К посту
Краткий пересказ книги "Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры" (Приложение А) добавляю перечень характерных признаков каждого уровня культуры.
1-й уровень «Жизнь - дерьмо»
- Этот уровень умонастроений характерен для людей, которые сбиваются в уличные банды и приходят на работу со стволами.
- «Жизнь - дерьмо», а слова, извергающиеся из его уст, подтвердят данную «максиму».
- Люди, находящиеся на этом уровне, отчаянно враждебны и объединяются для того, чтобы вместе пробивать себе дорогу в жестоком и несправедливом мире.
- Они злы, потому что чувствуют: все у них в жизни вверх дном, и они не знают, на ком отыграться.
- Люди, находящиеся на первом уровне, считают, что жизнь - дерьмо, не потому, что у них она такая. Они полагают, что таковы факты и что они говорят так, как есть.
- Их взгляды на жизнь - прямое следствие языка, который они используют.
- мир несправедлив, он поганый и подлый и мы все умрем.
- Жизнь - дерьмо, а потому нет никакого смысла иметь какие-то ценности, видение или моральные принципы.
- Более того, всякие «принципы» представляют собой «лохотрон», специально придуманный, чтобы мы не увидели настоящей правды жизни.
- все то, что происходит «где-то там», - фуфло, обман, а потому и вправду лучше оставаться здесь, подальше от этого лицемерия
2-й уровень «Моя жизнь - дерьмо»
- Лейтмотив разговоров людей, действующих на втором уровне развития культуры племени, сводится к фразе «Моя жизнь - дерьмо».
- Они пассивно враждебны
- Если смеются, то беззвучно-саркастически и безропотно.
- Послушаешь, так они все уже видели и им известно, что все обречено на провал.
- Лейтмотив разговоров второго уровня («Моя жизнь - дерьмо») порождает настроение, характерное для кластера апатичных жертв.
- никакие обсуждения главнейших ценностей и новые стратегические планы не смогли бы расшевелить это племя.
- Задача лидера племени - поднять людей, находящихся на втором уровне, до третьего, прежде чем попросить группу о чем-либо еще.
3-й уровень «Я - крутой»
- Ее лейтмотив звучит так: «Я крутой!»
- А если приводить фразу полностью, то: «Я крутой, а ты нет!»
- В культурной среде третьего уровня знание - сила, а потому люди запасаются им,
- Людям на данной стадии развития культуры племени необходимо побеждать:
- конкуренция для них происходит на личностной основе.
- Результат такого настроя - совокупность «одиноких воинов», нуждающихся в помощи и поддержке и постоянно переживающих разочарование из-за того, что другие лишены их амбиций и умений.
- Что удерживает людей на третьем уровне? Вызывающее зависимость удовольствие, которое они получают от успеха, от победы, от ощущения, что они лучше других, умнее, успешнее.
- это общество сделало их - нас - такими. С самого момента поступления в школу мы усваиваем: тот, кто знает, что «дважды два - четыре», получает звездочку.
- Как и большинство работников умственного труда, мы проводим свою профессиональную жизнь на третьем уровне или около него.
- Организации, в которых доминирует культура третьего уровня, кажутся лишенными человеческого тепла.
- Человек, стоящий на третьем уровне, связан с окружающими серией диадических (двусторонних) отношений. Его речь несет послание «я крутой», при этом подразумевающимся, но невысказанным остается «а ты - нет».
- Когда люди третьего уровня собираются вместе, то пытаются «перещеголять» и умалить достоинства друг друга (на индивидуальной основе). И хотя они делают это обычно в легкой, шутливой форме, эффект достигается тот же: каждый борется за доминирующую позицию.
4-й уровень «Мы - крутые»
- Между «Я крутой» (третий уровень) и «Мы крутые» (четвертый уровень) лежит глубокая пропасть, целая бездна.
- Этот уровень культуры доминирует в 22 процентах корпоративных племен, и коммуникация среди их членов проходит под лейтмотивом: «Мы крутые».
- В культурной среде четвертого уровня лидеры чувствуют, как племя притягивает их.
- Племя с лейтмотивом «Мы крутые» всегда нуждается в противнике.
- На самом деле лейтмотив в его полной форме звучит так: «Мы крутые, а они - нет».
- Племя всегда ищет своего конкурента, и единственный человек, который способен повлиять на его выбор, - это лидер племени.
- Правило четвертой стадии гласит: чем крупнее противник, тем сильнее племя.
- создайте критическую массу культуры четвертого уровня, после чего само племя признает в вас своего лидера.
- не следует забывать, что переходить от одной стадии к другой можно только последовательно
- Человек формирует структуры под названием «триады», в рамках которых выстраивает отношения с другими людьми на базе общих ценностей.
- В то же время речь людей, стоящих на четвертом уровне, пронизана лейтмотивом «мы крутые», при этом невысказанной остается вторая часть: «а они - нет». «Они» - это некое другое племя, которое может быть частью той же компании, а может и не быть.
- Когда люди четвертого уровня собираются вместе, они излучают гордость за свое племя.
5-й уровень «Жизнь прекрасна»
- Четвертый уровень является стартовой площадкой для пятого.
- [Лейтмотив] «Жизнь прекрасна», и этот же лейтмотив сквозит в его действиях. Разговоры людей из племен пятого уровня вертятся вокруг бесконечных возможностей, раскрывающихся перед ними.
- Их волнует то, как они будут творить историю - не ради победы над конкурентами, а чтобы сделать мир лучше.
- Их общее настроение можно охарактеризовать как «простодушное удивление».
- Они соревнуются не с другим племенем, а с представлением о возможном.
- команды пятого уровня спускаются на четвертый, чтобы перегруппироваться
В табл. 1 обобщены пять стадий развития племенной культуры.
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ
- На каждом культурном уровне язык и зримое поведение людей в отношении членов племени оставляют свои специфические «отпечатки», которые почти всегда идеально коррелируют друг с другом.
- В результате того, что большое количество людей действуют на одном и том же культурном уровне, в их среде возникает определенное настроение.
- не следует забывать, что переходить от одной стадии к другой можно только последовательно
ВАЖНО - ЦЕННОСТИ
1 уровень: Жизнь - дерьмо, а потому нет никакого смысла иметь какие-то ценности, видение или моральные принципы. Более того, всякие «принципы» представляют собой «лохотрон»,
2 уровень: никакие обсуждения главнейших ценностей и новые стратегические планы не смогли бы расшевелить это племя.
3-5 Цели и цености - появляются только на 3-5 уровнях.
Прим. - надо ещё со всей книги выбрать и добавить описания уровней.