Очень часто у детей-билингвов складываются с языком непростые взаимоотношения. Дети тратят уйму времени и сил на уроки, и если не видят в этом никакой пользы, то шумно протестуют. «Зачем мне читать по-русски, я уже по-японски умею!» «Для того, чтобы читать русские книги? Да у меня же японских полно!» А потому привычку к чтению приходится формировать окольными путями. Вот 5 отлично работающих способов из моей практики.
1. Получение регулярной почты
Даже дети, которых никак не получается заинтересовать процессом обучения, с удовольствием читают приходящую на их имя почту. Что это может быть?
- письма в запечатанных конвертах, которые оказываются в игрушечном почтовом ящике ребенка.
- письма, которые приходят в личный электронный ящик ребенка.
- письма от сказочных героев. Одному ученику я регулярно передаю письма, которые присылает ему пират. Письма находятся в бутылке с винной пробкой, написаны на старинной бумаге. Эта переписка оказалась настоящим спасением, потому что до этого ребенка всем семейством заставляли прочитать хотя бы строчку.
Отличные письма с наклейками пишет Микки Маус. Дед Мороз пишет о том, чем занимается в течение года, как идет заготовка подарков, как дела в его летней резиденции.
Не жалейте времени на антураж! И конверты запечатывайте, и бутылку пиратскую выберите подходящую, и сургуч можете поискать. Кстати, мои ученики скептически относятся к поделкам. Между почтовым ящиком, сделанным своими руками и игрушечным, красивым, купленным в магазине, однозначно отдадут предпочтение второму. Если ваши дети не столь привередливы, можете сделать ящик сами. Вот
здесь видела симпатичный образец.
2. Письма с секретом
Это очень личное. Такое личное, что просто так не прочитаешь. Одним словом, каждое письмо - настоящая тайна, а потому и читать надо соответственно. В середине листа черной бумаги вырезаем замочную скважину, подкладываем под лист письмо. Читать надо только через замочную скважину, секрет же. Еще один вариант - набрать письмо на компьютере некрупным шрифтом. Читать, как и полагается, настоящему сыщику, с помощью лупы.
3. Кстати о сыщиках. Писать можно не только письма, но и истории с продолжением
Например, простую детективную историю. Помните, что-то вроде пропажи слона в «Следствия ведут колобки»? Прерывайте ежедневную часть истории на самом интересном месте. Ребенок будет ждать продолжения, и следующую часть прочитает с огромным интересом. Как вариант - можно распечатать уже готовую сказку, которую ребенок еще не читал, разрезать на кусочки, и выдавать по «порции» в день.
4. Квесты
Способ очень простой и эффективный, но к нему почему-то прибегают очень редко. Дети обожают подарки и истории о поиске сокровищ. Когда вы приготовите ребенку подарок, спрячьте его, а по всему дому разложите записки, указывающие сначала на местонахождение следующей записки, а потом и самого подарка. Я как-то читала совет сделать последнюю записку самой многословной и прикрепить к самому подарку, но на практике к такой записке уже ни у кого нет интереса. Подарок-то в руках.
5. Ну и, конечно, книги с элементами игры, квеста, загадки, поисков
Книжки, в которых можно рисовать, наклеивать наклейки и т.д. К примеру, такие истории есть
в серии про Лунтика и его друзей. Единственное, не стоит покупать книжки, в которых истории уже начитаны, и прослушать их можно, нажав кнопку. Все 5 советов - о повышении мотивации к чтению, а какая тут мотивация, если для того, чтобы узнать сюжет, не нужно прикладывать никаких усилий?
Фото:
http://ahdetki.ru