительной перспективе наиболее успешными оказывались те, кто смог отказаться от безнадёжных проектов, несмотря на серьёзные затраты, и переходил к следующей задаче. (с) источник

из другого источника: Леонардо да Винчи никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Завершить - значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - “незавершенка”. Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал “окна незаконченности”. Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить. (с) мой пост * 5 странностей Леонардо да Винчи - узнайте о Мастере больше

* 5 вещей, с которыми не справится наш мозг * 14 упражнений для стимуляции работы мозга
* Проверьте оперативную память своего мозга * 9 способов помнить лучше и дольше

про знания и их источники, про Жизнь Системно

Previous post Next post
Up