Классическая поэзия: главное и второстепенное

Aug 29, 2022 16:11


В прошлом месяце я рассказывала о нашей программе литературного чтения, показала основные направления работы на примере моей части пособий. Сегодня тема сложнее. Мы поговорим о поэзии, и мой соавтор Ольга Гром покажет на конкретных примерах, как мы работаем, что делаем, что для нас важно, а что - второстепенно. Сейчас и всего несколько дней в магазине будет продаваться отдельно поэтическая часть «литературного чтения» для тех, кому наш полный курс не нужен. Первого сентября страницу мы закроем для того, чтобы в течение года у покупателей не было путаницы, и никто не покупал повторно поэтический сборник вместе с полным курсом литчтения. Если для вас актуально - заходите!

Вопрос второстепенного и действительно важного для нас ключевой при работе с литературой. Время ограничено, задач много, и при этом есть своё понимание того, как мы их будем решать. Всё как обычно: если бы школьный курс литературы нас устраивал, этих пособий бы не было. А если мы идём своим путем, надо четко понимать, на чем делаем акценты и что подсвечиваем фонариком. Передаю слово Ольге!

Я до сих пор прекрасно помню своё недоумение, когда на уроке литературы учительница вдохновенно заставляла нас - не совсем ещё адекватных второклассников - “увидеть красоту”. Некоторые соглашались с ней из вежливости и уважения. Кто-то - из-за страха получить двойку.



И вот, спустя тридцать лет, я сажусь за поэтические тетради с классическими стихами о природе - и начинаю помогать. Самой себе из прошлого. Своей учительнице. Своим одноклассникам. Я представляю себе, что именно я хотела бы тогда услышать. Что именно позволило бы мне тогда все-таки увидеть эту красоту. И я очень надеюсь, что на какую-то - хотя бы минимальную - долю мне это удалось. Как я уже писала в методических рекомендациях к тетрадям, поэзия - океан, а в руках у нас только чайная ложка. При таком драматичном несоответствии средств и вычерпываемых ими ресурсов необходимо было расставить приоритеты.

Что в данной работе для меня было важно, а что второстепенно?

✅ ВАЖНО

Что за человек такой - поэт? Почему он видит мир иначе, намного глубже, чем мы?

❌ ВТОРОСТЕПЕННО

Биография известных поэтов.

Например, в задании “Образы и звуки” (Тетрадь “Лето” стр.13) сначала рассматриваются примеры из стихотворений, где звуками передаётся художественный образ: например, образ шуршащей осенней листвы под ногами -

“В роще шелест, шорох, свист

Тихий, ровный, заглушённый…”

или раскаты грома:

“Говор негромкого грома

Глухо рокочет вдали…”

После чего детям нужно попробовать представить себя поэтом, человеком с обостренной чувствительностью к окружающему миру, который на летнем лугу слышит жужжание насекомых, шелест травы, пение птиц. Какие это звуки? Вариантов здесь множество - всё в нашем воображении: и ж-ж-ж-з-з-з, и с-с-с-ш-ш-ш, и чиу-чиу, и трл-трл.. Со звуками на самом деле проще, сложнее -подобрать слова. Для нашего уровня будет достаточно, если ребёнок найдёт сочетания типа “жёлтые жуки жужжат”, или “птички чирикают”, или “шумит и шелестит шелковая травка”… Если дети справились с первым заданием, можно попробовать свои силы и представить себе звуки оживленного города, а потом и звуки, которые можно услышать на берегу моря. И это будут уже другие звуки и слова.





✅ ВАЖНО

Что значит художественный образ? В чем разница между смотреть и видеть? Как “рисовать” словами?

❌ ВТОРОСТЕПЕННО

Терминология, названия средств художественной выразительности.

Например, на эту тему в тетради “Зима (стр.1) есть задание-игра “Угадай по образу”. Для этой игры нужны два или более участников; игроки делят между собой карточки с фотографиями зимней природы, и каждый выполняет задание - придумывает и записывает необычное описание того, что изображено на фотографии. Затем нужно разрезать карточки и отделить фотографии от описаний, перемешать и разложить на столе отдельно фотографии и отдельно карточки с описаниями.

В основе игры - принцип соотнесения. Соотносим описание (словесный образ) и картинку (фотографию, к которой составляется описание). Детям нужно увидеть, сформулировать, а потом и расшифровать зимние поэтические образы. По тому образу, который был увиден, представлен и записан словами, соперник должен догадаться, к какой фотографии относится это описание. Записываем, кто угадает больше всех образов, и считаем баллы. В этой игре дети вернуться к уже знакомому им понятию художественного образа, потренируются замечать интересные детали в природе (на примере фотографий зимней природы), подбирать слова для их описания и тем самым сформулируют словесные художественные образы и почувствуют себя немножко поэтами.





✅ ВАЖНО

КАК сказал поэт (и что я почувствовал при этом).

❌ ВТОРОСТЕПЕННО

ЧТО хотел сказать поэт (этим произведением).

Пример. При анализе любого стихотворения в наших поэтических тетрадях мы основываемся на схеме из тетради “Осень” (стр. 18). Это схема пути, который проходит стихотворение от поэта к читателю: через слова, смыслы, образы, чувства. Мы рассматриваем очень подробно, что стоит за фразой “поэт в стихотворении делится своими чувствами”. Как попадают слова от одного сердца к другому? И всегда ли доходят? И где на этом пути происходят задержки?

Для того чтобы перенести все остановки этого пути на конкретное стихотворение, мы использовали формат мини-книжки, где каждая страничка - это очередная остановка, а само стихотоворение предстаёт перед нами, как многослойная структура. Переворачивая страничку, мы словно снимаем один слой.

