сейчас попытался почитать отзывы и рецензии в сети. оказалось (мне-то уж точно отчетливо показалось именно так), что те, кто их пишет, слишком многие, употребляют расхожие выражения, в содержании которых есть "танец", "труппа", "драма", "хореограф", "свободная".. а фразы общие, повествовательные. может так и задумывалось, но кино-то слишком не обычное.. *пожимает плечми* захотелось поразмышлять, ну и рассказать заодно. ну, вот смотрите:
этот дождь - это сцена театра. и он не 30 секунд капнул, а идет с перерывами весь спектакль, похоже. когда воды становится достаточно и она превращается в реку, танец перетекает в ее русло и там буйствует, с вольным стилем, ведрами и тазами. красиво совсем.
на второй картинке, где земля, - это тоже та же сцена. так и начинают: возглас "За работу!!" и опрокидывающиеся контейнеры с землей на сцене. землю разравнивают и тогда на ней начинают рождать. и показывать как планируют, зачинают и рожают. это, по мне, самый страстный танец в фильме.. а вообще фильм показался не очень-то страстным,честно-то. объясняю себе это двумя мыслями.
во-первых, в танце я профан. у меня очень мало опыта даже созерцания танца. как и архитектуры, например. но если в архитектуре кроме скрытых изысков много и явных восхитителей эмоций, то в танце.. танец нужно именно что чувствовать, получается. так вот, во-вторых..
во-вторых, разность в понятиях. может, люди танца имеют свое понятие страсти и я его не догоняю. это не страшно. какие наши годы, а и не догоню - наше от нас не уйдет. но вот если б кто-то знающий чувствующий провел и акцентировал, был бы благодарен здорово. есть у меня такой одна, но она куда-то пропал.
гораздо больше страсти в фильме - мудрости. мудрой грусти. боли. и не боли, а красивой тоски. хочется сказать, что тоска была ещё и светлой, но это бы было не честно.
вот свобода там абсолютная, это просто феерия. нет никаких догм по поводу где ставить; в какой технике; возраст, пол и цвет актеров. и здесь вся соль-то:
разный талантливый человек творит разный танец в зависимости от времени (суток, года, жизни своей) и от места (сцены театра, места на сцене, части города и прочего рукотворного интерьера или совсем дикой экспозиции; здесь же свет, цвет, осязание и, вероятно, запах и всё что только в голову придёт). и те междометия, отпущенные танцующими, говорят, что их всех разными вербальными и иными способами воодушивляли: почувсвуй именно ты и покажи это.
вот этого мужчину средних лет в полуделовой одежде я не понял по сути, наверное отвлекался на необычность антуража (там у него за спиной огромный карьер, типа кимберлитовой трубки; он оттуда вылез и стал танцевать). и двигался он не очень-то классически. но он точно танцевал, и очень полно.
а ещё такОе ощущение осталось.
по сути, очень много про мужчину-женщину, почти всё. а я не могу вспомнить красивого счастливого танца, разве вот в городе под трамваем, и то не точно. а так, всё время кто-то стенает, извивается, ломается; неистовствует или по-тихому.
привеликое множество цикличных повторов и разновидностей падений-поддержек. прежде чем человек что-то поймёт,ему нужно повторить это хотя бы семижды, жизнь наша этим и пересыщена; в этом точность, но она, опять же, горького-пригорького вкуса.
хорошо бы ошибиться, но главная героиня совершенно одинокой показалась. она талантливая танцовщица, постановщик танцев, менеджер, наверное продавец, психолог, кто угодно. вот одинокость слишком выпуклая. одно только залечивает: похоже, это её выбор, осознаный. не так получилось в жизни (или хотя бы, не только, так получилось), а она так захотела. в общем ощущения немного схожие с Танцующей в темноте оказались. но было одно пятно совершенно светлое. вот это:
сам танец, кроме как свободный, ещё и местами светлый. но ещё вот этот монорельс, наверху который. он там по всему городу ездит и когда снимают внутри этого движущегося "трамвая", там такой восторг разбирает!! печально лишь, что такое неторопливое, романтическое и красивейшее произведение передвижения можно было создать только в тОм климате, не в нашем. прав Альфред Владимирович, ибо опытен и мудёр..
и ещё два имени, Вим Вендерс и Пина Бауш.
вчера, показалось когда вышел, мало что понял. даже расстроиться за себя успел прилично. а потом..
прошли сутки. в сутки попали события, люди, мысли и образы. несколько поменялся взгляд и несколько отладился фокус. кадр установился и картина оказалась достаточно полной для озвучания.