Друзья мои! Сегодня мы представляем Вам очень интересного фотографа Валерию Решетникову (
iuventa_de_sol). Однажды увидев её работы где-то на просторах интернета, нам очень захотелось познакомиться с их автором. В минувшее воскресенье нам посчастливилось побеседовать с Валерией за чашечкой чая в небольшом уютном ресторанчике недалеко от Покровки (Москва).
Валерия, расскажите, пожалуйста, с чего всё началось. Как Вы стали заниматься фотографией?
Моя мама в детстве делала витражи на окнах. Все эти линии, краски, цвета, бумага, вся эта подготовка к витражному рисунку - всё это одно из моих самых ярких впечатлений из детства, которое навсегда впечаталось в моё сознание. Я постоянно хотела рисовать. Где-то в семь лет у меня была первая мечта - стать художником. Потом эта мечта переросла в более рациональные идеи: в девятом классе я хотела стать дизайнером рекламы. Я ходила к художнику на частные уроки. Но потом поняла, что у меня для этого нет никакого таланта.
Лет в 16-17 моя крёстная подарила мне мой первый фотоаппарат-мыльницу. Я фотографировала всяких жучков, паучков, как это обычно у всех и начинается. Уже потом, когда мне было 18 лет, на свою первую зарплату я купила нормальный фотоаппарат, который у меня функционирует до сих пор. Сейчас у меня все тот же Canon 40D с объективом Canon ЕF 50mm f/1,4. Других объективов у меня сейчас нет, хотя в последнее время мне очень часто не хватает широкоугольного объектива.
Валерия, мы знаем, что Вы сейчас учитесь.
Да, это «Социально-культурный сервис и туризм», и я ещё учусь на 4-м курсе. После получения диплома буду специалистом по туризму.
Как Вам кажется, Вы будете заниматься этой профессией?
Я это рассматриваю как ступень. Если не получится с фотографией, то я пойду туда.
А как Вы поймёте, получилось или нет?
Получилось - это если я буду востребована как фотограф. Здесь конечно играет особую роль материальная сторона. Другими словами, будут ли деньги для занятия фотографией или их не будет.
Мы знаем, что Ваши работы побеждали. Например «Три сестры» в проекте «Best Of Russia -2011» в категории «Люди». Разве это не успех?
Честно говоря, я это не рассматриваю как успех. Для меня это просто какая-то маленькая приятность. После этого конкурса ничего не последовало. И это было просто как галочка для самой себя, смогу ли я пройти туда или нет. У меня было ещё несколько выставок. Сейчас в Литве одна моя работа выиграла в конкурсе фэшн-фотографии. Но на самом деле, я отношусь к этому спокойно и легко, как к чему-то, что доставляет мне самой удовольствие.
Как часто Вы довольны результатом своей работы?
Я никогда не бываю довольна. Результатом, может быть и довольна, но самой собой… Я постоянно хочу большего. Т.е. если ты думаешь, что вот это всё, это та конечная точка, которую ты хотел достичь, то я думаю, надо прекращать заниматься фотографией или вообще какой-либо творческой деятельностью. Должно быть постоянное развитие самого себя и своих способностей.
А как Вы занимаетесь саморазвитием?
Это сложный процесс. В детстве я постоянно таскала свою маму в картинные галереи. Она, бедная, после работы должна была идти со мной, потому что я постоянно этого требовала: «Идём смотреть картины!» Вот таким я была ребёнком. Я и до сих пор люблю рассматривать картины, анализировать. Это было и остаётся моим главным учебным процессом.
Значит, основа Вашей визуализации - это живопись?
Да, это так.
А кто из мира живописи на Вас производит наибольшее впечатление?
Я уже раза 4 была на выставках Сальвадора Дали. Первый раз это было в Молдавии, когда я ещё там жила. Тогда в Кишинев приезжала выставка Дали. Потом мы как-то находились в Чехии, и как раз в это время там была его выставка. И я снова пошла. Даже не пошла, а побежала! Причём оба раза выставлялись примерно одни и те же картины, но это меня не остановило. Позже я была на выставке сюрреалистов в Москве, на которой, в том числе, был и Дали. Совсем недавно пару месяцев назад в Пушкинском музее был снова Сальвадор Дали, и опять же я пошла. Будет ещё выставка, пойду обязательно. Это мой один из самых почитаемых и любимых художников.
