Ещё одним участников фестиваля
"LOFT-2021" стал коллектив из Выборга. "Святая крепость" - так переводится со шведского и норвежского Выборг, а потому, так называется и театр. Из Выборга привезли свою возрождённую и сыгравшую большое значение в судьбе театра постановку
"Три сестры". Отличительной чертой спектакля является перенос во времени с каждым действием примерно на 25 лет вперёд: с конца 19 века до наших 90-х (премьера прошла в 1999 году). Опять эксперименты с классикой?
Сам театр возник в 70-х благодаря инициативе 4-х кукольников, тогда ещё студентов во главе с Юрием Лабецким - Николая Устинов-Лещинского, Тамары Беловой, Евгения Никитина. В Выборге потому, что Тамара Белова была отсюда родом. До 1999 года театр был кукольным. Именно в этом году были поставлены драматические спектакли «Восемь любящих женщин» и, чуть позже, "Три сестры", которые изменили и закрепили новый творческий курс театра. Он стал государственным театром драмы и кукол.
2
Сегодняшняя версия "Трёх сестёр" является возрождённой в 2018 года постановкой - над ней так же работал Юрий Лабецкий. Появились новые актёры. но трое остались с первого исторического состава: Максим Гладков (сторож), Евгений Никитин (военврач Иван Чебутыкин) и Ольга Смирнова (нянька Анфиса).
3. Евгений Никитин
4 Максим Гладков
Смысл переноса каждого действия спектакля в свою эпоху и проживание таким образом во время спектакля всей жизни - от царской России, через разные эпохи СССР к новой России очевиден и понятен. Классика вечна и актуальна во все времена. Прозоровы хотят в столицу в Москву (не важно, что столицей во времена Чехова был другой город), как туда хотели во все времена и все прочие проблемы изложенные Антон Павловичем так же актуальны и сегодня. Я отношусь к числу тех людей, которые считают пьесу нудной и скучной, в отличие от режиссера который считает её самой гениальной. Поэтому любые встряски сюжета, оживления я категорически приветствую. Этот спектакль интересно смотреть хотя бы из-за изменяемых со временем костюмов.
5
Текст в целом близок к пьесе, но череда смены эпох добавляет условностей и эклектичности к происходящему, поэтому если вы забыли сюжет, то прочитайте его перед спектаклем. Иначе, есть шанс что запутаетесь, а главное не поймёте многих замыслов автора.
6
И всё же 3,5 часа не пролетают в один миг. Чеховская затянутость и занудность отчасти остаётся. Но, финал показан хорошо и трагично.
7
Постановку отличают статичные, но капитальные и интересные декорации - спасибо, что перевезли их из Выборга. Действие во основном происходит на авансцене и сцене, а так же сооруженном втором ярусе, что кажется несколько однообразным.
8
И только однажды переместили сюжет за декорации и сразу получилось необычно и интересно. Зря не повторили этот приём чаще.
9
А вот к светописи вопросов нет - изобретательна и разнообразна.
10
Костюмы. Конечно этот спектакль это парад костюмов - ведь это самый гарантированный способ показать разные эпохи. Смотреть привычных чеховских героев в более современной одежде непривычно и интересно.
11-12
Музыка в спектакле скорее нейтральна, на первый план не вылезает. Но, сказать что её нет тоже нельзя.
13
И актёры. Их много и играют они все отлично. Точнее даже не играют, а проживают своих героев. Несколько портретов.
14-15-16-17
Общий итог таков что "Святая Крепость" зрелый, интересный, не провинциальный коллектив. А учитывая, что у них есть взрослые кукольные спектакли так совсем становится интересно. И почему я специально в Выборг к ним не приезжал, не говоря уже о поездке в этот город на выходной день? Летом нужно будет исправить ситуацию. А ещё с 4 по 11 сентября "Святая Крепость" организует III Международный фестиваль 2021 театров кукол "Балтийский кукловорот".
18
По рейтингу "ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН" получаются такие оценки.
Сценарий - 9 из 10. Оригинально и вместе с тем традиционно, но затянуто.
Режиссура - 10/10. Поставлено отлично.
19
Актёрские работы - 10/10. Молодцы.
20
Свет - 6/6
Звук - 5/6
Пространство, костюмы - 6/6
21
Итого в среднем 7,7 балов из 8 возможных, то есть 9,6 долек целого апельсина. "Три сестры" - чеховская классика длиною в век.
22