Сначала мы снимаем первый слой - лексический. Открываем страничку мини-книжки, которая называется СЛОВА и разбираем непонятную лексику стихотворения: ведь очень часто желание читать стихи у детей заканчивается именно здесь, когда они запутываются в дебрях витиеватых поэтических конструкций.

Второй слой - СМЫСЛЫ. Переворачиваем страничку и пытаемся понять, что имелось в виду под образными выражениями. Объясняем простыми понятными словами.

Третий слой - ОБРАЗЫ. Здесь мы пытаемся определить, какими именно средствами - сильными словами, яркими необычными сочетаниями слов - создавались эти образы.

Последний слой ЧУВСТВА - Какие чувства вызывают эти образы? Какие чувства скрываются за этими образами? Вернёмся к страничке СМЫСЛЫ и посмотрим на столбик с нашими объяснениями того, что имелось в виду. Это простое перечисление фактов об изменениях в осенней природе: “птицы улетают на юг”, “листья на деревьях разного цвета”, “идёт дождь”. Спрашиваем себя “вызывает ли эта информация у нас какие-то чувства?” - нет. А почему же всё иначе, когда мы читаем левый столбик с фразами из стихотворения? И приходим к выводу, что причина в тех особых словах и в тех образах, которые они передают. Можно сказать “скоро пойдёт дождь”, а можно “скоро осень проснётся и заплачет спросонья”. Первая фраза эмоционально нейтральная, сухая инормация. Вторая фраза - вызывает чувство жалости к осени, чувство сожаления о том, что лето кончилось, что впереди осенние дожди и холод, серое небо, облетевшая листва, лужи, слякоть и т.п.





✅ ВАЖНО

ПОЧЕМУ здесь встречаются метафоры, олицетворения, сравнения и эпитеты.

❌ ВТОРОСТЕПЕННО

ГДЕ здесь встречаются метафоры, олицетворения, сравнения и эпитеты.

Как это выглядит на практике? Объясняя детям, что такое сравнение или эпитет, мне кажется важным, чтобы дети поняли их предназначение в художественном тексте. Т.е. не просто искали и определяли, где они в тексте находятся, но и зачем они там. Для этой цели я использую несколько средств:

(1) пробую показать, что было бы, если бы эпитетов или сравнений не было в тексте,

(2) демонстрирую через задание-эксперимент, как эпитеты и сравнения выражают отношение автора к предмету (человеку/явлению). Ведь один тот же предмет можно представить читателю совершенно по-разному в зависимости от выбора слов, от силы их воздействия на читателя.

Слова для писателя и поэта - это то же, что и краски для художника: отсочетания красок и цветов зависит то, какие чувства вызывает изображённое на полотне. Так же и в тексте.

В задании (стр.11 тетрадь “Лето”) дети читают три описания котёнка и рисуют каждого из них, соблюдая все упомянутые в описаниях детали. В описании №1 сжато представлена информация: на подоконнике сидит котёнок. Какой это котёнок? Как он выглядит? Как он там оказался? - мы ничего не знаем. В описании №2 словами создаётся образ жалкого и несчастного котенка. В описании №3 - наоборот, игривого и довольного. Все три рисунка получаются разными. Дети размышляют почему. Они ищут и подчеркивают в описаниях сравнения и эпитеты и отвечают на вопрос, какие чувства у них вызывает каждое из описаний.

В результате дети приходят к выводу, что тропы (сравнения, эпитеты и др.) не только украшают текст, не только дают нам больше информации и деталей, но и способны вызывать определенные чувства у нас через создаваемый автором художественный образ.



✅ ВАЖНО

Ребёнок приходит к выводам самостоятельно через экспериментальные задания-исследования.

❌ ВТОРОСТЕПЕННО

Ребёнок читает и запоминает теоретический материал, отвечает на вопросы по прочитанному.

Как это выглядит на практике? Анализируя каждое из стихотворений в тетради, ребёнок обращается к градуснику настроений и пытается определить настроение, которое, по его мнению, передается в данном стихотворении. На первых порах это делается интуитивно, без теоретической подготовки.

Мы просто просим ребенка выбрать нужное слово на градуснике. В одном же из заданий последней тетради “Лето” (стр.6 задание 3) детям предлагается провести эксперимент и сделать самостоятельный вывод - на основании чего же всё-таки у них формируется восприятие поэтической тональности (настроения в стихотворении).

Нужно сравнить два четверостишия: одно - оригинальное, из стихотворения Зои Бухаровой “Летний день”, а второе - специально написанное для этого задания: в нём оставлена та же основа, что и в авторском стихотворении, но только все восторженные эпитеты заменены на противоположные по эмоциональной окраске. Дети сразу замечают, что образ летнего дня поменялся. Настроение при описании одного и того же предмета, явления, существа - меняется с радостно-приподнятого, на нервно-раздражительное.

Похожее задание встречается и в тетради “Весна” (стр.10 задание 2 ), в котором ребёнку необходимо выразить своё отношение к предмету двумя разными определениями: сначала так, как будто предмет ему нравится, и - наооборот.

Экспериментируя, дети приходят к выводу самостоятельно: те настроения, которые мы улавливаем при чтении стихотворения, тот образ, который создается поэтом, те чувства, которые через этот образ им передаются, - они все определены в словах. В словах, в тропах, которые поэт использует так же, как и художник краски.

Купить сборник из четырех пособий по работе с поэзией сейчас можно здесь. А полный курс литературного чтения есть здесь. Желаем вам интересных занятий и запоминающихся художественных образов!



Previous post Next post
Up