В Дали мне нравится его ирреальность, сплетения снов, яркость, эксцентричность. Мне нравится, что он не боялся будоражить публику. Мне кажется, что его эксцентричность как человека и как художника очень близки, настолько вместе, неотделимы друг от друга. Я читала его «Дневник одного гения», и, по-моему, разделить его творчество от него самого невозможно. Он и думал так же, как и рисовал.
Ещё могу отметить Леонардо Да Винчи. Сейчас, кстати, в Москве проходит его выставка, но я до неё ещё не добралась. Когда-то в детстве я читала книгу «Воскресшие Боги Леонардо Да Винчи», и она меня очень впечатлила. Меня поразила личность Да Винчи. Позже, увидев его картины, я ими тоже прониклась. В живописи Да Винчи привлекает мягкость его кисти, какая-то нежность, романтичность, округлые линии.
Расскажите, пожалуйста, как придумываются образы?
Перед съемкой мне обязательно нужно увидеть человека. Если нет возможности встретиться, то мне обязательно нужно увидеть человека хотя бы на фотографии. Я без этого не договариваюсь о встрече никогда. Т.е. человек должен прислать мне свои фотографии. И вот на основании этого я уже и строю образ. Глядя на лицо человека, у меня могут возникнуть какие-то ассоциации, образы. А ещё я очень часто люблю вплетать в съёмку свои собственные воспоминания или впечатления от чего-то увиденного: например, от природы, от увиденных фильмов, от операторской какой-то работы, которая меня впечатлила, от книг, от художественной литературы. Всё это как-то переплетается и в голове начинает формироваться образ.
Кто Ваши модели?
В основном это совершенно обычные люди, которые не занимаются модельной карьерой. Среди них есть и музыканты, и актёры, и художники. Честно говоря, я не знаю, как они меня находят.
Вот у меня есть одна из моих любимых моделей, которую я сначала фотографировала с ирокезом на голове. Потом она перекрасилась в светлый цвет, и я её ещё раз фотографировала. У неё очень эффектная внешность и она - очень интересный в общении и в творчестве человек. Я за ней наблюдаю в её блоге и каждый раз восхищаюсь тем, что она делает.
Осеннюю съёмку с ней мы планировали 2 года, и всё не могли никак встретиться. Она занятой человек, я тоже со своими съёмками постоянно занята. И вот у нас всё как-то не получалось. А потом мы как-то встретились, и она сказала, что хочет именно такое осеннее настроение. Я решила, что это тоже совпадает с моим мироощущением в тот момент. Несмотря на то, что мы не виделись 2 года, у нас с ней очень высокое взаимопонимание. Вот это - самое главное в фотографии, чтобы было взаимопонимание и доверие.
Мне очень нравятся такие люди, с ними интересно общаться. И не важно, какой у них опыт в фотографии. Самое главное, что они целеустремлённые, они живут ради какой-то творческой составляющей. Наверно, я выбираю моделей исходя из этого, из эмоционального ощущения.
Ваши модели всегда довольны сотрудничеством?
В 95% случаев, мне кажется, да. Мне хочется верить в это. Обычно мне потом присылают достаточно положительные отзывы, и я очень рада этому. А со многими я потом дружу, общаюсь. Например, девушка Соня из «Трёх сестёр». Изначально мы договаривались об одной съёмке. А потом уже на протяжении двух лет я чуть ли не семейным фотографом стала у неё с её молодым человеком, а сейчас уже мужем. Сначала я делала предсвадебную съёмку для них, потом фотографировала её беременную. Я очень рада, что наше с ними общение не заканчивается. И вообще, это замечательно, когда люди остаются на протяжении долгого времени с тобой.
У Вас есть представление об идеальной модели или кадре?
Вообще, идеала достичь невозможно. Идеально, наверное, это когда и фотограф, и модель полностью проникли в съёмку и полностью доверились друг другу и сами себе. Если это, например, ню, то модель должна доверять, прежде всего себе, раскрыться, раскрепоститься, освободиться от каких-то предрассудков. И это без доверия невозможно. Это всё настолько интимно. И если кадр всё это передаёт, тогда он идеальный. Это самое главное. Но это совсем не техническая сторона, а именно душевная.
Вы занимаетесь свадебной фотографией?
