В предыдущем посте дана ссылка на пресс-релиз от 27.07.
Вот он.
ДОРОГА ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «ХИБИНЫ». ПОЧЕМУ ЭКОЛОГИ ПРОТИВ?
Экологические организации Мурманской области поздравляют ЗАО «Северо-Западная Фосфорная Компания» с началом пусковых мероприятий на ГОКе «Олений ручей» и выражают надежду на то, что современное горнопромышленное предприятие станет образцом ответственного отношения к природным ресурсам Хибинских гор, будет способствовать экономическому росту и социальной стабильности в регионе. Вместе с тем считаем необходимым обратить внимание на недостоверную, а то и откровенно вводящую в заблуждение информацию, распространяемую СЗФК о возможности и даже необходимости прокладки «щадящей» дороги от ГОКа до месторождения Партомчорр через восточную часть Хибинских гор, которая якобы будет полезна для туристической инфраструктуры будущего национального парка.
Дорога предназначается для перевозки руды, и движение туристов по такой промышленной дороге сомнительно с точки зрения нормативов и соображений безопасности. Кроме того, это противоречит элементарному здравому смыслу: туристы в Хибинские горы идут и едут не для того, чтобы ездить по асфальтированным дорогам - их привлекает первозданная северная природа и горный ландшафт, которые еще не подверглись необратимым техногенным изменениям. Об этом свидетельствует 80-летняя история туризма в Хибинах. О том же говорит мировая и российская практика функционирования национальных парков: дороги делаются только на достаточно обширных территориях и только для туристов - ни в одном национальном парке мира по туристским дорогам не возят руду.
Фото
etogluk Хибинский горный массив слишком мал (35х45 км) чтобы его можно было фрагментировать асфальтовой дорогой. В таких условиях экосистемы разрушаются, что подтверждается многочисленными исследованиями и опытом многих других территорий. Следствием деградации экосистем и промышленной деятельности является утрата туристической привлекательности - одного из необходимых условий для создания национального парка.
В соответствии с Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях», национальные парки являются «природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма». В национальных парка запрещается любая хозяйственная деятельность, противоречащая указанным в Законе целям, в том числе прокладка промышленных дорог, сооружение других линейных объектов.
Именно поэтому в апреле 2012 года Министерство природных ресурсов и экологии РФ предложило СЗФК представить проектные материалы с вариантами прохождения дороги вне границ создаваемого национального парка. Этого СЗФК не сделала до сих пор. Кроме того, Министерством было принято решение ускорить проведение проектно-изыскательских работ по созданию в Мурманской области национального парка «Хибины», а правительству Мурманской области указано на необходимость согласовывать с Министерством все аренды на территории Хибин.
http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=128614,
http://www.gazeta.ru/social/news/2012/06/14/n_2389597.shtml Проложенная геологами много лет назад вездеходная дорога через перевал Умбозерский, по долинам Каскаснюнйок и Тульйок непригодна для проезда автотранспорта за исключением специально подготовленных внедорожных автомобилей, что является естественным ограничением рекреационной нагрузки на эти долины. Зато с появлением в устье реки Тульйок базы отдыха СЗФК отмечено возникновение несанкционированных свалок мусора и песчаных карьеров на прилегающей территории (фото).
По рекомендации разработчиков ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) рудника Партомчорр, на перевалах Умбозерский и Северный Рисчорр необходимо создать заповедную зону для компенсации ущерба редким видам растений, занесенным в Красные Книги России и Мурманской области - т.е. там вообще не должно быть промышленной деятельности, а туризм возможен только с очень жесткими ограничениями:
http://hibiny.info//plugins/content/joomthumbnail/upload_images/67_ippes_rgo_.jpg Для того, чтобы сделать такое заключение, были использованы архивные и гербарные данные, которые собирались с конца XIX века, их проверяли и уточняли приглашенные специалисты из университетов и профильных институтов Кольского научного центра, Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода в процессе подготовки эколого-экономического обоснования национального парка «Хибины». Тем не менее СЗФК собирается строить дорогу через перевал Умбозерский и, как видно из заявлений, игнорирует информацию о ценности Хибин для природного туризма, сохранения редких видов растений и уникальных ландшафтов.
Утверждения руководителей СЗФК о том, что любой из альтернативных вариантов транспортировки руды уничтожит более 20 местообитаний редких видов растений и несколько памятников природы, вряд ли соответствуют действительности: чтобы достичь столь разрушительного эффекта, ширина дороги должна составить…. более трех километров.
Зато в варианте с выходом дороги на северо-запад, к ж.д. станции Имандра действительно не затрагивается ни одного места произрастания редких видов, оказывается воздействие на водосбор реки Куны (в верховьях которой и так предполагается разместить Партомчоррский рудник), и только задевается край Симбозерского заказника, причем ту часть, которую все равно предполагается из него исключить в соответствии с Лесным планом и Схемой территориального планирования Мурманской области. Однако об этом СЗФК предпочитает умалчивать.
Считаем необходимым также отметить, что все проектные материалы, обосновывающие создание национального парка «Хибины», на основании которых Правительством РФ было принято решении о его включении в Концепцию развития особо охраняемых природных территорий России, уже давно находятся в открытом доступе на сайте
www.hibiny.info чего нельзя сказать о планах СЗФК по освоению месторождения Партомчорр и прокладки дорог: вся имеющая информация основывается только на обещаниях и заявлениях руководителей компании. По этой причине экологические организации считают необходимым проведение общественных слушаний по этому проекту, тем более, что к этому компанию обязывают (но игнорируется) действующее Положение об ОВОС, и многократно данные обещания.
КОНТАКТЫ:
Ольга Петрова, руководитель программы по сохранению лесов и биоразнообразия МООО «Кольский центр охраны дикой природы»:
olga_petrova@kola-nature.org,
Михаил Рыжов, координатор проекта МООО «Кольский экологический центр»:
mik-ryzhov@yandex.ru,
Фото
etogluk Был когда-то лес. Теперь нет его. Некоторые Оптимисты говорят, что вырастет. Люблю оптимистов.