Нет. Свадебную фотографию я как-то обхожу стороной. У меня была одна свадебная съёмка, но я её нигде не выставляла, и, честно говоря, по её итогам я поняла, что это не моё. Я не особо люблю репортажную съёмку. Я люблю больше планировать кадр именно с режиссёрской точки зрения, чтобы всё было полностью моё. Я люблю продумывать каждую деталь, чтобы в кадре не было посторонних людей, чтобы никто не отвлекал моделей. Поэтому свадебная съёмка - это точно не моё. На свадебную съёмку я могу согласиться, если будут только жених и невеста, если это будет некая история двух любящих людей.
Какие жанры Вам ещё интересны? Что бы ещё хотелось попробовать?
Вот я фотографировала на Соловецких островах. Меня нашли в интернете и пригласили фотографировать там для издательского отдела Соловецкого монастыря. В основном мне надо было фотографировать именно природу, скиты, собор. Но когда я увидела там людей и посмотрела им в глаза, я поняла, что всё-таки это мне дороже. Оттуда я привезла некоторое количество портретов, и они для меня более ценны, наверное, чем пейзажные снимки. Если я фотографирую пейзаж, то хотя бы маленькая точечка, хотя бы лёгкий силуэт человека, но должен быть. Я много фотографирую на природе, но и на природе у меня в кадре должны обязательно взаимодействовать люди.
Расскажите про авторов, которые Вам интересны, на работы которых Вам хочется смотреть, у которых, быть может, хочется что-то перенимать или учиться?
В основном это мастера, уже ставшие классиками фотографии. Sally Mann, Richard Avedon, Rodney Smith, Stefan Vanfleteren, Sarah Moon. Каждый из них по своему интересен. Я каждый раз подолгу рассматриваю фотографии, например, Родни Смита и каждый раз думаю: "Это ж надо было так увидеть! " . Дух захватывает.
Мне в основном нравятся постановочные жанры и всё, что связано с портретом. Я не особо отмечаю техническую сторону фотографии, для меня более важен душевный вклад в фотографию. Я помню работы, могу описать свои ощущения от них, но имена не запоминаю. С названиями у меня вообще плохо, я могу запутаться в городе только потому, что не могу запомнить какие-то названия. Но зато у меня память на лица замечательная, я могу по одной лишь фотографии запомнить человека и потом, увидев, узнать его.
Вы бы хотели попробовать какую-нибудь новую камеру?
Я бы хотела фотографировать всё-таки на плёночный фотоаппарат. Плёнка даёт тот цвет, который приятен глазу, именно моему глазу. Такой мягкий, душевный, тёплый, и пусть он не всегда техничный. Многие и сейчас думают, что я снимаю на плёнку, что для меня очень странно. Я специально не делаю плёночного эффекта, просто он вот такой у меня получается. Но какой именно фотоаппарат хочу, я пока не знаю.
Расскажите про то, как Вы обрабатываете свои фотографии?
Плагинами я не пользуюсь, потому что считаю, что это шаблонные действия, которые я стараюсь не позволять себе. Я хочу, чтобы тот эффект, который у меня есть, был только моим, и ничьим больше. Моя обработка достаточно проста. Это либо работа с кривыми, либо добавление текстуры. Обработка происходит в несколько действий. Я добавляю резкость, текстуру для цвета и работаю с кривыми в ФШ.
Но иногда это занимает много времени именно из-за того, что я не могу найти свой цвет. Я считаю, что каждый цвет несёт в себе определённую информацию. Например, жёлтый с примесью какого-нибудь холодного оттенка, допустим, голубого, настраивает на какую-то болезненную волну. Если жёлтый смешивается с оранжевым или красным оттенком, он становится более тёплым, и поэтому фотография получается более радостной. Для меня очень много значит цвет, его оттенки, красочность кадра.
Как Вы знаете, в нашем сообществе мы предлагаем участникам каждый день придумывать какие-то новые идеи. А как часто Вам приходят новые идеи?
Иногда мне нужно отдыхать от своих идей и от фотографии, чтобы потом работать лучше. Здесь, наверно, нужно говорить о вдохновении. Вдохновение не может быть постоянным. Всё зависит от настроения, душевного состояния и готовности фотографировать. Фотографировать по какому-то заказу для меня практически невозможно.
Но практика - это не только фотографирование. Заниматься фотографией можно и анализируя чужие фотографии. И если ты не можешь сегодня фотографировать, ты всё равно не должен забрасывать фотографию полностью. В этот день можешь хотя бы посмотреть несколько работ других авторов, проанализировать их, прочувствовать их. И даже если это не твой опыт, он всё равно пойдёт тебе в копилку.
Что Вы можете посоветовать начинающим?
Практиковаться, практиковаться и ещё раз практиковаться. Начать жить этим. Если ты себя не вкладываешь в творчество, относишься к нему поверхностно или следуешь веяниям моды больше, чем своему собственному мышлению, то ничего не получится. Должен присутствовать даже какой-то фанатизм. В творчество должно вкладываться личное. Ты должен видеть, чувствовать кадр именно со своей точки зрения, при этом должна быть постоянная практика. Нужно наблюдать, анализировать фотографии уже состоявшихся фотографов. Спрашивать себя, почему этот кадр привлекает внимание, а другой - нет. «Почему, как, зачем» - эти вопросы надо себе задавать постоянно.
Нужно смотреть на мир под углом объектива. Думать, как будет та или иная картина, которую ты видишь глазами, смотреться в кадре. Каждая линия в кадре должна быть осознана, проанализирована. Кадр должен быть композиционно красив. Если тебе понравился какой-то предмет, какой-то человек, что-то тебя вдохновило, это еще не значит, что ты просто это сфотографируешь и кадр сразу заиграет теми эмоциями, которые ты пытаешься вложить. Ты должен сделать при этом фотографию красиво.
Как Вы относитесь к фотошколам и фотокурсам?
Их сейчас так много, но не во всех дают достаточный уровень знаний. Создаётся ощущение, что каждый, кто более-менее состоялся и пропиарился, начинает обучать фотографии. И не всегда амбиции обучающего соответствуют его реальным знаниям.
Вообще, на курсах тебя могут научить чему-то техническому, а душевной составляющей тебя никто не научит. Либо ты видишь кадр, либо ты его не видишь. Техника - это конечно хорошо, и это играет не маловажную роль. На курсах тебя могут научить каким-то основным законам композиции, но иногда их тоже надо уметь нарушать. Идеальный кадр может оказаться неинтересным для зрителя. Техника - это всего лишь 20% от всего снимка, остальные 80% - это душевная составляющая.
Что Вы посоветуете почитать, какие книги, какую литературу?
Я больше читаю художественную литературу, и из неё выуживаю какие-то сюжеты, идеи и темы для фотографий. А книги по фотографии нужно читать, когда изучаешь техническую сторону. Я вот хочу прочитать А.Лапина «Фотография как…».
Как Вы относитесь к критике?
Критик - это профессия. Критиком может быть не каждый. Критиком может быть человек, который сам чего-то достиг, и который сам может чему-то научить. Тогда это будут не просто слова. А просто критиковать ради критики - это уже наводит на мысль, что человек не знает, чем ему заняться.
Вы часто сталкиваетесь с критикой Ваших работ?
Очень часто. Каждый сталкивается с такой критикой. Чаще всего критикуют те люди, которые только вчера взяли камеру в руки, но уже начали критиковать. Я к такой критике отношусь равнодушно, даже с улыбкой. А сама я никогда не критикую, потому что считаю, что я не доросла до такого уровня. Я думаю, что лет через 50, может быть.
Какие у Вас планы на будущее?
Я бы хотела работать в каком-нибудь журнале, связанном с модой. Вот сейчас у меня есть несколько фэшн проектов. Это случилось после того, как я выиграла конкурс фэшн фотографии. Специально я этим не занималась, это получилось как-то случайно. Но эта победа дала мне стимул развиваться в этом направлении. И может быть, я когда-нибудь буду работать в престижном модном журнале. Но я надеюсь, что в этом случае, я не стану просто рекламным фотографом, а сохраню что-то своё.
И последний вопрос: а у Вас сейчас есть с собой фотоаппарат?
Нет. Я странный, наверное, фотограф. Довольно часто встречаюсь с другими фотографами, они постоянно в полном обмундировании, а я прихожу без всего. Я в эти моменты отдыхаю. Держу фотографию в себе, но при этом не фотографирую. Я не люблю снимать, когда я не готова.
Фотограф Валерия Решетникова (
iuventa_de_sol)
Официальный сайт:
www.art-photostories.com В интервью принимали участие
romashka7 и
vikont_mart